Гульсина Хасанова
Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше.
Ребенок, посещающий ДОУ, имеет право на сохранение и укрепление своего здоровья.
В основе здорового образа жизни лежат научно-обоснованные оздоровительные технологии, адаптированные к возрасту детей, к условиям Севера: дыхательная гимнастика А. Стрельниковой, К. Бутейко; музыкальная психорегуляция дыхания М. Лазарева; психогимнастические этюды М. Чистяковой; точечный массаж А. Уманской; оздоровительный бег Ю. Ф. Змановского; комплекс «оживлялок» на основе опыта работы города Стрижевого; система закаливания. В работе с детьми используем «Развивающую педагогику оздоровления» В. Т. Кудрявцева, Б. Б. Егорова, оздоровительные и познавательные занятия для детей, гимнастика для глаз М. Ю. Картушиной, занятия, игры, упражнения, предложенные Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой для формирования нравственного здоровья дошкольников.
Публикация «Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Повышение уровня грамотности родителей по данному вопросу мы осуществляем через:
специальные стенды,
рекомендации,
родительские собрания,
Дни открытых дверей,
консультации,
мини-библиотеки для родителей,
выставки,
памятки,
совместные праздники и развлечения и др. На родительских собраниях педагоги ДОУ ознакамливают родителей с комплексом оздоровительных мероприятий, всегда учитывают их мнение и согласие на проведение тех или иных оздоровительных мероприятий (закаливание, оздоровительный бег и т. д.).
Родители принимают активное участие в спортивных досугах, развлечениях. Проводятся Дни открытых дверей, где родители имеют возможность наблюдать за оздоровительной работой педагогов с детьми на утренней гимнастике, которая проводится в виде оздоровительного бега по системе Ю. Ф. Змановского.
Родителям очень интересен тот факт, что исходная длительность бега определяется для каждого ребенка индивидуально, а детям пришедшим после болезни предлагается пробежать меньшую дистанцию, а также в конце оздоровительного бега детям предлагаются игровые упражнения на расслабление и восстановление дыхания. Посещая такие открытые мероприятия, родители убеждаются в том, что только системная работа дает положительные результаты для развития физической выносливости, улучшение общего состояния здоровья детей.
Комплекс оздоровительных мероприятий сопровождается единым игровым сюжетом. В начале оздоровительного бега детям предлагается следующая игровая ситуация: «Учим Незнайку здоровому образу жизни». Очень ярко, эмоционально – насыщенно прошел праздник «Осенний марафон» с активным участием родителей, игровых персонажей «Ах и Ох». О высоком уровне физической подготовленности старших дошкольников было видно по окончании «Осеннего марафона» т. к. дети пробежали большую дистанцию, чем их родители.
Не менее интересным и познавательным было апробирование нетрадиционных видов закаливания (топтание по снегу, ходьба по ледяным дорожкам). С родителями была проведена большая предварительная работа:
консультации о пользе закаливания,
ознакомление их с методикой проведения закаливающих мероприятий, распространялись памятки «Закаливание детей в условиях ДОУ». Проводились практические занятия с родителями: использовали игровые упражнения с целью разогрева стоп, затем пробежка в помещение бассейна, ходьба по корригирующим дорожкам. Далее приступили непосредственно к закаливанию стоп снегом.
Родители на себе испытали положительные эмоции от закаливающих процедур. Хорошему настроению способствовало также музыкальное сопровождение во время всех оздоровительных мероприятий.
Родители постепенно убеждались в пользе закаливания для детского организма.
Систематически организовываются совместные спортивные праздники с родителями («Папа, мама, я – спортивная семья», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Осенний», «Весенний» марафон и др.), перед которыми проводится большая предварительная подготовка.
Реализация прав ребенка на здоровье осуществляется средствами игровой деятельности.
Особое значение придается использованию традиций в группе. «Утро радостных встреч» проводится по понедельникам в утренний период времени, куда включаются также темы оздоровительной направленности. Одной из форм работы с детьми по созданию благоприятного психологического климата в группе является еженедельное праздничное чаепитие в группе «Сладкий вечер», который проводится по средам. При организации и проведении «Сладкого вечера» активно используются темы, связанные с оздоровительной направленностью («Витаминная семья»). После сна столы в группе необычно и красиво сервируются, на столы выставляются вазы с различным видом варенья (клюква, брусника, черника и т. д.). В этот день повара пекут пироги из различных ягод нашего края, детям предлагается чай из шиповника. В ходе непринужденной, тихой беседы во время чаепития дети узнают о целебных свойствах таежных ягод. Проведенный таким образом полдник надолго запоминается детям, дает хорошую возможность расширить знания детей о лесных витаминах. Одной из традиций программы «Радуга» является «Встречи с интересными людьми», куда приглашаются люди различных профессий: например: тренер по баскетболу с ДЮСШ, который знакомит детей с особенностями данного вида спорта, о значении занятий спортом. Через такие мероприятия у детей воспитывается желание и интерес заниматься различными видами спорта, формируются основы к здоровому образу жизни.
