Получи документы

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

Кирюшкина
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания – важная составляющая часть культуры поведения. Привитые в детстве навыки приносят огромную пользу в течении всей последующей жизни. Формируя у детей навыки гигиены, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребенка: он становится более активным, у него развивается наблюдательность, самостоятельность, тренируется память. Ребенок быстро и безболезненно привыкает к условиям детских дошкольных учреждений. Лучше адаптируется в школе. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране здоровья, способствует правильному поведению дома и в общественных местах. Детки растут крепкими и здоровыми.

Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Основными условиями успешного формирования навыков самообслуживания являются:

-Рационально организованное пространство (доступная среда) включает в себя организацию привлекательной и удобной обстановки дома и в детском саду. Мебель и оборудование в соответствии с ростом детей, постоянные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.

-Четкий режим дня (ежедневные повторения, организованность, дисциплина) включает в себя многократные упражнения детей в действиях с определением способа и порядка выполнения. При этом характер действия должен быть неизменным, а формы - разные!

-Разделение осваиваемых ребенком действий, на ряд операций следующих в строго установленном порядке, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.

-Организацию ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых действий детьми в непривычной обстановке.

-Руководство взрослых (полная согласованность) включает в себя безукоризненное выполнение всеми взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

-Индивидуальная работа с ребенком с учетом уровня его развития, особенных возможностей здоровья и темпов овладения навыками.

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей:

-личный пример;

-показ;

-объяснение;

-упражнения;

-поощрение, похвала;

-игровые приёмы;

-художественное слово;

-повторение действий.

Сроки формирования навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья задерживаются в силу объективных причин. При формировании надо учитывать два фактора- возраст и особенности развития таких детей.

Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая, сначала овладение простейшими навыками, а затем более сложными действиями.

Выполнение правил личной гигиены должно стать для ребенка естественным процессом, а гигиенические навыки должны постоянно совершенствоваться.

Эти правила и навыки легче всего запоминаются в игровых ситуациях в доброжелательной обстановке. Для приобретения и усвоения культурно-гигиенических навыков используются упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, художественное слово.

В процессе приобретения тех или иных навыков, каждодневно и постепенно мы переходим от прямых указаний к напоминаниям, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребенка осознанное отношение к правилам.

За каждое очередное достижение обязательно следует похвала, а в случае неудачи - оказывается помощь, утешение и обещание что в следующий раз всё обязательно получится.

При формировании необходимых в быту навыков и умений, у детей раннего возраста с ОВЗ, мы ставим перед собой задачи:

Научить ребенка самостоятельно:

1. Принимать пищу.

2. Умываться, пользоваться мылом, полотенцем, расческой, ухаживать за зубами.

3. Пользоваться горшком (туалетом).

4. Одеваться и раздеваться.

5. Приводить себя в порядок.

6. Поддерживать порядок в окружающем пространстве.

7. Быть вежливым и обладать навыками культурного поведения.

Организация работы по формированию навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.Формирование навыков еды.

-Во время приема густой пищи (каши) осторожно накладываем свою руку поверх его руки и направляем легким движением.

-Предлагаем в отдельной тарелке твердую пищу (печенье, фрукты, сухарик).

Ребенку нужно кушать супы- а не только супы-пюре- для того, чтобы научиться сортировать языком кусочки разнородной пищи. Это простое упражнение поможет избежать логопедических трудностей в дальнейшем. Точно также не стоит злоупотреблять кружками- непроливайками. Вообще, как только ребенок родился, водичку ему лучше всего давать с ложечки, потому что рефлекторно глотать и сосать- это разные движения, и ребенку их необходимо освоить.

-Стараемся научить ребенка словом или жестом выражать свою просьбу.

-За столом вести себя тихо и аккуратно.

-Не входить из-за стола не окончив еду.

-Вытирать рот салфеткой, выходя из-за стола задвигать стульчик и благодарить словом или кивком.

-Перед едой мыть руки и вытирать полотенцем. Полоскать рот.

Очень важно, для правильного развития ребенка, подобрать стол и стул соответственно его росту. Мебель должна быть устойчива. Край стола должен располагаться на уровне нижнего края грудины сидящего малыша так, что ребенок должен иметь возможность опираться на локти (свободно подпирать голову вертикально стоящим предплечьем). Стул должен иметь опору для спины в районе лопаток. У стола присутствовать подставки для ног. Ноги должны быть согнуты в коленях под углом 90 градусов и полной ступней стоять на полу или опоре, исключая нагрузку на спину.

При росте ребенка 80-90 см высота стола над полом должна быть 38см, высота сиденья над полом – 20 см.

Для роста 90-100см -43 и 24 см.

Для роста 100-115см - 48 и 28 см.

Для роста 115 -130см - 54 и 32 см.

Выше 130 см – 60 и 36 см.

2.Формирование навыков умывания.

Для начала нужно определить, что ребенок может делать самостоятельно, а где ему нужна помощь взрослого, и выработать последовательность действий:

- закатать рукава;

-открыть кран и проверить температуру воды;

-смочить руки;

-намылить руки до появления пены;

-смыть мыло;

-закрыть кран;

-сложить руки замочком и отжать лишнюю воду над раковиной;

-насухо вытереть полотенцем;

-расправить рукава;

-аккуратно сложить полотенце на свое место;

-пользоваться только своей расческой;

Постепенно доля участия взрослого уменьшается.

Приучать ребенка ухаживать за зубами, необходимо, как только они начинают появляться. Главная цель чистки зубов – удаление остатков пищи с их поверхности. Обычно врачи рекомендуют чистить зубы только на ночь, а утром, после сна и после каждого приема пищи полоскать рот.

3.Приучение к горшку.

Оптимальный возраст приучения к горшку – полтора-два года. До этого времени ребенок не умеет контролировать свои потребности. Однако, все дети растут в своем темпе, так что родителям надо присмотреться развиты ли у ребенка следующие навыки:

-умеет ли нагибаться, садиться на корточки и вставать, не падая;

-может поднимать мелкие предметы;

-понимает речь взрослого и объяснения;

-сам произносит некоторые слова;

-может дать понять (сказать о своих потребностях);

-может потерпеть и контролирует свои нужды;

-не любит ходить в мокрых штанишках или в полном подгузнике;

-может просыпаться сухим и быть сухим в течении двух часов.

Если эти навыки есть, то можно аккуратно, максимально спокойно и доброжелательно, не вызывая негативных реакций, предложить ребенку воспользоваться горшком.

Как выбрать горшок.

1. Горшок должен быть устойчивым и не переворачиваться.

2. Лучше выбрать пластиковый - он теплее и комфортнее.

3. Со спинкой, круглый для девочек и овальный, с ограничителем впереди, для мальчиков.

Знакомство с горшком.

Горшок должен стоять на видном месте.

Если ребенок не хочет снимать штанишки и усаживаться на горшок, то настаивать не надо, пусть привыкает.

Чтобы выработать у ребенка навык пользования горшком, надо выполнять эту процедуру через определенные промежутки времени:

-после сна и перед сном,

-до еды и после еды,

- перед прогулкой и после.

Надо оставаться рядом с ребенком и доброжелательно поощрять его делать свои дела в горшок. Учить пользоваться туалетной бумагой.

Нельзя:

1. Начинать приучать ребенка к горшку если он болен.

2. Ругать малыша, если он справил нужду в штанишки.

3. Стимулировать мочеиспускание ребенка звуком льющейся воды, подобный рефлекс может плохо отразиться в позднем возрасте.

Умение контролировать свой кишечник полостью у ребенка формируется до 3лет. До этого времени ребенок имеет полное право допускать «оплошности». Если к 4 годам ребенок сам не просится на горшок- это повод для обращения к врачу.

Многие родители предпочитают пользоваться детскими подгузниками.

В этом случае надо помнить о том, что:

1. В одном подгузнике нельзя находиться больше 3х часов.

2. При смене подгузника обязательно подмывать ребенка с детским мылом, так как мочевая кислота нейтрализуется только щелочью.

3. На некоторые виды подгузников у ребенка может быть аллергия.

4.Формирование навыков раздевания и одевания.

Ребенку необходимо находиться в устойчивом положении (сидя на стульчике или коврике). Выяснить, какие формы захвата доступны ребенку и как их можно использовать. Каждое действие необходимо разбить на шаги. Можно применять как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок - завершает процесс. Количество самостоятельных шагов последовательно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий. Обучая ребенка одеванию нельзя торопить его. Одежда должна быть просторной. Отрабатывать навыки одевания и раздевания удобно во время игры. Надо помнить, что лучшими упражнениями на тренировку мелкой моторики и тренировку навыков письма являются простые, но забытые в быту упражнения, такие как завязывание шнурков и застегивание пуговичек.

