МААМ-картинки

Инструментарий психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья

оксана байкова
Инструментарий психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Данная методика необходима для того, чтобы составить общую картину развития ребёнка старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ, отталкиваясь от которой можно проводить дальнейшую, более углублённую работу. По итогам исследования составляется «Индивидуальная карта психологического развития ребёнка». Полученные результаты используются, в дальнейшем, для организации коррекционно-развивающей работы.

Задания выбираются психологом в соответствии с возрастом ребёнка.

Публикация «Инструментарий психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Примечания: перед проведением психолого-педагогического обследования, родителям (опекунам) необходимо:

1. Представить заключение о соматическом и неврологическом состоянии ребёнка, заключение о состоянии зрительного и слухового анализаторов.

2. Согласие родителей на психологическое обследование.

Система заданий для психолого-педагогического изучения детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Задание 1. «Включение в ряд».

Задание направлено на выявление уровня развития у ребёнка зрительного восприятия, а именно – ориентировки на величину предмета.

Проведение обследования : психолог берёт шестиместную матрёшку и на глазах ребёнка разбирает её, выстраивая матрёшек в ряд по величине и соблюдая между ними равные интервалы. Затем ребёнку предлагается поиграть с матрёшками. Психолог убирает одну матрешку и выравнивает интервал между оставшимися. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрёшка окажется поставленной на своё место, взрослый предлагает ребёнку продолжить игру. Ребёнок должен самостоятельно поставить в ряд 2-3 матрёшки (каждый раз по одной).

Обучение: в тех случаях, когда ребёнок ставит матрёшку без учёта основного признака, т. е. без учёта величины, психолог исправляет ошибку. Затем предлагает ещё раз поиграть и убирает другую матрешку. При этом он не объясняет принцип выстраивания предметов в ряд.

Оценка действий ребё нка: принимает или не принимает ребёнок задание, способы выполнения, обучаемость, интерес к результату.

Задание 2. «Коробка форм»

Задание направлено на проверку уровня развития зрительной ориентировки на форму.

Оборудование: деревянная или пластмассовая коробка с прорезями – круглой, полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной и шестиугольной формы и 12 объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

Проведение обследования : психолог кладёт на столик коробку, раскладывает около неё объёмные фигуры так, чтобы вверху оказалось основание. Фигуры ставятся таким образом, чтобы 2 одинаковые не находились рядом. Психолог берёт одну из фигур и опускает её в соответствующую прорезь. Затем предлагает ребёнку опустить остальные. Если ребёнок не может найти нужную прорезь, силой пытается протолкнуть фигуру, следует провести обучение.

Обучение: психолог берёт одну из форм и медленно показывает действия, прикладывая фигуру к разным отверстиям, пока не дойдёт до нужного. Затем даёт ребёнку другую фигуру и вместе с ним прикладывает её к прорезям, отыскивая соответствующую, т. е. используя практическую ориентировку – целенаправленные пробы. Остальные фигуры ребёнок опускает в отверстия самостоятельно.

Оценка действий ребё нка: принимает или не принимает ребёнок задание, способы выполнения, обучаемость, интерес к результату.

Задание 3. Конструирование из палочек – «Лесенка»

Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

Оборудование: 20 плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования : психолог на глазах у ребёнка строит «лесенку» из 10 палочек и предлагает ребёнку запомнить эту лесенку. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и просит ребёнка сделать такую же. При затруднениях задание предлагают выполнить по образцу. В тех случаях, когда ребёнок не справляется с заданием, проводится обучение.

Обучение: психолог вновь строит лесенку, обращая внимание ребёнка на то, как он это делает. Затем просит ребёнка построить такую же.

Оценка действий ребё нка: принятие и понимание условий задания; способы выполнения – по памяти, по образцу; после обучения – по показу.

Задание 4. Разрезная картинка (из четырёх частей)

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.

Оборудование: 2 одинаковые сюжетные картинки, одна из которых разрезана на четыре части по диагонали.

Проведение обследования : психолог даёт ребёнку 4 части разрезной картинки и просит сложить целую картинку.

Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если после этого ребёнок не справляется с заданием, психолог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит ребёнка наложить другие части, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребё нка: принимает или не принимает ребёнок задание, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, полученный результат.

