Дарья Свибович
План-конспект урока по изобразительному искусству «Птица Феникс»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект урока по изобразительному искусству
Вид деятельности: рисование по памяти и представлению.
Учебная проблема: цвет.
Тема урока : Сказочные птицы. «Птица Феникс».
Цель урока : создать осознанный, прочувствованный, необычайный образ птицы Феникс на бумаге.
Задачи:
Публикация «План-конспект урока по изобразительному искусству „Птица Феникс“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Птицы. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
1. обучающая: знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира; учить детей соотносить реальные и сказочные образы птиц; на основе полученных впечатлений и знаний нарисовать образ сказочной птицы Феникс, передавая ее необычность и яркость.
2. развивающая: развивать творческие способности, воображение, образное мышле-ние, эстетическое отношение к окружающему миру, чувство цвета, эстетическое восприятие.
3. воспитывающая: воспитывать у учащихся колористические умения и навыки, эстетический вкус.
Оборудование для учителя:
1. книги, репродукции, иллюстрации с изображением реальных и сказочных птиц, изображение птиц на предметах быта.
Оборудование для учащихся:
1. гуашь.
2. крупные и мелкие кисти.
3. лист бумаги (желательно тонированный).
4. баночка для воды.
План урока :
1. организационный момент (2-3 мин.)
2. объяснение нового материала (13 мин.)
3. практическая часть (25 мин.)
4. подведение итогов (5 мин.)
Ход урока:
I. Организационный момент: приветствие учащихся, эмоциональный настрой коллектива, проверка степени готовности к уроку, назначение дежурных, проверка отсутствующих.
II. Объяснение нового материала:
В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев - печь «жаворонки» - вкусные булочки в форме птичек - так отмечали начало весны. А еще весной выпускали на волю птиц, проживших в доме человека зиму. Был обычай: весело заклиная птиц петь песенки про них (закличка - просьба замкнуть зиму, отомкнуть лето).
Теперь посмотрите на них. (Учитель обращает внимание ребят на иллюстрации, как отдельно вырезанные, так и в книгах, на которых представлены как реальные птицы, в том числе попугай, павлин, райская птица, так и сказочные) (Приложение А, Б).
Почему одних птиц вы смогли узнать и назвать (например, снегиря, сороку, а других нет? Что это за птицы? Неназванные птицы придумали художники-иллюстраторы, их можно назвать сказочными. Чем же сказочные птицы необычны? Чем отличаются от тех, что мы видим на улице или в лесу? Да, птицы эти красочные, с узорами, у них необычные крылья, хвосты, хохолки.
А теперь повнимательнее присмотритесь к настоящим птицам. Нет ли среди них таких, у которых художники могли бы позаимствовать и яркую окраску, и пышный хвост с узорами? (Райская птица, павлин, попугай, индюк и др.) (Приложение А).
Ребята, где кроме книг вы можете увидеть изображения сказочных необычных птиц? Таких птиц называют декоративными. (Учитель, по необходимости, дополняет ответы детей: умелые мастера изготавливали ковши в виде птицы, расписывали посуду, зимними вечерами девушки вышивали птиц на полотенцах и рубашках, расписывали мебель и шкатулки. Мастера по резьбе вырезали из дерева птиц и украшали свое жилище. Детям лепили из глины игрушки в виде птиц и расписывали их. Учитель демонстрирует вышесказанное: на коврах, в вышивке, на коробках конфет, шкатулках, резьбе по дереву, пряничных досках и т. д.) (Приложение В).
Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?
(«Финист - ясный сокол», А. Пушкин Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар-птица в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок, птица Феникс в восточных сказках, Сова в книге «Вини-Пух и все-все-все», «Иван-царевич и Серый волк», «Перо жар-птицы»).
Скажите дети, а слышали ли вы о чудесной птице Феникс? Сейчас я расскажу вам о ней, только слушайте эту историю внимательно, так как ваше практическое задание будет связано с выполнением этой птицы.
Эта птица, предвидя смерть, создает для себя погребальный костер и возрождается из собственного пепла. Говорят, что Феникс имеет прекрасное красно-золотое оперение, и живет пятьсот лет и дольше. А в конце жизни Феникс строит гнездо из ветвей благовонных деревьев и поджигает его. Пламя пожирает и птицу, и ее гнездо. Из пепла выползает на свет гусеница, и из нее вырастает новый Феникс.
Эту птицу также считают хранительницей человеческого рода, так как она принимает на себя лучи палящего восходящего солнца и сгорает, защищая от этого огня людей.
Феникс в мифах описывается как птица размером с орла, но его глаза мягкие и нежные. Его клюв имеет цвет роз. Его шея переливается всеми цветами радуги. Тысячи оттенков золота блестят на его оперении. Еще говорят о ней, что она един-ственная во всех земле, поэтому видят ее очень редко.
III. Практическая часть:
Я предлагаю вам нарисовать эту птицу. Эта история красивая, но немножко грустная, зато это такой полет для вашей творческой фантазии! Нарисуйте ее такой, какой представили по моим описаниям: пылающей в огне, сидящую на высокой пальме, или просто летящую в небе. Рисуйте ее такой, какой чувствуете! Не забывайте о том, что эта птица имеет красно-золотое оперение, что похожа она на орла.
На доске для вас представлены различные варианты изображений птицы Феникс, пусть они служат для вас подсказкой, но не срисовывайте! (Приложение Г) Не забывайте, что эта птица в мире только одна – и это ваша птица! На работу вам отводится 25 минут. Приступайте (учитель наблюдает за работой детей, помогает при возникновении трудностей).
IV. Подведение итогов:
Ребята, теперь у нас целая стая Фениксов. Давайте рассмотрим их (дети раскладыва-ют свои работы на парте, проводится анализ работ).
Сегодня мы сотворили настоящее чудо! Мы делали одинаковые птички, но у всех они получились разные. Я считаю, что все сегодня на уроке справились с заданием и заслужили высоких оценок.
Вашим домашним заданием будет являться продумывание того, как можно украсить нашими рисунками кабинет ИЗО. А теперь приведите в порядок свои рабочие места. Спасибо за урок.
Список использованных источников:
1. Л. П. Барылкина, С. Е. Соколова / Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс - М. : Высш. шк., 2006. - 211 с.
2. А. И. Ефремова / О птицах – М. : Эксмо., 2007. – 180 с.
3. И. Н. Апологеева / Наши пернатые друзья – М. : Владис, 2000. – 242 с.
4. Е. С. Стрельцова / Чудо-птицы – М. : Владис, 2001. – 122 с.