АЛГОРИТМ РАЗДЕВАНИЯ НА СОН

Снять платье (рубашку): (застежка впереди) Расстегнуть 2 пуговицы. Потянуть платье за ворот двумя руками вперед-вверх, высвобождая голову, затем потянуть рукава за обшлага вниз, сначала с одной руки, потом с другой. Рукава и само платье (рубашка) при этом не должны выворачиваться наизнанку.

Повесить на спинку стула подолом вниз, застежкой вниз, если она спереди. Когда ребенок вешает, то он берет за плечевые швы застежкой от себя, если она спереди.

Обувь: Снять и поставить под стул.

Шорты: Снимать первыми. Вешать на спинку стула, взяв за резинку, карманчиками от себя. Снимая, сначала спустить до колен, потом поочередно высвободить ноги.

Носки: Снять немного с пятки и потянуть за носок, не выворачивая наизнанку. Свернуть вдвое, положить на обувь под стул.

Примечания: Девочки снимают первым платье, мальчики снимают шорты, затем рубашку. Воспитатель помогает разобраться, где перед и зад у одежды, и как ее положить, чтобы было удобно одеться после сна.

АЛГОРИТМ ОДЕВАНИЯ ПОСЛЕ СНА

Майка: лежит на одежде, спинкой кверху. Ребенок, не снимая майки со стула, просовывает руки снизу в рукава и одевает на голову.

Рубашка: лежит после майки, спинкой кверху. У нее расстегнуты не все пуговицы, а только две верхние. Ребёнок надевает, не снимая рубашки со стула, наклоняясь и просовывая голову снизу в ворот, затем поочередно руки в рукава (ребенок стоит за спинкой стула, как в первом, так и во втором случае).

Шорты: Лежат также, задняя часть кверху. Берет, садится на стул и не переворачивая надевает.

Носки и обувь: Сидя на стуле, наклоняется и берег носки. Собирает носок до мыска, просовывает в носок ноги и натягивает дальше на пятку до конца. Затем другой носок. Потом достает из-под стула обувь парой, ставит перед собой, вставляет поочередно ноги, застегивает.

Примечания: Воспитатель при затруднениях ребенка направляет его действия, помогает застегнуть трудную обувь, помогает попасть в рукав и т. д. Если ребенок вешает платье, майку подолом на сиденье стула, то стоит перед стулом при одевании, если наоборот, то за спинкой стула.

5.Формирование навыков опрятности:

-умение приводить себя в порядок,стоя перед зеркалом, не трогая его руками;

- пользоваться носовым платком, знать его назначение и уметь разворачивать -знать свою расческу, знать где она лежит, исключить возможность пользования чужой расческой;

6.Формирование навыка поддержания порядка в окружающем пространстве.

Очень важно с раннего возраста приобретать трудовые навыки в быту. Все действия выполняются вместе с ребенком, все показывается и объясняется по многу раз. Столько, сколько потребуется для полного усвоения навыка. От взрослого человека требуется огромное терпение и понимание.

С 1го года ребенок может:

-собирать разбросанные игрушки;

-складывать в стопку книжки и журналы;

-самостоятельно относить в ванную мокрые штанишки;

-вешать курточку после прогулки.

Чуть позже ребенок в состоянии:

-застилать постель;

-ставить и убирать посуду;

-помогать в приготовлении пищи (играть с крупой, тестом, чистить яйцо, вареную в мундире картошку);

-вытирать пыль;

-поливать цветы;

-выносить свой горшок.

Важно оборудовать для ребенка пространство так, чтобы каждая вещь имела собственное место, досягаемое для ребенка. Мышление ребенка устроено таким образом, что его развитие происходит путем упорядочивания всего, что он видит. Если он видит перед собой хаос, то и развитие его замедляется.

7.Быть вежливым и обладать навыками культурного поведения.

Одновременно с привитием навыков самообслуживания необходимо учить ребенка вежливости: «Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините, приятного аппетита, доброго утра, спокойной ночи.» - все эти слова должны стать для ребенка привычными. К 2м годам ребенок понимает слова: «можно, нельзя, надо».

Необходимо формировать привычку доброжелательного отношения к сверстнику. Обращаясь, называть его по имени, отвечать на его вопросы, спокойно играть рядом, не отнимая игрушку.

Учить слышать обращения взрослого и реагировать на них. Оценка взрослого становится регулятором поведения ребенка. Постепенно у малыша формируется ценная для его дальнейшего нравственного развития черта- переживать чувство удовлетворения от правильного выполнения требований взрослого.

