Галина Скоросова
Приобщение детей к истокам русской культуры через знакомство с народными промыслами
▼ Скачать
Цель: воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству. Развивать внимание, речь, умение анализировать. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.
Материал: Иллюстрации с изображением красивых уголков России, предметы народно-прикладного искусства — матрёшки, дымковские игрушки, хохлома, деревянные ложки.
Публикация «Приобщение детей к истокам русской культуры через знакомство с народными промыслами» размещена в разделах
Ход занятия
Воспитатель: ребята, сегодня к нам на занятия пришли куклы Иван да Марья, они принесли вам разные картины, мы сейчас с вами их рассмотрим (выставляются на мольберт иллюстрации с изображением природы России, а так же разных красивых зданий и храмов разных городов России).
Воспитатель: что вы видите? (Дети перечисляют — лес, река, храмы и т. д.)
- Всё это наша страна, в которой мы живём. Как она называется? (Россия)
- Какая наша родина — Россия? (большая, красивая, огромная, богатая, сильная, и т. д.)
- И живут в этой стране очень талантливые люди. Иван да Марья принесли вам много разных предметов, сделанных русскими мастерами. Мы сейчас с вами ознакомимся с предметами народно-прикладного искусства. (Дети подходят к столу, на котором разложены предметы — матрёшки, дымковские игрушки, хохломская посуда.)
- Что вы здесь видите? (Ответы детей.)
- Всё это русские мастера научились делать давным-давно. У мастеров были ученики, они смотрели, как мастера работают, и тоже учились делать такие же красивые предметы. Ученики становились мастерами и учили других. И так много-много лет подряд и до сих пор русские мастера делают вот такие красивые предметы.
- Всё, что вы тут видите, делают только в нашей стране — России. Когда в нашу страну приезжают люди с других стран, они обязательно на память о России вот такие красивые предметы. Вам нравятся эти предметы? (Ответы детей).
- Иван да Марья хотят вам загадать загадки об этих предметах, попробуйте их отгадать и найти у нас на столе.
Загадки
- Это игрушка. Она сделана из глины. Игрушка белая и разрисована разными красками. А узор очень необычный: это клеточки, а в клеточках разноцветные кружочки. Попробуйте её найти. (Дети находят дымковскую игрушку, рассматривают её, передают друг другу, комментируя какая она).
- Правильно ребята, молодцы, что нашли дымковскую игрушку.
Дымковская игрушка-один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).Это один из самых старинных промыслов Руси, более четырехсот лет.
- Предмет о котором я расскажу, сделан из дерева, покрыт золотой краской, а на золотом поле ярко-красные ягоды, красивые зелёные листочки и тонкая-тонкая трава с завитками. (Дети находят хохломскую посуду, рассматривают её, передают друг другу, комментируя какая она).
- Молодцы ребята, правильно нашли хохломскую посуду.
Хохломская роспись – Золотая хохлома один из старинных самобытных русских народных промыслов на протяжении веков формирующий быт жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью Российской культуры. Особенностями хохломского промысла являются изготовление золоченой деревянной посуды, без применения драгоценного металла и своеобразная травяная растительная роспись.
- Это кукла. Она деревянная, красиво раскрашенная. С ней очень интересно играть — можно разложить и станет сразу несколько кукол, сложить и снова будет одна кукла. (Дети находят матрёшку, рассматривают её, раскладывают, передают друг другу, комментируя какая они).
Правильно ребята – это матрешка.
Одним из символов России является традиционная русская матрешка. Яркая нарядная красавица, с розовыми щечками и алыми розочками на фартуке. Древний народный промысел – изготовление деревянной игрушки с росписью зародился на талантливой Нижегородской земле в начале 20 века.
- Молодцы ребята, все загадки отгадали.
Воспитатель: Славно вы потрудились! Делу время а потехе — час, а сейчас спойте нам частушки, порадуйте Ивана да Марью.
Эй, девчонки хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
чтоб порадовать гостей!
1-я девочка:
А я чайничала,
Самоварничала,
Всю посуду перебила
Накухарничала.
2-я девочка:
У меня на сарафане
Косолапы петухи,
Не сама я косолапа
Косолапы женихи.
3-я девочка:
Выйду, выйду я пласать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
4-я девочка:
Я не тятькина
Я не мамкина,
Я на улице росла,
Меня курица снесла!
Все девочки.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали!
Воспитатель: На Руси издавна умели играть на ложках. Обыкновенная с виду ложка из дерева выточена, раскрашена, а если её возьмёшь в руки, она заиграет.
Впервые сведения об использовании ложек в качестве музыкального инструмента появились в конце 18 века. Некоторые исследователи считают, что ложки в музыке русские начали использовать в подражании испанским кастаньетам, потому что они при соприкосновении могут издавать чистые звуки. Ложкари используют для игры 3-5 ложек разного размера.
Воспитатель:
Эй, ребята, молодцы,
Заливные бубенцы,
Ложки выбирайте,
Играть начинайте!
(Мальчики под русскую - народную музыку играют на ложках)
Все дети проходят на стульчики.
Воспитатель: Ребята сегодня с вами мы поговорили о России, её славных мастерах. Узнали очень много интересного о народных промыслах русской национальной культуры.
- Какие предметы росписи запомнились вам больше всего? (Ответы детей).
- Нам пора прощаться с Иваном да Марьей, они к нам обязательно придут ещё. (Дети прощаются с куклами и гостями и уходят.)