Задание 5. Группировка картинок по цвету и форме

Задание направлено на проверку уровня развития восприятия и наглядно- образного мышления, а именно, ориентировка на цвет и форму; умение группировать картинки по образцу; умение переключаться с одного принципа группировки на другой; умение объяснять принцип группировки по цвету и форме.

Оборудование: карточки с изображением разных геометрических форм четырех цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный) – всего 24 карточки.

Проведение обследования ребёнок сидит за столом напротив психолога, который выкладывает перед ребёнком карточки-образцы одинаковые по форме, но разные по цвету, и просит ребёнка положить к каждой карточке другие фигуры такого же цвета. Если ребёнок выполнил группировку по цвету, ему предлагают выполнить вторую часть задания – группировку по форме.

Обучение: проводится в том случае, если ребёнок не справился с группировкой по цвету. Оказывается 3 вида помощи.

Первый вид помощи: психолог сличает карточки по цвету и показывает, как он раскладывает карточки под каждым образцом, не называя цвет. Всего раскладывается четыре карточки.

Второй вид помощи: если ребёнок после первого вида помощи раскладывает карточки неверно, психолог молча передвигает карточки в соответствии с образцами. Всего раскладывается восемь карточек.

Третий вид помощи: психолог вычленяет принцип в словесном плане.

Оценка действий ребё нка: принятие задания, понимание условий задания, т. е. принципа группировки по цвету; умение работать по образцу, умение переключаться с одного принципа группировки на другой, умение вычленить принцип группировки в речевом плане.

Задание 6. Количественные представления и счёт

Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умения работать ребёнка выполнять счётные операции в умственном плане, т. е. уровня развития наглядно-образного и элементов логического мышления

Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования : психолог кладёт перед ребёнком 15 палочек и предлагает ему взять 5 палочек. Далее ребёнку предлагают пересчитать палочки, запомнить, сколько их у него, и закрывают эти палочки экраном. За экраном психолог отбирает 3 палочки, показывает ребё нку это количество палочек и спрашивает: сколько осталось палочек? После правильного ответа ребёнка психолог предлагает ряд похожих заданий.

Оценка действий ребё нка: (действенный или зрительный, умение выполнять счётные операции по представлению в пределах 3,4,5; умение решать устные задачи.

Задание 7. Сравнение сюжетных картинок («Лето» или любой другой сюжет)

Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, восприятия целостной ситуации, изображённой на картинках; умения сравнивать и понимать динамическое изменение событий, изображённых на картинках.

Оборудование: 2 сюжетные картинки (на второй картинке произошли какие то изменения, развитие сюжета).

Проведение обследования : перед ребёнком кладут первую картинку и просят внимательно её рассмотреть. Затем кладут рядом другую картинку и просят ребёнка сравнить их, рассказать о том, что тут произошло.

Обучение: в том случае, если ребёнок не отвечает или отвечает неверно, ему задают уточняющие вопросы, активизирующие восприятие и понимание ситуации, изображё нной на картинках: «Какое время года здесь изображено? Что случилось? и т. д.»

Оценка действий и ответов ребё нка: принятие и понимание задания; понял ли ребёнок ситуацию и событие, изображённое на картинках; может ли ребёнок объяснить динамику события, представленного на картинках.

Задание 8. «Найди время года»

Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о временах года, а также уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырёх времён года.

Проведение обследования : перед ребёнком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребёнка просят показать, где изображено зима, лето, осень, весна. Затем просят рассказать, как догадался, что изображено. В случае затруднения проводится обучение.

Обучение: пред ребёнком оставляют картинки с изображением двух времён года – лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди картинку, где изображено лето».

Задание 9. «Нарисуй целое»

Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, уровня сформированности навыков выполнения предметного рисунка.

Оборудование: картинка с изображением всех частей знакомого детям предмета – неваляшки и такая же разрезная картинка, бумага, карандаши (фломастеры).

Проведение обследования : психолог кладёт перед ребёнком картинку с изображением частей неваляшки и просит его нарисовать целую картинку, не складывая её. Если ребёнок не может нарисовать целый предмет по разрезной картинке, проводится обучение.

Обучение: ребёнку дают разрезную картинку и предлагают сделать целую картинку, взрослый помогает ему и снова предлагает её нарисовать.

Оценка действий ребё нка: принятие и понимание задания, умение рисовать предмет по разрезной картинке, анализ рисунка, обучаемость, результат выполнения задания.

Задание 10. Серия сюжетных картинок «Утро мальчика» или любой другой сюжет.

