Белова Ольга
Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
О. Н. Белова
город Новочебоксарск Чувашская Республика
Большую роль в проявлении нарушений речевого развития и невротических речевых расстройств у детей играют такие негативные факторы, как пассивность родителей, их психолого-педагогическая некомпетентность. Родители зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребёнка, в то время как навык правильной речи приобретается в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития ребенка. Систематическое, умелое воспитание речи не только облегчает ее освоение, но и предупреждает в большинстве случаев возникновение речевых недостатков, и здесь особенно важна помощь родителей, работающих под руководством учителя-логопеда, воспитателей и врача.
Публикация «Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Для оказания квалифицированной психолого - педагогической помощи детям с нарушениями в развитии речи необходимы, разработка и внедрение в практику ДОУ эффективной программы педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья с целью ее активного включения в процесс воспитания и создания на этой основе единого коррекционно - развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях.
На протяжении многих лет система дошкольного образования (в том числе и специального) существовала изолированно от семьи, полностью принимала на себя проблемы обучения, воспитания и развития детей, недооценивала роль семейного воспитания, зачастую игнорируя и исключая её из процесса обучения и воспитания. В современном мире психолого – педагогические исследования убедительно доказывают необходимость включения родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, а так же коррекции речевого и психического развития ребенка. Уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяет значительно повысить эффективность коррекционно – педагогической работы. Более того превращает семью в активного субъекта образовательного процесса – решающий фактор эффективности любой программы обучения.
Задача учителя-логопеда, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, - привлечь родителя к сотрудничеству. Традиционные родительские собрания уже давно не интересны родителям, поэтому у нас и встал вопрос о создании «Программы педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья».
Актуальность данной программы обусловлена неуклонным ростом числа детей с речевой патологией, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье. Поэтому вопрос подхода к коррекции речевого и психического развития, укрепления и сохранения детского здоровья является особенно актуальным.
Для реализации поставленной задачи, сложилась определенная система взаимодействия с семьями воспитанников. Она включает как традиционные формы сотрудничества, так и новые (мини-концерты, журнал для детей и родителей, практикумы с использованием компьютерных технологий, интернет-образование родителей, группы в социальных сетях и т. д.). Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают логопедические группы. Ведь помимо педагогических знаний, они должны использовать специальные, которые смогут применять дома при закреплении изученного материала.
Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из ее членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу нашего сотрудничества с родителями. Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь в виде ненавязчивого, опосредованного контроля.
Взаимодействие специалистов с семьёй строится с учетом режима работы медико-психолого-педагогического коллектива :
- учитель-логопед: «пятиминутки» - ежедневно, «День открытых дверей» - 1раз в неделю во второй половине дня, индивидуальные и подгрупповые формы работы.
- педагог-психолог : с учетом режима работы индивидуальные и подгрупповые формы работы.
- медицинская сестра: ежедневно.
- врачи: невропатолог, педиатр, отоларинголог, стоматолог, ортодонт – с учетом режима работы.
Коррекционно – развивающая работа в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 27 «Рябинка» города Новочебоксарска Чувашской Республики ведётся с семьями детей в следующих возрастных группах: средняя группа (4-5 лет, старшая группа (5-6 лет, подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Учебный год в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи начинается с 1 сентября, длится 10 месяцев. Программа включает в себя три периода и составлена с учетом реализации межпредметных связей.
Целью первого периода стало: Установление партнерских отношений между педагогами, детьми и родителями. Создание атмосферы общности интересов.
Цель второго периода: Повышение коррекционно-педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания ребенка в условиях семьи.
Цель третьего периода: Подведение итогов коррекционной работы и определение дальнейшего маршрута сопровождения ребенка.
Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционном процессе – непростая в организационном и психическом плане задача. Но ее реализация полностью оправдывается, ведь наилучшие результаты отмечаются там, где учитель-логопед и родители действуют согдасованно.
Список использованной литературы.
1. «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников с ОНР» Ковалева С. Б., Юшманова А. Л., Буток Е. Н., Логопед № 5, 2016 (63-65).
2. Комплексная коррекционная образовательная программа развития детей 4-7 лет/ авт. -сост. Е. В. Мазанова. – Волгоград : Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014.-170 с.
3. «Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи» Тверская О. Н. Логопед № 4, 210 (37-49).
4. «Планирование совместной работы ДОУ и семьи по коррекции речи дошкольников» Манапова Е. Н. Логопед № 3, 2009 (38-50).
5. Родительские собрания в детском саду/ Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2009.-256с.
6. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.-240с.
7. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. – 4-е изд., доп. – М. : Политиздат, 1986. – 368с.