Ирина Геннадьевна Бобарыкина
Проблемы взаимоотношений в семьях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время мало изучен вопрос о том, как одним семьям удается сохранить стабильность, не смотря на тяготы ухода за ребенком с ограниченными возможностями здоровья, а другие семьи не справляются с этой сложной жизненной задачей.
Специфические механизмы, позволяющие родителям выдерживать хроническое напряжение, регулировать уровень тревожности, эффективно решать задачи обучения и воспитания ребенка с особыми познавательными потребностями, должны быть научно проработаны и иметь необходимую методическую базу.
Публикация «Проблемы взаимоотношений в семьях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В связи с этим актуальным является исследование функционирование семейной системы и особенностей личности родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ведь социальный опыт, впервые полученный ребенком посредством взаимоотношений с близким взрослым, является основополагающим для дальнейшего развития его личности, его адаптации к социуму.
Исследователи отечественной школы - С. Я. Рубинштейн, А. Р. Лурия, С. А. Морозов, В. В Лебединский, М. С. Певзнер в своих ранних исследованиях
семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, преимущественно основное внимание уделяли самому ребенку : изучались вариации отклонений, темпов развития и прогнозы.
Далее специалистами Одиноковой Г. Ю., Айвазян Е. Б., Иневаткиной С. Е., и др. активно изучались детско-родительские отношения, в основном взаимоотношения матери и ребенка, где особое внимание уделяли анализу внутренней материнской позиции. Изучались также неправильные типы воспитания в семьях, имеющих ребенка с нарушениями в развитии.
Позже в исследованиях появился системный семейный подход, который расширил научный взгляд на семью : развитие ребенка стало рассматриваться с учетом взаимодействия и взаимного влияния членов семьи друг на друга.
Благодаря системному подходу видения семьи, внимание уделялось не только изучению психического дизонтогенеза ребенка, но и функционированию всей семейной системы, взаимодействиям и отношениям между так называемыми подсистемами внутри семьи. Изучалось влияние нарушений ребенка на членов семьи, ближайшее окружение родственников, близких. А так же исследовалось взаимодействие семьи и ребенка с ОВЗ с социальным окружением.
В рамках системного подхода была разработана социально-экологическая модель, которая позволяла выявлять проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В социально-экономической модели семья рассматривается как микросистема, которая состоит из нескольких подсистем, например, «мать-особый ребенок», «отец-особый ребенок», «мать-здоровый ребенок», «отец - здоровый ребенок», «особый ребенок - здоровый сибилинг» и т. д. Каждую из подсистем характеризуют особенности взаимоотношений, заключающиеся в негативном компоненте, психологической проблеме.
Например, в подсистеме «мать — особый ребенок» может проявляться повышенная тревожность, депрессия матери, ее нестабильное эмоциональное состояние, чувство вины
. В подсистеме «отец — особый ребенок» отец может испытывать негативное отношение к ребенку, отказываться принимать участие в жизни ребенка, самоустранение от проблем и трудностей, отсутствие чувства ответственности.
Проблемой подсистемы «мать — отец» является отказ принятия нарушения у ребенка, отрицание, особенно на начальных стадиях, преобладание сильных негативных чувств по отношению к себе, партнеру и ребенку.
В подсистеме «мать (отец)-здоровый ребенок проблемы могут состоять в том, что основное внимание, и даже чрезмерное его количество, (а также количество обязанностей) уделяется особому ребенку, тогда как его брат (сестра) остро ощущают нехватку внимания со стороны родителей.
В подсистеме «особый ребенок — здоровый ребенок» чувства у здорового ребенка могут проявляться негативные чувства и эмоции по отношению к особому ребенку — вина, стыд или страх заразиться болезнью сиблинга.
Ближайшее окружение семьи : родственники, друзья, коллеги, специалисты социальных служб, врачи, а также другие родители составляют так называемую мезосистему, в которую включена семья с ребенком с ОВЗ.
Проблемы возникают также у родственников, которые не имеют возможности или желания оказать помощь и поддержку семье, не могут принять особого ребенка.
Согласно социально-экологической модели, на семью оказывает воздействие не только мезосистема, но также и эко— и макросистемы, которые представляют собой системы образования, здравоохранения, социальной политики. Они также оказывают влияние на семью со стороны средств массовой информации, принятых в обществе культурных, социально-экономических, политических ценностей.
Таким образом, рассматривая социально-экологическую модель семьи, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ мы можем глубже вникнуть в суть и понять проблемы таких семей.
Список литературы:
1. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М. : Владос, 2004. - 407 с.
2. Половинкина О. Б. Психолого-педагогическая работа дефектолога с родителями в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей. // Дефектология. 2003.- №2. - С. 35-39.
3. Савина Е. А., Чарова О. Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии. // Вопросы психологии. 2002.-№6.-С. 15-23.
4. Селигман М. Обычные семьи, особые дети / М. Селигман, Р. Дар-
линг. М. : Теревинф, 2007. -368 с.
5. Хорошева Е. В. Сравнительное исследование семей, имеющих ре-
бенка с нормативным и нарушенным развитием // Психологическая наука
и образование. № 5., 2010.- С. 5259.
6. Шамионов, Р. М. Соотношение адаптационной готовности и соци- альной активности личности / Р. М. Шамионов // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2012. – Т. 5. – № 2. – С. 72-80.