Светлана Куропаткина
План работы по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА
НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры".
Дата начала работы над темой : 2015.
Предполагаемая дата окончания работы над темой : 2016.
Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.
Задачи:
Публикация «План работы по самообразованию „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
1. Повысить собственный уровень знаний, путем изучения учебной, научно-методической и художественной литературы по теме самообразования;
2. Изучить опыт других педагогов-специалистов в данной области (посещение ГМО, открытых мероприятий, просмотры публикаций на образовательных сайтах);
3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
4. Создать копилку методических разработок (конспектов НОД, сценариев праздников, досугов) по теме самообразования;
5. Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др. ;
6. Использовать в работе с детьми приемы, методы, формы и средства народной педагогики;
7. Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования.
Актуальность темы самообразования.
"Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен"
Н. М. Карамзин.
Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В этой связи народный язык начинает терять свою эмоциональность. Наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре, творчеству русского народа.
Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. По этому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре.
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме
"Приобщение детей к истокам русской народной культуры".
Цель: Воспитание гармонично развитой личности ребенка.
Задачи:
1. Формировать у воспитанников первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;
2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами;
3. Расширять знания детей о малых жанрах фольклора;
4. Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь;
5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества;
6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;
7. Помочь родителям познать значимость народной культуры в воспитании детей и повысить их педагогическую компетентность.
Раздел плана Сроки Форма Практический выход
1. Работа с детьми Сентябрь 2015 г. Разучивание и повторение загадок, поговорок, пословиц, закличек
Знакомство с народным календарем "Осенняя ярмарка"
Октябрь 2015 г. Беседа о малой Родине
Экскурсия по достопримечательностям города
Чтение стихов о родном крае Создание альбома "Достопримечательности родного города"
Ноябрь 2015 г. Рассматривание иллюстраций, картин о родной природе Экскурсия в выставочный зал
Декабрь 2015 г. Знакомство с народными праздниками
Заучивание новогодних стихов Мастерская "Деда Мороза"
Январь 2016 г. Рассказ воспитателя о православных праздниках
Знакомство с народными обрядами Праздник "Рождественская елка"
Февраль 2016 г. Рассказ о русских богатырях
Чтение былин
Рассматривание картины В. Васнецова "Три богатыря" Вернисаж "Защитники Отечества"
Март 2016 г. Рассказ воспитателя "Генеалогическое древо"
Беседа "Моя родословная" Заучивание стишков, песен о семье Составление семейной родословной и герба семьи
Выставка рисунков "Мама, мамочка, мамуля"
Апрель 2016 г. Знакомство с православным праздником "Пасха" Роспись пасхальных яиц
Май 2016 г. Игры-драматизации
Инсценирование знакомых потешек, песенок, сказок Фольклорный праздник
"Весенние посиделки"
2. Работа с родителями Сентябрь 2015 г. Консультация "Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка" Участие в "Осенней ярмарке"
Октябрь 2015 г. Совместная экскурсия с детьми по достопримечательным местам города Создание фотоальбома "Моя малая Родина"
Ноябрь 2015 г. Персональная выставка картин семьи Эккерт Совместная экскурсия в выставочный зал
Декабрь 2015 г. Конкурс "Новогодняя игрушка семьи" Новогодний утренник «Соловей Разбойник и Емеля на Новогоднем празднике»
Февраль 2016 г. Семейный досуг "Защитники Отечества" Памятка "Как отметить 23 февраля в семье?"
Март 2016 г. Консультация "Моя родословная " Составление семейной родословной и герба семьи
Буклет "Пришла весна красна!"
Апрель 2016 г. Мастер-класс "Роспись пасхальных яиц" Выставка творческих работ
Май 2016 г. Отчет о проделанной работе по теме самообразования
Практическая реализация темы по самообразованию :
Принятие участия:
В городском конкурсе "Новогодние подделки своими руками". Номинация: "Новогодняя игрушка семьи";
В проведении народных и православных праздников, досугов: "Осенняя ярмарка", "Рождественская елка", "Защитники Отечества", "Весенние посиделки".
Вернисаж/ выставка:
Детских рисунков "Защитники Отечества", "Мама, мамочка, мамуля";
Картин семьи Кати Эккерт (персональная).
Проведение мастер-классов:
Для родителей по теме: "Роспись пасхальных яиц".
Подготовка и проведение консультаций:
Для родителей по темам: "Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка", "Моя родословная";
Выступление:
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом по обобщению опыта работы по теме самообразования.
Оформление:
Памяток, буклетов, папок-передвижек для родителей по темам: "Сказка - ложь, да в ней намек. ", "Воспитание любви и уважения к маме у детей", "Рождественские забавы для детей", "Как отметить 23 февраля в семье?";
Альбома по теме: "Достопримечательности родного города";
Фотоальбома: "Моя малая Родина";
Картотеки "Народных игр и забав", "Малых жанров русского фольклора".
Пополнила в ПРС группы:
Центр активности по теме: "Родные просторы";
Уголок Ряженья с элементами русского народного костюма;
Музыкально-театральный центр и центр изо деятельности.
Отчет о проделанной работе
за 2015-2016 учебный год.
Самостоятельная работа по самообразованию позволила мне пополнить свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Я нашла эффективные приемы воспитательной работы с детьми и родителями, овладела элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у меня появилась потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.
Используемая литература.
1. Журналы "Дошкольное воспитание", "Дошкольная педагогика".
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры : учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.
3. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф. - Москва: Просвещение, 2006.
5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : ТЦ «Сфера», 2001.
6. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. -: М. : ТЦ «Сфера», 2013.
7. Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь : основы планирования работы с дошкольниками. Изд. -во: Детство-Пресс, 2009.
8. Поляк Л. Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. «Детство-пресс», 2008.
9. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2007.
10. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду: книга для воспитателей детских садов / Под ред. Усовой А. П. - Издание 3-е. - Москва: Просвещение, 2012.
11. Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет : программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд. -во: «Учитель», 2010.
12. Энциклопедия детского фольклора: Серия: «Моя первая книга». - М. : Белый город, 2008 г.
13. Ресурсы интернета.
Выводы.
Главным воспитателем ребенка является семья и детский сад. Они воспитывают на тех ценностях, которые являются общепризнанными в данном обществе и в данное время особенно востребованными. Идеал воспитания личности складывается: из следующих нравственных категорий: любовь к родине, к родной природе, уважение к старшим, прежде всего родителям, скромность, трудолюбие, терпеливости и т. д.
Знакомство с произведениями фольклора, творчеством народных мастеров, с историей промыслов, с русским бытом формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к истокам народной культуры у детей появилось желание больше узнать о жизни наших предков, их быте, традициях.
Я считаю, что именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Таким образом, без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное воспитание ребенка.
Анализируя полученные результаты, следует сделать вывод о эффективности проделанной мною работы по самообразованию.