Ирина Смолева
Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
«Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Этапы проекта:
I. Подготовительный
II. Деятельный
III. Обобщающий (заключительный)
Участники проекта
1. воспитанники и воспитатели группы
2. учитель дефектолог
3. учитель логопед
4. психолог
5. социальный педагог
Вид проекта:
-долгосрочный
Проект рассчитан на воспитанников от 3 до 8 лет.
Место осуществления проекта:
- ГКОУ ЛО Ивангородский Специальный (коррекционный) детский дом
Темочки:
Ожидаемый результат: создание портфолио позволит выпускникам скорее встроиться в новый жизненный ритм. Они не будут стесняться показать свое прошлое – и будущее будет в их руках. И не придется наступать на грабли – не только сиротам, но и тем, кто хочет им качественно помогать.
Актуальность проекта
Мы ничего не знаем о воспитанниках детского дома. Если точнее – ничего полезного для их дальнейшей интеграции в общество. В России сирот много, при этом реальных – без родителей – не более трех-пяти процентов. Это мы знаем. Знаем и то, что основная причина попадания детей в детские дома – неблагополучие в семье: уклонение родителей от исполнения своих обязанностей, алкоголизм, другие вредные привычки. Мы в общем имеем представление о том, как живут сироты в детском доме. Эти представления именно что общие – о каждом конкретном ребенке практически ничего не известно, мы не знаем, что за человек вышел из стен детского дома. Конечно, в последующие учебные заведения поступают документы на сироту. Но чаще всего это поверхностная информация: чем болел, какую грамоту получил, как учился. И лежит эта папка за семью печатями в сейфе директора нового учебного заведения. Сиротам эти документы до 18 лет на руки не выдают. А после того, как воспитанник получает-таки бумаги, чаще всего он отправляет их в мусорную корзину. Часто выпускники детдомов сами не могут сформулировать, кто они и что умеют и знают. В том числе потому, что стесняются или просто не хотят рассказывать о себе.
Наша главная задача избавить детей от социального одиночества. Дать им хотя бы минимальную базу практических навыков для дальнейшего творческого и личностного роста. Подарить детям – сиротам их прошлое. На это и направлен данный проект «Технология портфолио для воспитанников детского дома». Ключевым фактором данного проекта является создание личного портфолио ребенка, которое во время нахождения ребенка в детском доме, заполнял бы воспитатель и сам воспитанник, которое поможет сохранить кусочки его детства и иметь определенную базу достижений при выпуске из детского дома. Ведь даже по фотографиям можно определить, чем и как жил ребенок в детдоме, куда ездил, чем занимался, кто был рядом. Если обладаешь такой информацией о человеке, куда проще искать диалога и контакта.
Новизна проекта заключается в том, что при явном регламентировании его направлений и этапов реализации, участникам предоставляется полная свобода выбора форм, видов работы, что определяет необходимость творческого подхода к участию в проекте и в перспективе может способствовать позитивному личностному развитию воспитанников детского дома. Ключевым фактором данного проекта является создание самим воспитанником личного портфолио, которое поможет сохранить кусочки его детства и иметь определенную базу достижений при выпуске из детского дома.
Гипотеза проекта
Портфолио воспитанника детского дома поможет сохранить детям их прошлое, кусочки их детства.
Цели и задачи проекта
Цель: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития воспитанника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Задачи:
- при усыновлении и переводе ребенка в другое учреждение, помочь сохранить память, о его развитие и его достижениях
- создание портфолио каждого воспитанника детского дома;
- оформление выставок творческих работ участников проекта;
- расширение кругозора детей, приобретение ими знаний, навыков и умений через ознакомление с различными видами творческой и общественной деятельности;
- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
- поощрять его активность и самостоятельность;
- формировать навыки учебной деятельности;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
1 Подготовительный этап
Работу по внедрению технологии «Портфолио» в образовательный процесс детского дома, я начала с того, что:
•
Изучила теоретико-методологические подходы к портфолио как педагогической технологии.
•
Затем определила задачи, роль и структуру детского портфолио в условиях образовательного процесса в нашем детском доме. Конечно, разработка структуры портфолио и её согласование с коллегами заняло определённое время. Замечу, что структуру портфолио нельзя считать определенной раз и навсегда. Она может меняться по мере того, как дети растут и какие интересы преобладают у них.
•
Провела апробацию детского портфолио на своей группе.
Я согласна с мнением Т. Г. Новиковой о том, что основной смысл портфолио – «показать всё, на что ты способен». И это было взято за основу портфолио, разработанного для воспитанников моей группы. Помочь ребёнку раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».
В работе над портфолио должна присутствовать систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Для удобства хранения весь собранный материал мы систематизировали, и теперь он хранится в папках с файлами, так чтобы его можно было посмотреть и педагогам и самому ребёнку.
Начав работу, мы видим, что составление портфолио даёт детям возможность проявлять творчество в своей деятельности, инициативу, индивидуальность, обмениваться информацией друг с другом, объединяясь в небольшие группы по интересам, что служит повышению коммуникабельности. В дальнейшем работая над оформлением портфолио, ребё нок сможет лучше понять себя: свои чувства, переживания, победы, разочарования. А педагогу портфолио позволяет выявить самооценку ребёнка, его мнение о своём социальном окружении, интересы, уровень эмоционального благополучия, что очень важно для становления личности ребёнка. Внимательный педагог, посмотрев портфолио конкретного ребёнка, всегда сможет правильно выстроить индивидуальную работу с ним, сделать акцент на слабые стороны и развивать определившиеся таланты ребёнка.
Портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь так важно заметить что-то хорошее, положительное в ребёнке, а не акцентировать внимание на том, что он ещё не может или не знает. Имея своё портфолио, ребёнок может оценить себя сам с позиции успешности и реальных жизненных достижений.
Именно портфолио предоставит педагогам возможность получить всестороннюю информацию о каждом ребенке. Чаще всего под понятием портфолио подразумевается накопление индивидуальных достижений ребенка за какой-то определенный период, его творческие успехи. Ведь важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что еще не можешь, не знаешь, не умеешь. Чтобы все получилось, очень важно понимать цель создания портфолио. А цели могут быть разными.
Изучив методическую литературу по теме, были определены основные функции портфолио воспитанника :
- диагностическая – фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
- целеполагающая – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
- мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;
- содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;
- социообразующая – формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности;
- развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.
Достаточно широкий спектр представленных функций свидетельствует о значимости такой работы.
При формировании папки достижений важно учитывать ряд принципов. Во-первых, участие ребенка в оформлении папки и отборе материалов обязательно. Во- вторых, важно не допустить «соревновательности». Каждый ребенок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это. В-третьих, важна систематичность работы с портфолио. Еще один принцип, который необходимо учитывать при составлении папки достижений – отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы она нравилась ребенку.
Интересные идеи по структуре и оформлению портфолио дошкольника были найдены в методической литературе, Интернете. Когда суммировали всю информацию, выделили основные разделы. Основные разделы портфолио дошкольника :
2 Деятельный этап:
1. Определила вид и состав портфолио воспитанника
2. Сбор сведений в основные разделы портфолио дошкольника :
- «Давайте познакомимся» (фотография ребенка; имя, предпочитаемое ребенком, его обозначение; информация о рождении, знаке зодиака)
- «Я расту» (антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни; группа здоровья; индивидуальные проявления);
- «Почитай-ка» (список любимых книг ребенка, рисунки по произведениям);
- «Грани таланта» (особые таланты и склонности ребенка);
- «Золотые ручки» (поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ);
-«Что ни слово, золото» (речевое развитие)
- «Светлая головушка» (умственное развитие)
- «Награда для героя» (дипломы, грамоты ребенка в различных конкурсах, фестивалях, выставках);
Педагогическую работу по ведению портфолио мы осуществляем на основе тематических страниц предложенных Фадеевой Е. М., в статье «Педагогические условия введения портфолио в образовательную практику детского сада».
На этапе составления портфолио дошкольника большую роль играет использование различных диагностик, позволяющих отследить динамику развития ребенка. Результаты мониторинговых исследований, проводимых в ДОУ, должны найти отражение в папке достижений. При этом важно выбрать максимально лаконичную и в то же время информативную форму представления сведений. Традиционные мониторинговые исследования уровня физического, речевого развития, трудовой деятельности, формирование элементарных математических представлений и других должны быть представлены на диагностических листах в тематических разделах портфолио, например следующих:
«что ни слово – золото» (речевое развитие);
«Светлая головушка» (умственное развитие);
«золотые ручки» (трудовая деятельность).
Несомненно, степень самостоятельности участия дошкольника в формировании портфолио значительно ниже, чем у школьника. Однако все то, что сегодня ребенок в состоянии сделать вместе с взрослым, завтра он сделает сам. Например, самые интересные продукты деятельности и творчества дошкольника отбираются при его непосредственном участии. Согласно рекомендациям методической литературы, оформление портфолио – дело совместное, и «красивость» с точки зрения взрослого должно уступить «красивости» с точки зрения ребенка.
Следует помнить, что работа над портфолио не разовая акция. А. С. Прутченков рассматривает портфолио как важный способ активизации самосознания ребенка на протяжении длительного времени. «Нужно приучить ребенка к постоянной работе по сбору папки личных достижений, поскольку эта технология всматривания в себя, которая потребуется ему на протяжении всей последующей жизни. Нужно чтобы ребенок осознал, что в дальнейшей жизни будет требоваться эта постоянная работа по пополнению своей папки личных достижений». Следовательно, задача детского дома, «приучить» ребенка и воспитателя ведению портфолио, т. е. сформировать потребность в регулярном обращении к папке личных достижений, фиксации успехов. «Очень важно, – отмечает А. Прутченков, – чтобы ребенок сам приложил определенные усилия к ведению портфолио, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личностного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей».
Ожидаемые окончательные продукты и результаты:
-личные портфолио воспитанников
- сформированность детей 8-го года жизни адекватных представлений о себе, собственных достижениях;
- способность детей представлять сверстникам и близким взрослым собственных достижений;
- наличие у детей интереса к достижениям и успехам сверстников;
- локальная педагогическая технология «Ведение портфолио ребенка»;
- повышение педагогической компетентности педагогов;
Ведение портфолио дошкольника способствует развитию самооценки, формированию личностных качеств ребенка, его социальному развитию, и является актуальным в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
3. Заключительный этап.
Оформлены личные Портфолио воспитанников. Даже за один год ведения такой папки, почти у всех детей накопился достаточно большой материал, отражающий их жизнь в детском доме и за его пределами.
Портфолио дошкольника - это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой. Это воспоминания о счастливых детских годах.
Используемая литература.
Кочкина Н. А., Чернышева А. Н. Портфолио в ДОУ. - М., 2009.
Адаменко Л. И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной терапии. - Справочник старшего воспитателя, 1-08.
Курынова С. Портфолио дошкольника. - Обруч, 6 - 2005.