Папки-передвижки

Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности

Гульсина Хасанова
Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше.

Ребенок, посещающий ДОУ, имеет право на сохранение и укрепление своего здоровья.

В основе здорового образа жизни лежат научно-обоснованные оздоровительные технологии, адаптированные к возрасту детей, к условиям Севера: дыхательная гимнастика А. Стрельниковой, К. Бутейко; музыкальная психорегуляция дыхания М. Лазарева; психогимнастические этюды М. Чистяковой; точечный массаж А. Уманской; оздоровительный бег Ю. Ф. Змановского; комплекс «оживлялок» на основе опыта работы города Стрижевого; система закаливания. В работе с детьми используем «Развивающую педагогику оздоровления» В. Т. Кудрявцева, Б. Б. Егорова, оздоровительные и познавательные занятия для детей, гимнастика для глаз М. Ю. Картушиной, занятия, игры, упражнения, предложенные Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой для формирования нравственного здоровья дошкольников.

Темочки:

Повышение уровня грамотности родителей по данному вопросу мы осуществляем через:

специальные стенды,

рекомендации,

родительские собрания,

Дни открытых дверей,

консультации,

мини-библиотеки для родителей,

выставки,

памятки,

совместные праздники и развлечения и др. На родительских собраниях педагоги ДОУ ознакамливают родителей с комплексом оздоровительных мероприятий, всегда учитывают их мнение и согласие на проведение тех или иных оздоровительных мероприятий (закаливание, оздоровительный бег и т. д.).

Родители принимают активное участие в спортивных досугах, развлечениях. Проводятся Дни открытых дверей, где родители имеют возможность наблюдать за оздоровительной работой педагогов с детьми на утренней гимнастике, которая проводится в виде оздоровительного бега по системе Ю. Ф. Змановского.

Родителям очень интересен тот факт, что исходная длительность бега определяется для каждого ребенка индивидуально, а детям пришедшим после болезни предлагается пробежать меньшую дистанцию, а также в конце оздоровительного бега детям предлагаются игровые упражнения на расслабление и восстановление дыхания. Посещая такие открытые мероприятия, родители убеждаются в том, что только системная работа дает положительные результаты для развития физической выносливости, улучшение общего состояния здоровья детей.

Комплекс оздоровительных мероприятий сопровождается единым игровым сюжетом. В начале оздоровительного бега детям предлагается следующая игровая ситуация: «Учим Незнайку здоровому образу жизни». Очень ярко, эмоционально – насыщенно прошел праздник «Осенний марафон» с активным участием родителей, игровых персонажей «Ах и Ох». О высоком уровне физической подготовленности старших дошкольников было видно по окончании «Осеннего марафона» т. к. дети пробежали большую дистанцию, чем их родители.

Не менее интересным и познавательным было апробирование нетрадиционных видов закаливания (топтание по снегу, ходьба по ледяным дорожкам). С родителями была проведена большая предварительная работа:

консультации о пользе закаливания,

ознакомление их с методикой проведения закаливающих мероприятий, распространялись памятки «Закаливание детей в условиях ДОУ». Проводились практические занятия с родителями: использовали игровые упражнения с целью разогрева стоп, затем пробежка в помещение бассейна, ходьба по корригирующим дорожкам. Далее приступили непосредственно к закаливанию стоп снегом.

Родители на себе испытали положительные эмоции от закаливающих процедур. Хорошему настроению способствовало также музыкальное сопровождение во время всех оздоровительных мероприятий.

Родители постепенно убеждались в пользе закаливания для детского организма.

Систематически организовываются совместные спортивные праздники с родителями («Папа, мама, я – спортивная семья», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Осенний», «Весенний» марафон и др.), перед которыми проводится большая предварительная подготовка.

Реализация прав ребенка на здоровье осуществляется средствами игровой деятельности.

Особое значение придается использованию традиций в группе. «Утро радостных встреч» проводится по понедельникам в утренний период времени, куда включаются также темы оздоровительной направленности. Одной из форм работы с детьми по созданию благоприятного психологического климата в группе является еженедельное праздничное чаепитие в группе «Сладкий вечер», который проводится по средам. При организации и проведении «Сладкого вечера» активно используются темы, связанные с оздоровительной направленностью («Витаминная семья»). После сна столы в группе необычно и красиво сервируются, на столы выставляются вазы с различным видом варенья (клюква, брусника, черника и т. д.). В этот день повара пекут пироги из различных ягод нашего края, детям предлагается чай из шиповника. В ходе непринужденной, тихой беседы во время чаепития дети узнают о целебных свойствах таежных ягод. Проведенный таким образом полдник надолго запоминается детям, дает хорошую возможность расширить знания детей о лесных витаминах. Одной из традиций программы «Радуга» является «Встречи с интересными людьми», куда приглашаются люди различных профессий: например: тренер по баскетболу с ДЮСШ, который знакомит детей с особенностями данного вида спорта, о значении занятий спортом. Через такие мероприятия у детей воспитывается желание и интерес заниматься различными видами спорта, формируются основы к здоровому образу жизни.

