Любовь Чижова
Проект «Тряпичная кукла». Приобщение детей к истокам русской культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через
образ «Народную куклы»
Автор: Чижова Любовь Григорьевна воспитатель МБДОУ Курагинский детский сад №15, п. Курагино, Красноярского края
«Тряпичная кукла - кладезь народной
мудрости, хранительница преданий,
обрядов и традиций своего народа».
М. Е. Салтыков - Щедрин
Публикация «Проект „Тряпичная кукла“, Приобщение детей к истокам русской культуры» размещена в разделах
«Кто в куклы не играл,
тот счастья не видал».
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
Тип проекта : долгосрочный
Срок реализации : октябрь-ноябрь
Вид проекта : Групповой
Вид проектной деятельности : Исследовательский, творческий
Участники проекта : Дети старшей группы «Пчелки», воспитатели, родители
Цели проекта : формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;
- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол
Задачи проекта :
Изучить историю возникновения народной куклы.
Расширить знания детей о культуре русского народа (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки).
Познакомить детей и родителей с техникой изготовления тряпичных народных кукол
Пополнить предметно-развивающую среду в группе.
Воспитывать гордость и уважение к истории и традициям русского народа.
Проблема: Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо.
Актуальность выбранной темы:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Предполагаемый результат:
- у детей сформированы знания о русской народной кукле о ее роли, значении материалах, необходимых для её изготовления.
- созданы альбомы по теме проекта
- подборка иллюстраций и фотографий;
- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;
- мини-музей народной куклы «Тряпичная кукла».
- в детях воспитано любовь и уважение к народным традициям и прошлому русского народ
- Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.
- Проект используется при изучении следующих тем: «Семья», «Традиции и обряды», «Народные праздники»,»Труд людей», «Игрушки», «Времена года», «Одежда».
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Составление плана проекта, определение сроков реализации.
Сбор необходимой информации: книги, презентации, интернет, журналы и т. д
Основной этап:
Работа с родителями:
- Проведение круглого стола по теме проекта, консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей». «Что такое мини-музей».
Анкетирование родителей, «Как и во что вы играете со своим ребенком».
- Создание коллекции тряпичных кукол.
- Посиделки на Покров. Совместное занятие с родителями по изготовлению тряпичной куклы (кукла-Пеленашка) «Рукам – работа, душе – праздник!».
Мастер-класс с родителями изготовление куклы (Колокольчик).
Работа с детьми:
1. Методом трех вопросов мы с детьми определили ход проекта.
Что знаю?
Народных кукол: масленица, чучело огородное.
Историю возникновения народной куклы.
Что хочу узнать?
Какие еще есть народные куклы?
Как сделать самостоятельно куклу?
Можно ли играть с такими куклами?
Как узнать?
Найти в интернете, в книгах, журналах картинки и иллюстрации с изображением и описанием народных тряпичных кукол, их историю возникновения.
2. Проведение конкурсов детских рисунков «Тряпичная кукла».
3. Проведение мастер-класса изготовление куклы «Ангел»
4. Разработка и проведение НОД с детьми по теме: «Народная игрушка»
5. Экскурсия в музей п. Курагино.
Работа с педагогами:
1. Презентация проекта
2. Мастер класс с педагогами ДОУ в рамках проекта.
3. Презентация буклета «Тряпичная кукла».
Интеграция образовательных областей:
Познавательно-речевая деятельность:
- Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.
- Знакомство с жизнью и бытом предков.
- Просмотр презентации «Русская народная кукла».
- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы). (Приложение №1)
- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле (Приложение № 3).
- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы». Загадки о кукле (Приложение №4).
- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
- Составление описательных рассказов «Моя любимая игрушка».
Художественно-эстетическая деятельность:
- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».
- Занятие «Иголочка и ниточка».
Задачи: учить детей пользоваться иголкой с ниткой, вдевать нитку в иголку, делать простые стежки («иголка вперед»).
- Изготовление с детьми кукол («Пеленашка» и ангел).
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».
- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».
Физическо-оздоровительная деятельность:
- русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня». Дети познакомились с народными календарными играми «Баба Яга», Жмурки», «Капуста», «Платок», «Пастух и стадо», развивающие смекалку, ловкость, внимание.
Музыка:
- хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…» (Приложение №4)
- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности. Также куклы являются неотъемлемым элементом сказкотерапии. В руках детей они становятся не только главными героями уже известных сказок («Снегурушка», «Крупеничка», «Гуси-лебеди» и др.). Ребята с удовольствием придумывают новые истории, концовки сказок, вводят новых героев, разворачивая свои собственные интересные сюжеты с использованием малых форм народного фольклора.
Заключительный этап:
- Создание в группе мини-музея «Тряпичная кукла».
-Презентация проекта на педсовете в детском саду.
-Презентация проекта на РМО.
Публикация в сборнике детского сада и района.
Изготовление картотеки: стихов, загадок, колыбельных песен о народной кукле.
Изготовление картотеки игр: дидактических, хороводных, пальчиковых, подвижных.
Изготовление буклета «Тряпичная кукла».
Изготовление альбома и технологических карт «Изготовление традиционной русской народной куклы».
Практическая часть
Мастер-класс для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик"
Мастер-класс для детей «Ангел»
Подготовка к экскурсии с помощью мнемотаблицы
Мини-экскурсия в музее
Экскурсия в музей п. Курагино
Рисуем Тряпичную Куколку
Заключение:
Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России.
Результатами проведенной работы являются:
1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Имеют представление об истории народной самодельной куклы.
4. Самостоятельно изготовили куклу-оберег «Ангелочка»
Результаты диагностики – начало проекта :
дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не владеют достаточными знаниями о содержания народных праздников и народных кукол, не осознают их своеобразие и ценность;
знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости;
дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа;
большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости;
дети не смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.
Результаты диагностики – завершение проекта :
у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным куклам и способам их изготовления;
могут выделить сходство и различия кукол, способны объяснить, что означает та или иная кукла, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания и народными праздниками, к которым приурочено изготовление некоторых кукол;
у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение;
Работая над этой темой, я поняла: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её, играя в куклы, девочки учились любить своих «детей», вести свое «хозяйство». Думаем, поэтому и детей в семьях было больше, чем сейчас, меньше было жестокости и насилия.
Список литературы.
1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007
2. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.
6. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Игрушки. Автор-составитель М. Юрина. - М. : ООО «Фирма» «Издательство АСТ», 1999.
7. Дайн Г. Игрушечных дел мастера: Книга для учащихся. - М. - Просвещение, 1994.
1. Ресурсы интернет:
www.krupenichka.ru
https://www.oxanafa.ru/narkykla/
https://slovarozhegova.ru
https://www.rukukla.ru