При воспитании культурно-гигиенических навыков необходимо пользоваться положительной оценкой: одобрение, похвала, поощрение. Это поддерживает в детях желание и в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, необходимо терпеливо и настойчиво, вместе с тем доброжелательно и с пониманием напоминать нужное количество раз, а не торопиться с замечанием или осуждением. Все дети в раннем возрасте склонны к подражанию, поэтому в формировании культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания большую роль играет личный пример взрослого. Внешний вид, значимого для ребенка взрослого, его поведение, являются образцом. Указания взрослого не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.

«Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,- советовал А. С. Макаренко,- то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».

Потешки, песенки, игры помогающие в формировании культурно-гигиенических навыков, и навыков самообслуживания.

За столом.

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится.

Очень каша хороша,

Ел он кашу не спеша.

Ложка за ложкой,

Ел понемножку.

***

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот- тарелка, вот- еда,

Не осталось и следа.

***

Умница Катенька

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную пушистую,

Мягкую, душистую.

***

Ну и каша!

Так в рот и просится!

Нос и щеки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось.

И мизинчик попробовал малость.

Чуточку съели лобик с макушкою.

Остальное ушки докушали.

***

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

Купание и умывание.

Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

***

Кран откройся, нос умойся!

***

Зайка чисто умывается,

Видно в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся

Детке улыбаемся.

***

Руки надо чисто мыть.

Рукава нельзя мочить.

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

***

Вода текучая,

Дитя растущее,

С гуся вода-

С дитя худоба

Вода книзу

Дитя кверху.

***

Буль - буль - буль - журчит водица.

Все ребята любят мыться!

***

Кто тут будет куп-куп?

По водичке хлюп-хлюп?

В ванну быстро прыг-прыг?

В ванной ножкой дрыг- дрыг?

***

После купания, вытирая малыша:

На перинку

На простынку

Не на край-

На серединку

Положили малыша

Завернули крепыша.

***

Петушок- петушок,

Подари мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу!

***

Расти, коса, до пояса-

Не вырони ни волоса.

На горшке.

Прыг- скок, прыг-скок,

Мы присели на горшок.

Мы поели, мы попили,

Про горшок чуть не забыли.

Все послушные детишки

Делают свои делишки-

А- а- а и пись- пись –пись.

Только, чур, не торопись!

Одевание.

Даша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?»

Даша варежку сняла:

«Посмотрите-ка, нашла!»

***

Научу обуваться и братца (Е. Благинина)

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца обуваться научу.

Вот они- сапожки.

Этот- с левой ножки.

Этот- с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки.

Эта- с правой ножки.

Эта- с левой ножки.

Вот как хорошо!

Опрятность.

Маша заболела,

Трудно ей дышать,

Мы платочком будем

Носик вытирать.

***

Носовой платок в кармашке,

Будем нос им вытирать.

Чтобы носик наш курносик,

Снова чистым был опять!

Труд.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем вещи мы стирать:

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки

Шарф и шапку не забудем-

Их стирать мы тоже будем.

***

Саша у нас зайчик,

Зайчик- побегайчик!

Зайчик Саша скок-поскок,

Подберет штаны, носок.

Свои вещи не теряет

Их на место убирает.

Прочитать детям: «Приятного аппетита» В. Берестов, «Что взяла, клади на место» З. Александрова, «Федорино горе» К. Чуковский, «Мойдодыр» С. Маршак, «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковский.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей В семье появляется ребенок и родители задумывается - когда нужно начинать воспитывать своего ребенка. Воспитание ребенка начинается с первых.

Быть здоровыми хотим! Формирование культурно-гигиенических навыков у детей Формирование культурно-гигиенических навыков у детейЯвляется ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ В настоящее время одной из наиболее важных проблем России является состояние здоровья народонаселения. Под ним подразумевается.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с использованием фольклора Изучение научно-методической литературы, а также психолого-педагогических особенностей детей раннего возраста показало, что именно воз-раст.

Формирование навыков социального поведения через театральное искусство у детей с ограниченными возможностями здоровьяФормирование навыков социального поведения через театральное искусство у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель:формирование навыков социального поведения с применением методов театрального искусства у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группе» Предлагаем вашему вниманию консультацию на тему – «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группе». В своей.

Лэпбук «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Лэпбук «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Культурно-гигиенические навыки — очень важная часть культуры поведения человека. Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически,.

Реферат: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Реферат: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Подготовила: Воспитатель МБДОУ №42 «Малышок».

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен,.

Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в доме ребенка Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома ребёнка. Глубоких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 11 октября 2018 в 22:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Кирюшкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД