Ольга Сигаева
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития они не мо-гут наравне со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению, прогнозы врачей неутешительны: с каждым годом число ребят с огра-ниченными возможностями здоровья растет на 4 %. Еще недавно такие дети воспи-тывались и учились в специализированных коррекционных школах и школах-интернатах. В последнее время в образовании стали проводиться реформы, при-званные помочь особым детям влиться в общество, обучаться вместе со своими здо-ровыми ровесниками и стать со временем полноценными членами социума. На это же направлена и программа «Доступная среда», цель которой приспособить условия окружающего мира под потребности людей с ограниченными возможностями.
Публикация «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к то-му, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с раз-личными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обуче-ния за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами, и, честно говоря, периодически бывает необходимым бу-квально для всех учеников в классе.
Для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью образовательной сис-темы. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любая образовательная орга-низация могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностя-ми. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе, но и изменения во взглядах педагогов общего и специального образования, привыкших рассматри-вать свою работу как обучение только определённых групп детей.
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного дос-тупа к получению того или иного вида образования и создание необходимых усло-вий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного язы-ка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и фи-зических возможностей.
К основным элементам инклюзии можно отнести :
включение всех детей с различными возможностями в такую образовательную ор-ганизацию, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;
количество детей с различными возможностями, обучающихся, находится в есте-ственной пропорции в отношении всей детской популяции этого округа в целом;
отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах;
дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту;
ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;
эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения.
Выделяют восемь принципов инклюзивного образования :
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаи-моотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они мо-гут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.