Приложение МААМ

Приобщение детей к изобразительному искусству

Ольга Васильевна Вельчинская
Приобщение детей к изобразительному искусству
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение детей к изобразительному искусству

Детское художественное творчество это создание нового значимого для самого ребнка продукта его деятельности: это придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, уточнений, домыслов; это применение усвоенных ранее способов и средств выразительности в новых ситуациях; это проявление инициативы, самостоятельности, решимости, поиск в процессе деятельности способов, путей творческого решения задач. Из этого следует, что процесс детского творчества необходим в развитии ребнка, так как способствует самовыражению и самоутверждению и развитию важных психических процессов.

Публикация «Приобщение детей к изобразительному искусству» размещена в разделах

В дошкольном возрасте ребнок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с искусством трудно переоценить. Рисование способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует творческую личность. С раннего детства необходимо формировать эстетический вкус, подлинные эстетические ценности, так как детство является наиболее благоприятным периодом для становления творческих способностей. Проблема изучения творческих способностей детей имеет большое значение сегодня, так как влияет на нравственные основы бедущего поколения, на всестороннее гармоничное развитие личности каждого ребнка. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребнка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становиться все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. Доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растт, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их решения – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В работах Запорожца А. В., Давыдова В. В., Поддъякова Н. Н. установлено, что дошкольники способны в процессе творческой деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Способны анализировать, сравнивать и сопоставлять, развивать умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Отсюда вытекает актуальность опыта, так как он связан с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Перспективность опыта заключается в том, что предлагаемый опят дат возможности для самореализации, самоутверждения детей с различным уровнем способностей. Использование игровых форм и знакомство дошкольников с нетрадиционными примами и способами художественного творчества в образовательной деятельности ведт к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины, позволяют в кратчайшие сроки обеспечить усвоение знаний, умений и навыков по ряду разнообразных тем, изучаемых в художественном творчестве.

Представление детей пятого года жизни о предмете во многом отличается от самого предмета и сохраняют не все его качества, а лишь отдельные стороны, которые произвели на них наибольшее впечатление. При этом, полученные от восприятия представления не остаются неизменными, а постоянно меняются и преобразуются. Происходит процесс общения представлений, и дети изображают в рисунках не то, что они видели, а то, что себе представили, вообразили сами. Поэтому рисунки детей 4-х лет специалисты относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с ручной умелостью ребнка. Несмотря на то, что движение руки к четырм годам уже в значительной степени сформировано, они ещ не достаточно скоординированы. Действия детей 5-го года жизни, как правило, неуверенные, скованные, неточные. Поэтому на начальных этапах дошкольники всецело поглощены процессом нанесения линий, пятен, а зрительный контроль за направлением движения часто отсутствует или сведн до минимума. Сосредоточив внимание на проведении линий, ребнок как бы «забывает» о форме, которую необходимо передать. С возрастом происходит резкое ускорение темпов развития сложных двигательных навыков. По данным Г. А. Кислюк, у детей 6-7 лет этот процесс происходит в 4,5 раза быстрее, чем у детей 5-го года жизни. Не стоит форсировать процесс обучения.

Одним из печальных результатов чего является превращение художественных образов в застывшие шаблоны.

Для того, чтобы получить полноценный продукт детской деятельности, педагоги строят процесс обучения на основе копирования заданного им образца. Ребнок податлив и доверчив, ему значительно проще нарисовать дорожку, солнце, домик, дерево по образцу педагога чем на основе собственных представлений об этих предметах.

Отвечая элементарным требованиям изображения, шаблоны находят признание у окружающих и, благодаря этому, закрепляются в индивидуальном опыте ребнка.

С одной стороны, это имеет положительное значение, так как создат определнную графическую основу для художественного творчества, вселяет уверенность – ребнок немедленно получает результат.

Однако, шаблоны представляют большую опасность для развития детского творчества. Если не руководить деятельностью детей, то они могут так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных ими застывших построений отдельных предметов, и полностью утратить личные средства выражения.

Не нужно недооценивать роль художественного творчества в умственном воспитании детей. Н. П. Сакулина в своих исследованиях выясняет целый ряд вопросов, имеющих важное значение для формирования художественного творчества и развития детей, их умственного воспитания. «Основным источником познания действительности, с целью е отражения в образах,- пишет Н. П. Сакулина, - является восприятие зрительное и осязательное. Отдельные акты восприятия, объединяясь и преобразуясь, составляют опыт многократных наблюдений, формируют представление. Происходит отбор и обобщение получаемой информации, включаются мыслительные действия – анализ, синтез, обобщение».

Включение в процесс восприятия и последующее изображение операций анализа, сравнение, уподобления, установления сходства и различия предметов, а так же обобщение, как показывают психологические исследования Н. И. Чуприкова, Т. Д. Ратанова, способствуют интеллектуальному развитию детей.

Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребнка. Здесь непосредственно принимает участие ум (знание, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью)детей формируется эстетическая оценка.

В ходе творческой деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления (часто для этого привлекаются эпитеты, сравнения, стихотворные тексты, в результате у детей развивается яркая выразительная речь, что так же связанно с умственным развитием детей.

Детей можно и нужно научить. Деятельность ребнка отличается большой эмоциональной включнностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. И это вторая особенность детского творчества. Для взрослого человека начало решения проблемы является самым трудным и мучительным. Ребнок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей, он с лгкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже бессмысленную деятельность, которая постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребнка поиском и часто приводит к положительным результатам. И это – третья особенность детского творчества.

Творческие способности дошкольника повышаются при включении игры в художественное творчество, так как создаются комфортные условия, а в итоге – возрастает мотивация к учебно – познавательной деятельности, а вместе с ней возрастает и результат, ведь работа, выполненная с удовольствием, никогда не проходит бесследно.

Игровые мероприятия позволяют:

-активнее стимулировать развитие творческих способностей;

-максимально развить потенциал ребнка, его творческие проявления, возможности самореализации в различных видах художественного творчества.

Использования игры дат возможность задействовать различные виды деятельности (изобразительную, драматизацию, литературную, устное творчество) в интеграции, что позволяет педагогам шире раскрыть способности каждого ребнка. Экспериментируя, дети в естественной форме развивают эмоциональную отзывчивость, чувство ритма, цвета, творческое мышление.

Художественное творчество является лишь одним из средств эстетического воспитания, осуществление полноценного воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека. Но чтобы стало возможным, необходимо совершенствование всех средств эстетического воспитания, в том числе и рисования, интерес к которому возникает в раннем возрасте и проходит через вс дошкольное детство и часто продолжает развиваться и углубляться в последующие годы. Следует помнить, что решение задач всестороннего воспитания и развития детей в процессе художественного творчества происходит не само по себе, не стихийно, а при условии, что педагог будет постоянно помнить об этом и направлять свою деятельность на их решение.

В каждом из нас живт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «закрытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимании на задатки и способности ещ в детстве. Нужно запомнить простое правило –бездарных детей нет, есть не раскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребнок».

Публикации по теме:

«Волшебные ниточки». Конспект занятия по изобразительному искусству для детей среднего и старшего дошкольного возраста«Волшебные ниточки». Конспект занятия по изобразительному искусству для детей среднего и старшего дошкольного возраста Цели занятия: Развивать образное мышление, художественный вкус; Научить работать в нетрадиционной художественной.

Конспект творческого занятия по изобразительному искусству «Друзья для Чебурашки» Конспект творческого занятия по изобразительному искусству «Друзья для Чебурашки». Цель: Создать условия для формирования творческой инициативы.

Конспект занятия по изобразительному искусству «Чудесное лето» Конспект занятия по изобразительному искусству «Чудесное лето» Подготовила педагог дополнительного образования Чумова Евгения Владимировна.

Конспект урока по изобразительному искусству «Пасхальный натюрморт» с применением ЭОР (с презентацией) Цель урока: Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о технологии поэтапного рисования и работе с эскизом, знакомству.

Конспект занятия по изобразительному искусству в старшей группе «Осенние деревья»Конспект занятия по изобразительному искусству в старшей группе «Осенние деревья» Конспект занятия в старшей группе по изобразительному творчеству «Осенние деревья» Программное содержание: -образовательные задачи: продолжать.

Отрытый комбинированный урок по народному творчеству и изобразительному искусству в школе 8 вида «Чудеса из короба» Тема: Чудеса из короба Форма: Урок – путешествие Оборудование: 1. Выставка пасхальных яиц, рисунков 2. Магнитофон 3. Музыкальные инструменты.

План-конспект урока по изобразительному искусству: «Орнамент в полосе» План-конспект урока по изобразительному искусству Вид деятельности: изображение на плоскости. Учебная проблема: композиция. Тема урока:.

План-конспект урока по изобразительному искусству «Птица Феникс» План-конспект урока по изобразительному искусству Вид деятельности: рисование по памяти и представлению. Учебная проблема: цвет. Тема.

Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе «Пригласительный билет» Урок №6 Дата: Изобразительное искусство Тема: «Пригласительный билет» Цели и задачи: Формировать знания о графическом дизайне, развивать.

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству «Да здравствуют, карандаши!». 1–4 классы Цель: Познакомить с историей возникновения карандашей, их производством; правилами обращения с карандашами. Задачи: учить детей общаться.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к изобразительному искусству
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 10:35
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к изобразительному искусству» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Васильевна Вельчинская (УИ 392402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД