Елена Белкина
Проблема формирования экологической культуры старших дошкольников средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования экологической культуры в дошкольном возрасте. Раскрыты формы и методы работы по формированию экологической культуры старших дошкольников в ДОУ.
Публикация «Проблема формирования экологической культуры старших дошкольников средствами игровой деятельности» размещена в разделах
Острой проблемой современности является разрушительное действие человека на природу. На данный момент побочное действие технического прогресса приобрело такой масштаб, что последствия грозят полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека. Сохранить, если не приумножить, природные ресурсы Земли возможно посредством экологического воспитания всего населения и в первую очередь детей старшего дошкольного возраста, так как именно в этот период детства закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности. Показателем эффективности экологической культуры являются не только знания ребенка, но и его посильное участие в улучшении природного окружения своей местности.
Проведенное нами экспериментальное исследование, направленное на выявление возможностей игровой деятельности для формирования экологической культуры у старших дошкольников, подтвердило, что в основном у опрошенных нами детей преобладает средний уровень знаний о природе и отношения к природе. Примерно у шестой части детей уровень знаний низкий: дети владеют фрагментарными знаниями об особенностях объектов живой и неживой природы, однако навыки экологически грамотного и экологически безопасного поведения являются слаборазвитыми.
Проводится ли в дошкольном образовательном учреждении соответствующая работа по формированию экологической культуры у дошкольников? Безусловно, проводится, но мы считаем, что используемые методы формирования экологической культуры не являются эффективными. Экскурсии проводятся редко, дети гуляют только на отведенной им территории, где представлен крайне скудный растительный мир. Наблюдения проводятся редко, чаще воспитатель просто просит детей посмотреть на какой-либо объект природы. В целях безопасности детей в дошкольных учреждениях запрещено содержание «живого уголка», который однозначно бы вызвал интерес детей и способствовал появлению интереса к природе и закреплению навыков общения с животным миром.
В арсенале воспитателей остаются беседы, которые детям неинтересны, и чтение «экологических сказок». Неудивительно, что уровень сформированности экологической культуры детей невысок. А ведь существует очень эффективный метод формирования каких-либо качеств или углубления каких -либо знаний – игра. Игра интересна всем детям, в игре они не ощущают нравоучительского тона, в игре обучение проходит легко и незаметно, а приобретенные навыки являются устойчивыми.
Проблема в том, что не все педагоги дошкольного образовательного учреждения считают нужным использовать это метод и не все педагоги имеют
в своей педагогической копилке набор экологических игр. Собирая информацию о возможности формирования экологической культуры средствами игровой деятельности, мы столкнулись со скудностью имеющегося практического материала. Мы не смогли найти комплекс экологических игр, поскольку имеющийся материал весьма фрагментарен. Практически все игры, которые были использованы нами на формирующем этапе исследования, были составлены нами с использованием материала, имеющегося в наличии в культурно-игровом пространстве дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с целью и задачами работы следующим этапом нашего исследования являлось проведение комплекса различных игр, имеющих определенную направленность на формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. На основе различных методических материалов мы разработали и реализовали программу формирования экологической культуры старших дошкольников в игровой деятельности в культурно-игровом пространстве дошкольных образовательных учреждений. [/i]
Цель программы: содействовать формированию экологической культуры старших дошкольников в игровой деятельности в культурно-игровом пространстве дошкольных образовательных учреждений.
Задачи программы:
• расширить представления дошкольников об объектах живой и неживой природы;
• углубить представления об особенностях объектов живой и неживой природы;
• сформировать представления о неразрывной связи человека с природой;
• сформировать интерес к окружающей природе.
Игры проводили с детьми подготовительной группе в первой половине дня по понедельникам, средам и пятницам. Чтобы не утомлять детей, в день мы проводили не более двух игр. Стоит отметить, что все дети с удовольствием играли и не хотели заканчивать игру. Детям нравится играть, они это делают легко и без дополнительной внешней мотивации, в отличие от других видов деятельности.
Программа доказала свою эффективность, повторная диагностика показала значительный рост показателей сформированности экологической культуры дошкольников:
• дети хорошо разбираются в особенностях живой и неживой природы;
• закреплены навыки экологически грамотного поведения;
• дети стали ценить природу.
Поскольку все игры вызвали живой интерес детей и они в их сознании тесно связаны с темой природы, мы можем надеяться и на рост интереса к природе. Таким образом, мы подтвердили, что игровая деятельность при ее соответствующей организации и направленности способна оказать существенное влияние на формирование экологической культуры у старших дошкольников.
Также можем констатировать, что при формировании экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности можно опираться на творческое наследие отечественных педагогов. Актуальными нам представляются слова М. И. Демкова об игре как средстве формирования нравственно-целостной личности, о важности индивидуального подхода к воспитанию, целесообразности развития у детей здоровых интересов и стремления, культивировании трудолюбия, выработке сдержанности, скромности, умения регулировать желания и предвидеть последствия своих поступков.
Список литературы
1. Бабаян А. В. Концепция нравственного воспитания М. И. Демкова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. – № 1. – С. 12–19.
2. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Сфера 2014. – 218 с.
3. Михайленко Н. Л. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя / Н. Л. Михайленко, Н. А. Короткова. – 2-е изд., испр. – М. : ГНОМ и Д», 2011. – 96 с.
4. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 112 с. [/i]