Мотькина Мария
Проект в старшей разновозрастной группе «Мир театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал МДОУ Детский сад «Теремок» в пос. Титово
Проект в старшей (разновозрастной) группе
«Мир театра»
Воспитатель:
Мотькина М. И.
2019 г.
Информационная карта проекта
Название проекта :
«Мир театра»
Вид проекта :
Познавательно – творческий
Сроки реализации проекта :
Краткосрочный. 4 – 15 марта
Участники проекта :
Публикация «Проект в старшей разновозрастной группе „Мир театра“» размещена в разделах
Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
«Театр-искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». (К. С. Станиславский).
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге - раскрытию творческого потенциала ребенка.
Цель:
Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Задачи:
1. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях, о людях которые работают в театре, об артистах; показать значимость и необходимость каждой профессии в театре;
2. Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
3. Содействовать развитию творческой активности детей, эмоциональности и выразительности в речи и движениях.
4. Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ.
5. Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду.
6. Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности.
7. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
8. Способствовать формированию эстетического вкуса.
9. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
10. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
11. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.
Ожидаемый результат:
- повышение творческого потенциала воспитанников;
- пробуждение интереса детей и родителей к театру;
- получение детьми первичных навыков в области театрального искусства, использовании мимики, жестов, интонационной выразительности, кукловождения;
- включение театрализованной деятельности в единый образовательный процесс;
- повышение самооценки участников проекта;
План реализации проекта
1. Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Составление плана работы.
Выявление предварительных знаний детей по теме проекта
Анкетирование родителей.
Наблюдение за детской театрализованной деятельностью - выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам.
Подбор литературы, наглядного материала, подготовка презентаций
2. Основной (практический) этап
Совместная деятельность педагога и детей с учетом интеграции образовательных областей (Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие)
«Мы пришли в театр»
1. Знакомство с понятием театр : (показ слайдов, картин, фотографий). Виды театров (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др.) .
Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
2. Знакомство детей со сказочными героями. Цель: развитие интереса к театральной деятельности.
3. Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).
Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
4. Показ иллюстраций, фотографий московских театров. Цель: познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. с разными видами театров.
5. Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр».
Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя») ; воспитывать дружеские взаим1) 6. Просмотр видеофрагментов о различных видах театров.
7. Оформление альбома «Театры для всех» о различных видах театров.
8. Организация совместной деятельности в форме «Творческая мастерская» на тему «Театр своими руками», обязательно использовать кулисы, театральную кассу, афишу, буфет и гардероб;
9. Беседы о правилах поведения в театре, дать понятие пословицы «Зрительская культура».
Цель: Дать детям представление о правилах поведения в общественных местах; формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.
10. Показ театра (по выбору воспитателя). Цель: пробудить эмоциональный отклик у детей на просмотр сказки.
«Куклы-артисты»
1. Знакомство с видами театров для детей (настольный, театр кукол бибабо, куклы- марионетки).
Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.
2. Рассматривание с детьми кукол би-ба-бо. Беседа о том, как правильно пользоваться куклами, что
является инструментом для вождения кукол би-ба-бо.
3. Чтение русской народной сказки (по возрасту детей)
4. Показ прочитанной сказки с использованием игрушек би-ба-бо (по выбору воспитателя).
5. Театральное кукольное представление.
Цель: Развивать у детей интерес к сценическому творчеству.
6. Психогимнастика. «Разные лица».
Цель: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.
7. «Знакомство с куклами-марионетками».
Цель: Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами.
8. Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках. Цель: Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем.
«Наши руки не для скуки»
1. Знакомство детей с пальчиковым театром, театром- рукавичкой, театром теней. Цель: дать представления детям об особенностях данного вида театров.
2. Пальчиковая гимнастика «Птичка», «Сова» и другие. Цель: речевое развитие, развитие сообразительности, пространственного мышления, творческих способностей детей.
3. Работа с одним из видов театров :
- рассматривание персонажей;
- диалоги: волк - лиса, волк - медведь, мышка – волк.
Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей, расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа.
4. Игра “Придумай веселый и грустный диалог между Мышкой и Зайчиком”. Цель: Развивать коммуникативные качества; разнообразить интонационную выразительность; обращать особое внимание на дикцию детей.
5. Игры детей со звучащими инструментами. Цель: дать представление детям о музыкальном оформлении спектаклей.
6. Вечер загадок по произведениям «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная шапочка», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Колобок», «Теремок», «Репка». Цель:
7. Игра «Попробуйте сами». Пальчиковый театр «Курочка Ряба» (по выбору воспитателя). Цель: развивать умение детей использовать пальчиковый театр в свободной деятельности; распределять персонажей; передавать характерные особенности героев сказки.
8. С/р игра «Поездка в кукольный театр». Цель: Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей.
9. изготовление игрушек – самоделок оригами-сказки.
Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать персонажей к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.
10. Аппликация коллективная «Стоит в поле теремок».
Цель: совершенствовать умение детей вырезать круги из квадратов разного размера, развивать мелкую моторику пальцев, развивать творческое начало; составлять композицию; дополнять различными элементами.
11. Аппликация коллективная «Колобок».
Цель: совершенствовать умение детей наклеивать готовые формы; развивать творческое начало; составлять общую композицию.
«Мы- артисты»
1. Упражнение “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики”.
Цель: Учить передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений. Развивать творчество, воображение и фантазию.
2. Психогимнастика. Цель: Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.
- «Грустный и веселый щенок» (по сказке Н. Сутеева «Кто сказал мяу?») ;
- «Фраза по кругу»
3. Игры "Передай позу", "Что мы делали, не скажем".
Цель: Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность.
Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами.
4. Работа над альбомом "Все о театре".
Цель: Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей).
5. С/р игра «Мы – артисты» (постановка хорошо знакомой детям сказки). Цель: Познакомить детей со сценарием (постановкой) сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.
6. Игры по мотивам сказок «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Хитрая лиса», «Зайка серенький сидит».
7. С/р игра «В гости к трем медведям». Побуждать детей к творческой интерпретации известных сюжетов, используя сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и импровизации
8. Работа над этюдами: пантомимическими и имитационными.
рассказов на темы «Что я видел в театре?», «Любимый герой спектакля».
9. Импровизация по мотивам русских народных сказок.
Работа по постановке сказок.
Мастерская актера.
Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.
10. Рисование афиши предстоящего шоу мыльных пузырей. Привлекать детей к художественной деятельности.
11. Заучивание стихотворения В. Степанова «Артист» :
В кино снимается артист,
Артист играет роль.
В кино артист – то футболист,
То лётчик, то король.
Любых профессий и времён
Сыграть героя может он.
«Театр и музыка»
1. Знакомство с музыкальными театрами. Цель: Дать представление о разнообразных жанрах музыкального театра, таких как “опера”, “балет”, “мюзикл”, “музыкальная сказка”.
2. Знакомство с музыкальным оформлением спектаклей. Рассматривание и игра на музыкальных и шумовых инструментах с целью обучения детей звуковому оформлению сценок из сказок.
3. Ритмопластика. Музыкальная композиция: «Карнавал животных», «Поездка в зоопарк». Цель: Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно, двигаться по площадке не наталкиваясь, друг на друга.
4. Музыкальные народные и хороводные игры по возрасту детей. Цель: Побуждать детей к активному участию в играх.
5. Ритмопластика. Этюды на движение: «Лиса идет», «Вкусное варенье», «Пляска зверей».
Цель: Развивать у детей умение пользоваться жестами.
6. Игровой прием «Отгадай, кто это?». Цель: по характеру музыки определить персонажа из сказки.
7. Озвучивание выбранной детьми сказки с помощью шумовых инструментов. Побуждать детей к творческой интерпретации известных сюжетов, используя шумовые инструменты.
8. Игра-путешествие «В мире музыки и танца». Цель: Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
9. Просмотр отрывков музыкальных фильмов «Мама» (по сказке «Волк и семеро козлят», балета «Щелкунчик», мюзикла «Русалочка», оперы «Снегурочка» и др.
10. Рассматривание фотографий оперного театра, иллюстраций к опере «Снегурочка» (к балету «Щелкунчик»)
11. Прослушивание записи музыкальных сказок по возрасту детей.
Цель: приобщение детей к миру музыкального искусства.
Реализация плана (по Центрам активности в группе) :
Центр искусства:
Изготовлений билетов в театр.
Изготовление афиши.
Коллаж «Кто участвует в постановке спектакля?» (режиссёр, артисты, костюмер, осветитель и т. д.).
Изготовление настольных театров.
Выставка творческих работ «Каким я вижу своего героя?».
Центр речи/книги/театра :
Рассказы детей «Что я видел в театре?», «Чем мне понравился спектакль?», «Любимый герой спектакля».
Оформление новых сценариев (сказок).
Встреча с артистом. Мастер-класс по выразительности речи.
Разучивание ролей совместно с родителями.
Центр познания:
Исследовательский проект «Разные театры» (альбом).
Экскурсия в театр, просмотр спектакля.
Театральный уголок :
Драматизация сказки «Репка» совместно с родителями.
Настольный театр сказки «Гуси – лебеди» («Три поросёнка»).
Пальчиковый театр по сказке «Заюшкина избушка» («Теремок»).
Схемы правил поведения в театре.
Центр игры:
Сюжетно-ролевая игра «Театр».
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Театр» (шапочки, элементы костюмов, декорации и т. п.).
Обыгрывание этюдов «Солёный чай», «Кто съел варенье?», «Изобрази доброго (ленивого, грустного, злого)».
Центр строительства:
Постройка декораций для драматизации сказки.
Конструирование здания театра.
Центр музыки:
Подготовка музыкальной сказки «Кошкин дом».
Прослушивание песенок из мультфильмов и сказок.
Работа с родителями
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта);
индивидуальные беседы;
наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в средней группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
посещение театра всей семьей;
выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»;
совместная деятельность;
помощь в изготовлении костюмов и декораций.
3. Заключительный (обобщающий) этап
Подведение итогов проекта. Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта :
Речь детей более развита (обогащен словарь, сформировано умение строить предложения, произношение более правильное и четкое) ;
Детьми освоены первичные навыки в области театрального искусства : использование мимики, жестов, голоса, кукловождение;
Дети проявляют устойчивый интерес к музыкально-театральному искусству.
Они овладели необходимыми элементарными знаниями, умениями и навыками юного актера
Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания
Возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр
Многие родители приобрели и изготовили для домашнего использования театры
Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 6-7 лет
Практическая значимость проекта :
Для детей: - активизация желания и умения самостоятельно творить, переживая радость творчества.
Для родителей: - проявление творческих способностей в разных областях; – установление партнёрских отношений с ребёнком.
Для педагогов: - повышение профессионального мастерства, самообразование.
Литература
1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников : кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. – 127с.
2. Ерофеева, Т. И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т. И. Ерофеева, Зверева, О. Л. - М. : Просвещение, 1994. – 128с.
3. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М. Д. Маханева. – М. : Сфера, 2001. – 128с.
4. Гончарова, О. В. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О. В. Гончарова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
5. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е. В. Мигунова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
6. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
7. Антипина, Е. А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Детский сад с любовью).