Светлана Серебрякова
Приобщение детей к истокам русской культуры
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Д/С №87
Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».
Воспитатель: Серебрякова С. А.
2017г.
Раннее детство - начало жизни.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
Публикация «Приобщение детей к истокам русской культуры» размещена в разделах
И звучат из поколений в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.
Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей работу можно проводить как на занятиях, так и в свободное время.
В разные режимные моменты можно использовать фольклорные произведения (сказки, песни, потешки, частушки, пословицы, поговорки). Во время умывания - потешку «Водичка-водичка.»;
Во время причесывания - «Расти коса до пояса.»;
Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки.»
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.
- Подбодрить ребенка робкого: «Смелость города берет»
- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»
Кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорят: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун».
На прогулках, во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами».
Широко используют загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая загадки для работы с детьми, учитывают их возраст, ведь тематика для маленьких ограничена их небольшим опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода.
Малышам предлагают загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина, отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос животного, повадки, чем питается, например:
«На заборе сидит
«Ку-ка-ре-ку» - кричит.
Или
Под полом таится
Кошки боится.
Или
Маленькая, серенькая,
Живет в норке,
Любит корки.
Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях используют соответствующие загадки, например во время наблюдений: Весной вырастают, Осенью опадают.
Создание атмосферы народного быта. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В группах создаются уголки, в которых есть: альбомы, раскраски, «Дымковская игрушка», «Загадки», «Филимоновская игрушка». Большую радость приносят детям игрушки. Познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой.
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, научить детей играть в русские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», «Коза-хлопота», «У медведя во бору»; научить водить хороводы, где дети не только речевые навыки развивают, но и физические.
В играх - драматизациях использую сюжетно-ролевую игру с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей.
Познакомить детей с русскими народными инструментами: гармошка, балалайка, дудка, свистулька.
Проведение традиционных праздников, где дети могут увидеть соответствующие атрибуты и русские костюмы, таким праздником может быть «Масленица».
Таким образом, систематически организованная работа с детьми по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.