Задание направлено на выявление умений определять временную последовательность событий; умения обобщать свой практический опыт, т. е. уровня сформированности наглядно- образного мышления.

Оборудование: картинки с изображением ситуаций, знакомых детям из повседневного опыта, всего 4 картинки.

Проведение обследования : перед ребё нком в случайной последовательности выкладывают 4 картинки и просят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все картинки по порядку: что мальчик делал вначале, что потом, чем завершились его действия».

Обучение: если ребёнок не раскладывает картинки или начинает выполнять задание неверно, психолог кладё т перед ним первую картинку и говорит: «Вот первая картинка – утро, мальчик проснулся, а теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик делал потом». В случаях затруднений, психолог кладёт и вторую картинку.

Оценка действий ребё нка: принятие и понимание задания; умение проанализировать временную последовательность событий; умение объяснить сущность изображённого события

Система заданий для психолого-педагогического изучения детей 6-7 лет

Задание 1. «Почтовый ящик».

Задание направлено на изучение уровня развития наглядно-действенного мышления, работоспособности, уровня обучаемости. Данная методика позволяет более легко установить контакт с ребёнком.

Оборудование: «Давай поиграем, как будто эта коробочка – почтовый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показывает ребёнку геометрические фигуры). Опусти все фигуры-письма в почтовый ящик».

Проведение обследования : вниманию ребёнка предъявляется квадратная коробка. На каждой грани коробки сделаны прорези различной конфигурации. Разноцветные фигурки своим основанием повторяют прорези на гранях коробки. После сообщения ребёнку задания и уточнения понимания им инструкции, ему предъявляется стимульный материал: фигурки и коробочка.

Оценка действий ребё нка: в процессе выполнения ребёнком задания психолог анализирует процесс выполнения ребёнком задания (способы действия, работоспособность, концентрацию внимания, зрительное восприятие формы, ведущую руку).

Обучение: взрослый берёт любую фигурку, обращает внимание ребёнка на «информативные» признаки этой фигурки. Например, что у неё есть три острых угла, затем говорит, что нужно найти такое отверстие для этой фигурки, у которой также есть острые углы; совместно с ребёнком психолог отыскивает такое отверстие и демонстрирует, как легко входит в него фигурка. После объяснения и соответствующего показа ребёнок манипулирует самостоятельно.

Задание 2. «Заучивание 10 слов»).

Задание направлено на оценку состояния слухоречевой памяти (объёма и качества заучивания, оценку утомляемости, активности и целенаправленности внимания.

Оборудование: листок с написанными словами: ДОМ, КОТ,ЛЕС,ЗЕРНО,ИГЛА, МОСТ, ХЛЕБ, ОКНО, БРАТ, МЁД. Набор слов может быть и другим, особенно при повторном исследовании. Важно, чтобы был использован аналогичный лексический материал – часто употребляемые слова достаточно простой слоговой структуры.

Проведение обследования : «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Для качественного проведения обследования следует соблюдать тишину. Психолог предлагает ребёнку запомнить слова. Произносить слова необходимо медленно, чётко. Когда ребёнок повторяет слова, психолог ставит в протоколе крестики напротив этих слов.

Протокол обследования памяти

Слова для запоминания 1 предъявление 2 предъявление 3 предъявление Отсроченное воспроизведение

ДОМ

КОТ

ЛЕС

ЗЕРНО

ИГЛА

МОСТ

ХЛЕБ

ОКНО

БРАТ

МЁД

Если слово произносится неверно (искажается, либо заменяется по смыслу, психолог отмечает это в протоколе. По результатам исследования составляется график «Кривая запоминания».

Задание 3. «Мозаика»).

Задание направлено на оценку зрительно-пространственного восприятия взаиморасположения объектов на плоскости, различения основных и оттеночных цветов, формы геометрических фигур, навыков речевого планирования деятельности, активности внимания, состояния зрительно-моторной координации, сформированности графо-моторных навыков.

Оборудование: цветные фломастеры, картинка-образец, лист бумаги с контурным изображением геометрических фигурок.

Проведение обследования : «Посмотри, перед тобой картинка-мозаика. На ней нарисованы разноцветные фигурки, собранные в узор. Рядом с тобой листок бумаги, на котором эти фигурки рассыпались и не раскрашены. Раскрась их в нужный цвет».Перед ребёнком выкладывается картинка-образец, лист бумаги с контурным изображением геометрических фигурок и фломастеры. Затем ребёнку предлагают выполнить задание. По ходу выполнения задания психолог оценивает следующие качественные показатели: соответствие цвета фигурок на выполненном изображении и образце, качество штриховки, особенности зрительно-моторной координации, трудности в нахождении картинки-образца. В случае затруднения допускается оказание ребёнку помощи.