Утренняя гимнастика проводится в форме оздоровительного бега по системе Ю. Ф. Змановского начиная со среднего дошкольного возраста.
Оздоровительный бег проводится на улице при температуре до -10 градусов на спортивной площадке, в соответствующей одежде, при более низкой температуре в спортивном зале (босиком, в одних шортах, при температуре помещения + 160 +170). Только системное проведение утренней гимнастики в виде оздоровительного бега способствует развитию физической выносливости, сохранению и укреплению здоровья детей.
После оздоровительного бега дети 5-7 лет идут на закаливание стоп проточной водой осенью и весной, и снегом зимой в помещении бассейна. С целью повышения защитных свойств слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека проводится точечный массаж А. А. Уманской начиная со средней группы, утром и после сна.
Проводится дыхательная гимнастика утром и после сна А. Стрельниковой, К. Бутейко, способствующая созданию базы для развития правильного дыхания детей. Нужно приучить ребенка к дыханию через нос, это самое естественное дыхание, оно должно быть полным, чтобы расширялась грудная клетка и развивались мышцы живота. Все дыхательные упражнения проводятся в игровой форме. Например: «Ветерок» и др.
На познавательных занятиях «Я имею право на здоровье», «Знай свое тело», «Здоровье и болезнь» и др., дети знакомятся с основными правами, изучают строение и функции органов и систем организма, узнают о пользе витаминов, закаливания, физических упражнениях и т. д. Познавательные занятия проводятся в форме игры, либо с использованием игровых методов и приемов.
Обязательным компонентом всех видов занятий с детьми является физминутки, психогимнастика, которые способствуют снятию психического, эмоционального перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности и т. д.
В оздоровительной работе особое внимание уделяют охране зрения ребенка, неукоснительно соблюдая требования СаНПиНа в организации занятий, освещения помещения и т. д. В комплекс оздоровительных мероприятий включены также упражнения по профилактике нарушений зрения, которые также проводятся в игровой форме. Например: игровое упражнение «Солнечный зайчик».
Одним из компонентов рационально построенного режима дня являются прогулки на открытом воздухе.
Эффективным средством развития двигательной активности детей на прогулке являются подвижные игры и игры с элементами спорта.
Подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Ни при каком другом способе физических упражнений цель эта не достигается так полно и верно, как при подвижных играх.
Наряду с подвижными играми активно используются и дидактические игры («Найди витамины», «Хорошо или плохо», «Я имею право…», «Можно-нельзя» и др., способствующие формированию привычки к здоровому образу жизни, воспитанию осознанного отношения к собственному здоровью.
Особое место имеет организация сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни: в ходе сюжетной игры детям предлагаются различные проблемные игровые ситуации. Например: «Заболела дочка, как проехать до детской больницы», «Здесь ведется запись детей в оздоровительный комплекс «Олимпия»» и т. д. .
Игровыми приемами и методами сопровождаются и закаливающие мероприятия после сна. Для поднятия мышечного тонуса детей, позволяющие быстро встряхнуть с себя остатки сна проводится комплекс игровых упражнений - «Оживлялки».
Со средней группы проводится самомассаж. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с «общением» со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший).
Взбадривающая гимнастика «Маленьких волшебников» имеет свои преимущества. Сразу после сна «разминаются» мышцы, улучшается кровообращение в тканях, разогревается организм, появляется хорошее настроение.
В зависимости от возрастной группы проводятся различные виды закаливания. С детьми 5-7 лет – закаливание стоп «Ручеек», ходьба по ледяным и снежным дорожкам.
Закаливание стоп «Ручеек», ходьба по снежным и ледяным дорожкам как более сложный вид закаливания мы ввели в старшем дошкольном возрасте, так как дети данного возраста физически более подготовлены.
Разрешение на закаливающие процедуры выдает врач-педиатр из детской поликлиники.
Планируя закаливающие мероприятия, мы стараемся учитывать изменения природных условий, связанных с климатическими зонами и сменой времен года.
Вся работа по закаливанию детей осуществляется под наблюдением медицинского персонала. Один раз в месяц проводится анализ закаливающих мероприятий совместно с врачом-педиатром детской городской поликлиники и педагогическим коллективом.
Весь комплекс закаливающих мероприятий продолжается и в летний период.
Таким образом, использование средств игровой деятельности помогает в полной мере реализовать право каждого ребенка на здоровье.