Утренняя гимнастика проводится в форме оздоровительного бега по системе Ю. Ф. Змановского начиная со среднего дошкольного возраста.

Оздоровительный бег проводится на улице при температуре до -10 градусов на спортивной площадке, в соответствующей одежде, при более низкой температуре в спортивном зале (босиком, в одних шортах, при температуре помещения + 160 +170). Только системное проведение утренней гимнастики в виде оздоровительного бега способствует развитию физической выносливости, сохранению и укреплению здоровья детей.

После оздоровительного бега дети 5-7 лет идут на закаливание стоп проточной водой осенью и весной, и снегом зимой в помещении бассейна. С целью повышения защитных свойств слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека проводится точечный массаж А. А. Уманской начиная со средней группы, утром и после сна.

Проводится дыхательная гимнастика утром и после сна А. Стрельниковой, К. Бутейко, способствующая созданию базы для развития правильного дыхания детей. Нужно приучить ребенка к дыханию через нос, это самое естественное дыхание, оно должно быть полным, чтобы расширялась грудная клетка и развивались мышцы живота. Все дыхательные упражнения проводятся в игровой форме. Например: «Ветерок» и др.

На познавательных занятиях «Я имею право на здоровье», «Знай свое тело», «Здоровье и болезнь» и др., дети знакомятся с основными правами, изучают строение и функции органов и систем организма, узнают о пользе витаминов, закаливания, физических упражнениях и т. д. Познавательные занятия проводятся в форме игры, либо с использованием игровых методов и приемов.

Обязательным компонентом всех видов занятий с детьми является физминутки, психогимнастика, которые способствуют снятию психического, эмоционального перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности и т. д.

В оздоровительной работе особое внимание уделяют охране зрения ребенка, неукоснительно соблюдая требования СаНПиНа в организации занятий, освещения помещения и т. д. В комплекс оздоровительных мероприятий включены также упражнения по профилактике нарушений зрения, которые также проводятся в игровой форме. Например: игровое упражнение «Солнечный зайчик».

Одним из компонентов рационально построенного режима дня являются прогулки на открытом воздухе.

Эффективным средством развития двигательной активности детей на прогулке являются подвижные игры и игры с элементами спорта.

Подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Ни при каком другом способе физических упражнений цель эта не достигается так полно и верно, как при подвижных играх.

Наряду с подвижными играми активно используются и дидактические игры («Найди витамины», «Хорошо или плохо», «Я имею право…», «Можно-нельзя» и др., способствующие формированию привычки к здоровому образу жизни, воспитанию осознанного отношения к собственному здоровью.

Особое место имеет организация сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни: в ходе сюжетной игры детям предлагаются различные проблемные игровые ситуации. Например: «Заболела дочка, как проехать до детской больницы», «Здесь ведется запись детей в оздоровительный комплекс «Олимпия»» и т. д. .

Игровыми приемами и методами сопровождаются и закаливающие мероприятия после сна. Для поднятия мышечного тонуса детей, позволяющие быстро встряхнуть с себя остатки сна проводится комплекс игровых упражнений - «Оживлялки».

Со средней группы проводится самомассаж. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с «общением» со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший).

Взбадривающая гимнастика «Маленьких волшебников» имеет свои преимущества. Сразу после сна «разминаются» мышцы, улучшается кровообращение в тканях, разогревается организм, появляется хорошее настроение.

В зависимости от возрастной группы проводятся различные виды закаливания. С детьми 5-7 лет – закаливание стоп «Ручеек», ходьба по ледяным и снежным дорожкам.

Закаливание стоп «Ручеек», ходьба по снежным и ледяным дорожкам как более сложный вид закаливания мы ввели в старшем дошкольном возрасте, так как дети данного возраста физически более подготовлены.

Разрешение на закаливающие процедуры выдает врач-педиатр из детской поликлиники.

Планируя закаливающие мероприятия, мы стараемся учитывать изменения природных условий, связанных с климатическими зонами и сменой времен года.

Вся работа по закаливанию детей осуществляется под наблюдением медицинского персонала. Один раз в месяц проводится анализ закаливающих мероприятий совместно с врачом-педиатром детской городской поликлиники и педагогическим коллективом.

Весь комплекс закаливающих мероприятий продолжается и в летний период.

Таким образом, использование средств игровой деятельности помогает в полной мере реализовать право каждого ребенка на здоровье.

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности
Опубликовано: 17 февраля 2015 в 18:39
+95Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Гульсина Хасанова (УИ 216326) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 57.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД