Елена Капаций
Проект «Басенки — безопасенки» в старшей разновозрастной группе
Проект "Басенки - безопасенки" Старшая разновозрастная группа
Воспитатель Е. А. Капаций
Обеспечение здоровья детей - основная цель, главная цель цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам жизнедеятельности детей (ОБЖ). Они направлены на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуаций на дороге, в транспорте.
Публикация «Проект „Басенки — безопасенки“ в старшей разновозрастной группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Обучая правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице я провожу в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно - образовательного процесса, не допускаю перегрузки детей излишней информацией и учитываю состояние здоровья и настроения ребят.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром я даю детям представление о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Дети и дорога» и др., просмотр видеофильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений я даю понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирую в окружающем пространстве; привлекаю детей к составлению планов, схем участка, дороги.
На занятиях по изобразительной деятельности ребят я учу рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.
На занятиях по трудовому воспитанию дети изготавливают атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, макеты домов, деревьев).
На занятиях по конструированию у детей формирую интерес к созданию разнообразных сооружений и зданий из строительного материала (мост для пешеходов, мост для транспорта, учу планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); учу создавать различные модели по рисунку, по собственному замыслу.
На физкультурных занятиях продолжаю развивать у детей координацию движений и ориентировку в пространстве; учу детей ездить на велосипеде по прямой и по кругу.
Эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения является проведение всевозможных конкурсов - «Зеленый огонек», Вместе с семьей по дорогам города».
Особое внимание воспитателя обращено на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки, которые используются не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада.
Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте. Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности.
Цель проекта : формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде.
Задачи проекта :
1. Психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного рода опасных ситуаций.
2. Сформировать навыки безопасного поведения дошкольников в быту.
3. Содействовать овладению деятельностью по сохранению своей жизни и здоровья.
Продолжительность проекта : один год (старшая и разновозрастная группа).
Работа по реализации проекта осуществляется на основе следующих принципов.
• Системности: работа должна проводится ежедневно в течение всего учебного года;
• Сезонности: следует учитывать местные условия, время года, особенности учреждения (например, наличие в ДОУ бассейна);
• Преемственности: взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи. Основной материал должен стать достоянием родителей, которые могут самостоятельно выступать активными участниками педагогического процесса;
• Доступности: материал, представленный детям должен соответствовать их возрастным особенностям.
Оптимальными методами реализации проекта в ДОУ являются проблемное и игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и убеждающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости.
Предметно - развивающая среда включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно - печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей.
Проект включает шесть направлений. Содержание пяти из них (пожарная безопасность, безопасность на воде, безопасность ан улице, безопасность в доме, безопасность в лесу) представлено в пяти блоках. Шестое направление (коммуникативная безопасность) проходит через все блоки.
Каждый из блоков включает следующие виды деятельности:
1. занятие как элемент, формирующий у ребенка необходимый арсенал знаний, основанный на проблемно-диалогическом обучении как наиболее эффективной образовательной технологии;
2. ежедневные игры различных видов (5-10 минут) : подвижные дидактические игры в свободной деятельности, способствующие закреплению и развитию сформированного навыка
3. разрешение проблемных ситуаций под руководством воспитателя, что позволяет ребенку погрузиться в ситуацию, увидеть правильные способы действия и попробовать совершить их самому (приложение 1 безопасность в рифмах, пословицы и поговорки);
4. развлечения и спортивные мероприятия, закрепляющие и обобщающие изученный материал по темам (приложение 2 конкурс «Вместе с семьёй по дорогам города».)
5. целевые прогулки и экскурсии, диагностирующие способы поведения детей в реальной ситуации, детей на изучение материала.
Формирование у детей культуры безопасного поведения предполагается, как сказано выше, по шести направлениям:
• на улице,
• в воде,
• при пожаре,
• дома,
• В природе,
• при взаимодействии между собой.
Первые пять направлений оформлены в 5 блоков. Взаимодействие между детьми происходит на улице и дома, при пожаре и на воде. Поэтому шестое направление реализуется в течение всего года, без выделения его в отдельный блок.
Проект включает все практикуемые в дошкольных учреждениях виды деятельности как элементы, в которых очевиден результат и которые успешно формируют необходимые у дошкольников компетенции. «Именно успешность в целенаправленном достижении результата деятельности, а затем формулирование ребенком самооценки на основе анализа - ведущее средство решения данной задачи» (Н. М. Крылова). Поощряя любую познавательную активность, даже если последствия ее были нарушением правил (налил много воды на пол, потому что исследовал зависимость силы струи от поворота крана и т. п., педагог поддерживает общее позитивное отношение к ребенку как к личности. Кроме того, необходимо психологически подготовить детей к возможной опасности и сформировать у них определенный навык, который позволил бы правильный действовать в чрезвычайной ситуации. Его можно развить только через игру, проводимую под руководством педагога.
Календарно - тематический план
месяц неделя Вид деятельности тема
сентябрь 1 Занятие ИЗО «Правила на улице для воспитанных детей».
2 Диагностика детей. Анкетирование родителей.
3 Целевая прогулка «Улица не место для игр»
4 Проигрывание ситуаций «Правила поведения в общественном месте для воспитанных детей»
октябрь 1 Ежедневные игры «Дорожные знаки для пешеходов»
2 Сюжетно-ролевая игра «Мы в общественном транспорте»
3 Занятие (коллективная аппликация «Человек в толпе») «Правила поведения в толпе»
4 Экскурсия «Шагая по улицам села…»
ноябрь 1 Занятие (ИЗО) «Прогулка по морю»
2, 3 Проигрывание ситуаций «Если я вдруг тону…», «Безопасность на льду»
4 Конкурс «Вместе с семьёй по дорогам города.»
декабрь 1 Занятие конструирование «Правила обращения с огнем»
2 Сюжетно-ролевая игра «Наступает Новый год»
3 Проигрывание ситуаций «Разноцветные игрушки свечи и хлопушки»
4 Родительское собрание «Ребенок и правила дорожного движения»
1 2 3 4
январь 1 Неделя праздничная
2 Просмотр и анализ мультфильма (15мин) «Детские шалости с огнем»
3 Занятие «Правила общения согнем для воспитанных детей»
4 Проигрывание ситуаций «Если загорелся телевизор»
февраль 1 Проигрывание ситуаций «Как уберечься от ожогов»
2 Беседа «Огонь - друг, огонь - враг»
3 Развлечение «Театрализованное представление путаница»
4 Сюжетно-ролевая игра «Если ты дома остался один…»
Март 1 Занятие (тренинг) «Один дома»
2 Проигрывание ситуаций «Опасность в быту»
3 Занятие «Незнакомец звонит в дверь»
4 Проигрывание ситуаций «Правила поведения с дом. -ми жив
Апрель 1 Занятие (аппликация) «Мой друг»
2 Сюжетно-ролевая игра «Будем дружно жить»
3 Занятие (аппликация) «Правила поведения в лесу»
4 Проигрывание ситуаций «По ягодку в лес пойду…»
Май 1 Праздничная неделя
2 Экскурсия в парк «Покатайте нас, лошадки!»
3 Занятие «Будем бережны к природе»
Пословицы и поговорки
Осторожность – мать безопасности
Осторожность – не трусость по кривой дороге поломаешь ноги
Не уговорившись на берегу, не езди на реку
Не всякий встречный друг сердечный
Не зная броду, не суйся в воду
Не прикидывайся овцой – волк съест
Погляди, прежде чем прыгнуть
Знай правила движения, как таблицу умножения
На воду без весел не спускайся
С огнем не шути, с водой не дружись, ветру не верь
Больше верь своим очам, чем чужим речам
Вода и огонь хорошие слуги, но и страшные господа
Не топора бойся, а огня
От маленькой искры большой пожар бывает
Мухомор красен, да для здоровья опасен
Лес легкие Земли – береги как свои
Не вся ягода, что красна, съедобна
Береги нос в большой мороз
В мороз заснуть легко, проснуться трудно
Вкусна рыбка, да опасна косточка
Чай горячий пей, на себя не лей
Сценарий родительского собрания.
«Ребенок и правила дорожного движения»
Время проведения: третий квартал.
Цели: сохранение жизни и здоровья детей; объединение усилий педагогов и родителей в вопросе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерное и активное распространения знаний о правилах дорожного движения среди родителей.
Форма проведения: познавательно-игровой конкурс.
План проведения
Вступительное слово ведущего родительского собрания.
Этап педагогического всеобуча. Выступление работника ГИБДД.
Этап показа практической деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения.
Этап решение практических задач
Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.
Ход мероприятия
Подготовительный этап.
Оформление плаката «Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости»; приглашение родителям на родительское собрание с указанием его программы; наглядной агитации (стенды «Внимание улица», «Это должен знать каждый», Красный, желтый, зеленый»); выставки детских работ «Мы едем, едем, едим…»; тематические выставки (подборка художественного слова, книг для чтения детям, наглядных и дидактических пособий, игр и др.).
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, оборудования для игр,
пособий для занятий по ознакомлению детей правилами дорожного движение.
Создание папок -передвижек (осторожно красный свет «светофор»)
1. Организационный этап.
В помещении вывешены плакаты, тема собрания : оформлены :
• информационно - методическая выставка по теме собирания :
• фотовыставка «С места происшествий»(автокатастрофы) :
• выставка детских рисунков по теме собрания.
Подготовлена аппаратура для просмотра.
2. Вступительное слово ведущего.
Безопасное поведение на улице травматизм - очень острая проблема. Чаще всего сами дети являются причиной дорожно-транспортных происшествий. Приводят к этому и незнание ими основ правил дорожного движения, и безучастное отношение самых взрослых к собственному поведению проезжей части. Предоставленные самим себе, дети особенно старшего до школьного и младшего школьного возраста, не сознают реальных опасностей на дороге. Не умея еще правильно определять расстояние до приближающейся машины, ее скорость, они полагаются на собственную быстроту и ловкость, считая вполне естественным выехать на проезжую часть на велосипеде или затеять здесь весёлую игру.