Обучение: психолог повторяет инструкцию в более медленном темпе, делая акцент на том, что каждая фигурка должна быть раскрашена так же, как на образце.

Задание 4. «Разрезные картинки»

Задание направлено на выявление умений ребёнка создавать целое из частей, сформированности мыслительных операций (анализа и синтеза). Выполнение задания возможно при определённой степени развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: серия разрезных (цветных) картинок разной степени сложности, определяемой конфигурацией разреза (горизонтально-вертикальный, диагональный) и количеством разрезанных частей (2-5).

Требования к стимульному материалу: Предмет, изображённый на картинке, должен входить в запас представлений ребёнка об окружающем мире. Разрез картинки должен быть таким, чтобы в образованные элементы попали значимые части изображения.

Проведение обследования : «Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображён? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет». После объяснения ребёнку задания и уточнения понимания им инструкции, ему по очереди предъявляют разрезные изображения предметов – от более простых – к сложным. Карточки раскладываются хаотически, чтобы затруднить восприятие изображённого предмета. Картинку предлагают собирать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребёнок не может определить, что именно нарисовано на разрезных картинках, необходима помощь взрослого, который обращает внимание на какую-то, наиболее характерную деталь.

Обучение: следует показать ребёнку наиболее характерные детали собираемого предмета, уточнить, в какой части изображения они находятся, например, уши вверху, ноги внизу, кабина впереди, хвост сзади и т. д. Вместе с ребёнком собрать картинку, с учётом проведё1нных объяснений. После обучения предложить ребёнку выполнить аналогичное задание самостоятельно.

Оценка действий ребё нка: по ходу выполнения задания психолог оценивает следующие качественные показатели: адекватность восприятия изображённого предмета, способы сложения картинки, поворот полученного изображения на плоскости. В случае затруднения выполнения ребёнком задания взрослый оказывает помощь.

Задание 5. «Последовательные картинки».

Задание направлено на выявление возможности устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок, устанавливать скрытый смысл событий, уровень развития связной речи, качество фразы, состояние лексико-грамматического строя и звукопроизношения, вербального воображения.

Оборудование: несколько серий, состоящих из 2-3 картинок, каждая из них отражает какое-либо событие несложного сюжета. Все серии содержат скрытый смысл.

Проведение обследования : «Вот здесь на картинках один рассказ. Все картинки перепутались. Найди, с чего всё началось, что было потом, чем всё закончилось. Когда всё разложишь, составь рассказ». Перед ребёнком выкладываются картинки и просят его разложить их по порядку так, чтобы получился рассказ.

Обучение: если ребёнок начинает рассказ без раскладывания картинок, психолог уточняет, что картинки необходимо сначала разложить по порядку и только затем составлять рассказ. Если ребёнок неверно разложил картинки и составил связный рассказ, психолог выслушивает его, а затем уточняет: «Ты придумал интересный рассказ, но картинки надо было разложить по-другому, попробуй исправить».

Оценка действий ребё нка: оцениваются следующие качественные показатели – последовательность раскладки, способность самостоятельно составить рассказ, качество рассказа, последовательность рассказа.

Задание 6. «Нарисуй целое»).

Задание направлено на выявление уровня развития наглядно- образного мышления. Оценивается целостность зрительного восприятия, способность воссоздавать зрительный образ по представлению, зрительное внимание, память, наличие и характер речевого сопровождения и произвольной регуляции деятельности, состояние графомоторных навыков.

Оборудование: изображение любого знакомого предмета, разрезанного на четыре части (диагональный разрез, лист бумаги, фломастеры.

Проведение обследования : «Перед тобой лежит картинка, разрезанная на части. Что на ней нарисовано? (любой предмет, знакомый ребёнку). Представь, какой он должен быть, нарисуй его». Ребёнку предлагается разложить картинки на части. После того, как ребёнок называет изображённый на ней предмет, психолог предлагает нарисовать его целым. После «нахождения» названия предмета, ребёнок приступает к его изображению.

Обучение: ребёнку дают разрезную картинку и предлагают сделать целую картинку, взрослый помогает ему и снова предлагает её нарисовать.