Наши дети каждый день слышат от нас: «Ты обязан вести себя как подобает», «Ты не должен открывать дверь незнакомцам», «Ты должен переходить дорогу на зеленый свет». Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это «в сто первый раз». Они чувствуют давление нашего авторитета, иногда вину, иногда лишь скуку, а чаще всего все вместе взятое.
Дело в том, что моральные устои и безопасное поведение воспитываются в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей. Если в семье все соблюдают правила дорожного движения, разыгрывают ситуацию «один дома», воздерживаются от грубых слов, делят домашнюю работу - будьте уверены, ребенок знает как себя правильно вести.
Если же он нарушает «нормы поведения», то стоит посмотреть, не ведет ли себя кот-то в семье также или похожим образом. Помните словесные поручения типа «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца повторяю, к собаке на улице не подходи», «Сколько раз тебе говорила. Не послушалась - пеняй на себя» - самый неудачный способ помочь ребенку.
Воспитание ребенка, безусловно, очень тонкая и трудная задача. От её решения зависит, вырастет ли ребёнок внутренне собранным и ответственным человеком или нет, сможет ли он в опасных ситуациях собраться с силами или нет. И в этом главную роль играет дисциплина. О чем поговорим чуть позже.
Работа с детьми по безопасности позволяет охватить несколько основных аспектов.
1-познавательный, т. е. играя, ребёнок получает новые знания и навыки, которые ему помогут адекватно реагировать на опасную ситуацию.
2-воспитательный, ребёнок получает и усваивает такую форму поведения, при которой, оставаясь добрым, можно быть осторожным и бдительным. Воспитание доверия к окружающему миру.
3-поведенческий, формирование определённых моделей поведения.
В нашей группе работа по этому вопросу ведё тся постоянно: беседы в режимные моменты, на занятиях по социальному развитию, по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой и т. д.
Работа ведется по нескольким разделам, а именно:
«Ребенок и другие люди», в котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
«Ребенок и природа». Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.
«Ребенок дома» – пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях.
«Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» – изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т. д.
«Ребенок на улице» – правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.
Для лучшего усвоения материала в своей работе мы используем различные дидактические пособия и игры.
««Перейди дорогу» - если потерялся в магазине, если чужой позовёт тебя покататься на машине и т. д. «Один дома», «Дорога домой», «Телефонный звонок», «Подкуп», «Опасность»(телефоны-01, 02, 03,04,»Незнакомец» и т.
В каких сказках прослеживается тема безопасности?
«Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка». Мы сегодня Вам покажем:
"Волк и семеро козлят"
Этап решения практических задач.
Воспитатель: Сейчас мы предлагаем посоревноваться в знании правил дорожного движения. Для этого нужно разделиться на две команды. Отвечаем на вопросы. Учитывается правильность и быстрота ваших ответов.
(Родителям раздаются карточки с вопросами).
1. Какие виды пешеходных переходов бывают?
(Регулируемые и нерегулируемые, наземные, надземные, подземные).
2. Как следует переходить улицу, если отсутствует пешеходный переход?
(Разрешается переходить улицу под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны. Выходить на проезжую часть разрешается только после того, как пешеходы убедятся, что переход безопасен).
3. Как следует держать ребенка за руку при переходе улицы?
(Крепко за запястье, чтобы ребенок не вырвал руку).
4. Как взрослый с ребенком должен входить в автобус?
(Ребенок входит первым, взрослый за ним).
5. Как взрослый с ребенком должен выходить из автобуса?
(Взрослый выходит первым и помогает выйти ребенку).
6. Как правильно везти ребенка на взрослом велосипеде?
(Нельзя сажать ребенка на раму своего велосипеда. На велосипедной раме, за рулем должно быть установлено специальное детское сидение с подножками).
7. Почему на автобусных остановках, особенно в сырую погоду, необходимо быть на некотором удалении от проезжей части, наблюдая за приближающимся транспортом?
(Если площадка остановки мокрая, можно поскользнуться и попасть под останавливающийся транспорт. На скользкой проезжей части может произойти занос транспортного средства на площадку, тротуар).
8. Где и как надо ожидать автобус?
(Только на специальных посадочных площадках; если их нет, то на тротуаре или на обочине. Детей надо держать за руку так, чтобы они стояли дальше от проезжей части).
Подводятся итоги, подсчитываются правильные ответы, оценивается активность каждой команды.
Воспитатель: В заключение нашей дружеской встречи хотелось бы отметить. Не запугивайте ребенка улицей — панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!
Полезно прочитать ребенку стихотворение:
«Про одного мальчика» С. Михалкова,
«Меч» С. Маршака,
«Для пешеходов» В. Тимофеева,
«Азбука безопасности» О. Бедарева,
«Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина.
ПОМНИТЕ! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать, все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!