Оценка действий ребё нка: по ходу выполнения задания психолог обращает внимание на следующие качественные показатели: уровень зрительного восприятия предмета, качество воссозданного целостного образа, зрительное восприятие цвета, пространственное расположение изображения на листе бумаги, размер полученного изображения.

Задание 7. «Исключение 4-го лишнего предмета».

Задание направлено на исследование операций абстрагирования и обобщения, уровня развития зрительного восприятия.

Оборудование: 6 карточек с четырьмя предметными изображениями на каждой, одно из которых лишнее.

Проведение обследования : «Здесь нарисовано 4 предмета. 3 предмета похожи, их можно назвать одним словом, А один предмет к ним не подходит. Найди какой? Почему? Как, одним словом, можно назвать эти предметы?». Ребёнку последовательно предъявляются задания.

Оценка действий ребё нка: оценивается способность определять «лишний» предмет, уровень развития обобщающих понятий, избирательность мышления.

Обучение: из четырёх указанных на карточке картинок психолог объединяет между собой две картинки и просит ребёнка из оставшихся двух выбрать одну похожую на две найденные, а одну непохожую, лишнюю, и объяснить, почему это так.

Задание 8. «Обведи и дорисуй».

Задание направлено на выявление уровня развития невербального воображения, креативности, состояние графомоторных навыков; оценивается также наличие и характер речевого сопровождения.

Оборудование: геометрические фигурки-шаблоны (круг, квадрат, треугольник, изготовленные из картона, фломастеры, лист бумаги.

Проведение обследования : «Перед тобой лежат фигурки. Возьми любые, обведи их и дорисуй что-нибудь так, чтобы получился какой-то предмет или картинка». Перед ребёнком выкладывают фигурки и предлагают рассмотреть их. Используя фломастеры, выполнить задание согласно инструкции.

Оценка действий ребё нка: уровень развития невербального воображения, ведущая рука, уровень развития моторной функции руки, стереотипность, шаблонность мышления, речевая регуляция деятельности.

Обучение: помощь необходима только тогда, когда ребёнок не понимает смысла слов «дорисуй что-нибудь, чтобы получилась картинка». В этом случае необходимо дать следующие разъяснения. «Подумай, на что похож круг, и нарисуй это» и т. д.

Задание 9. «Эхо».

Задание направлено на исследование уровня сформированности фонематического восприятия.

Проведение обследования : «Представь что ты – эхо. Сейчас я произнесу слоги. Послушай внимательно и постарайся, как эхо, точно также повторить их».

Цепочка из слогов с оппозиционными звуками:

БА-ПА-БА ПА-БА-ПА

ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА

ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА

РА-ЛА-РА ЛА-РА-ЛА

ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША можно использовать и другие цепочки.

Взрослый произносит цепочку слогов. Ребёнок должен повторить предложенную цепочку. Если цепочка произносится неверно, психолог не обращает на это внимание ребёнка. Особенности выполнения задания фиксируются в протоколе обследования.

ПРИМЕЧАНИЕ: ориентировочное время, затрачиваемое на процедуру обследования, составляет в среднем 50 минут в зависимости от особенностей деятельности ребёнка. Обследование может проводится в несколько этапов, т. е. «неоднократно».; продолжительность каждого этапа – от 10 до 30 минут.

Публикации по теме:

Презентация «Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» Нормативная документация Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания – важная составляющая часть культуры поведения. Привитые в детстве.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями.

Методика психолого-педагогического обследования детей 4–5 лет Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет 1. Разборка и складывание матрёшки. Задание направлено на выявление уровня.

Методика психолого-педагогического обследования детей 5–6 лет Методика психолого-педагогического обследования детей 6-го года жизни 1. Включение в ряд. Задание направлено на выявление уровня развития.

Методика психолого-педагогического обследования детей 6–7 лет Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни. 1. «Найди место фигуре» (матрица фигур). Задание направлено.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время каждый десятый житель Земли, т. е. более 500 млн. человек, имеет те или иные ограничения жизнедеятельности, связанные с.

Задания и упражнения для психолого-педагогического обследования детей с недостатками слуха и речи 2–7 лет МАДОУ детский сад комбинированного вида №16 Методическая разработка «Задания и упражнения для психолого-педагогического обследований детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инструментарий психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 28 января 2019 в 14:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инструментарий психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем оксана байкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД