Наталья Романова
Программа профессионального развития. Тема самообразования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Георгиевская СОШ»
Группы дошкольного образования
Программа профессионального развития
Тема самообразования : «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Музыкальный руководитель: Романова Н. И.
Георгиевка - 2017 г.
Программа профессионального развития
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Тема самообразования : Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Актуальность:
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Музыка», находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Их значение в воспитании дошкольников, несомненно, очень велико. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.
Цель:
Повышение своей профессиональной компетентности в процессе приобщения детей к истокам русской культуры. Воспитание у детей способности и умения эстетически воспринимать произведения народного творчества, развитие умений и навыков исполнительской деятельности. Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского крестьянства.
Задачи:
• Повысить профессиональную компетентность в процессе изучения методической литературы (программы, методические пособия и др.) по теме самообразования;
• Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов, расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
• Приобретать опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с педагогами, детьми и родителями.
• Развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на русском фольклоре.
• Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
• Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
• Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
• Содействовать возрождению народных традиций и праздников на селе.
Обоснование: модернизация содержания музыкального развития детей средствами народного фольклора. В непосредственной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо использовать русское народное творчество.
Принципы самообразования :
• Принцип систематичности и последовательности;
• Принцип сочетания научности и доступности;
• Принцип интеграции;
• Основной принцип – принцип взаимодействия с ребенком, использование фольклора во время непосредственно-образовательной деятельности по всем разделам программы в соответствии с ФГОС ДО;
Источники самообразования :
Методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, интернет, мероприятия по обмену опытом, конкурсы.
Сроки реализации : 1 год.
Краткое описание
Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Праздник русской каши», «Здравствуй, матрешка!», «Дымковские игрушки», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и провести, используя уже знакомый, и новый фольклорный материал.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.
В результате реализации данной темы у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.
Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Программа самообразования будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми различного типа, через презентацию для родителей, консультации для педагогов, через участие детей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях.
Ожидаемые результаты:
1. Дети познакомятся с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.
4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.
Взаимодействие педагогов и родителей
1. Музыкальный руководитель – воспитатели группы;
2. Воспитатели группы – родители воспитанников;
3. Родители детей группы - дети
Взаимодействие с семьей
1. Консультация для родителей на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».
2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная».
3. Совместное творчество бабушек, мам и детей : «Лоскутное одеяльце для Матрешки».
4. Изготовление родителями костюмов и атрибутов к народным праздникам.
План по самообразованию 2017-2018 учебный год
Содержание работы Результат (итоговое мероприятие) Сроки проведения
Составление перспективного плана Сентябрь
Выступление на методсовете на тему:
«Приобщение детей дошкольного
возраста к истокам народной культуры».
Организация народных подвижных игр.
Использование подвижных народных игр на прогулке и музыкальных занятиях Октябрь
Разработка и проведение осенних праздников в форме народной ярмарки «Осенняя ярмарка» утренники для старшей и подготовительной групп Октябрь
Подобрать для чтения детям русские народные сказки. Подготовить беседу и презентацию о быте русского народа. Занятия об устройстве русской избы, домашней утвари. Ноябрь
Расширить знания о русском народном костюме Консультация для родителей «История русского костюма». Выставка детского рисунка. Декабрь
Подобрать материал для проведения новогодних утренников по мотивам русских сказок (младшие группы- «Заюшкина избушка», старшие группы «Два Мороза») Новогодние утренники «Заюшкина избушка»,
«Превращение Мороза» Декабрь
Изучить материал по русским праздникам Рождество, Святки, Крещение. Подбор музыкального материала (колядки,песенки) для применения его в досугах для детей. Проведение развлечения «Зимний вечер» Январь
Подготовить материал для воспитателей «Вооружение богатыря», подготовка музыкального материала к развлечению. Музыкально- спортивное развлечение «Богатыри земли русской»
Конкурс для семей воспитанников «Мои семейные традиции» Февраль
Изучение материала по лоскутной пластике, подготовка рекомендаций для родителей по данной технике.
Познакомить детей с жанром колыбельной песни, разучить на занятиях различные примеры колыбельных песен. Конкурс «Лоскутное одеяло для Матрешки» для мам, бабушек и детей.
Изготовление книжек-малышек «Моя первая колыбельная».
Март
Обобщить знания о русской народной песне Консультация для воспитателей «Народная песня, как средство воспитания» Апрель
Подготовка музыкального кукольного спектакля со старшими дошкольниками по мотивам русской сказки «Теремок» Проведение кукольного спектакля «Теремок» с детьми старшей и подготовительной групп для показа в младших группах Май
Обобщение опыта работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Представление опыта работы на личном сайте, участие в интернет –конкурсе методических разработках. Июнь
Литература:
1. Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.
2. Катышева И. Б., Комбарова Г. Н, Николаева С. Р. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа. Конспекты занятий, Сценарии праздников. Метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб, 2009.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Метод пособие. СПб, 2004.
4. Костина Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». М., 2008.
5. Радынова О. П. Народные колыбельные песни : слушаем и поем. Учеб. пособие к программе «Музыкальные шедевры». М., 2001.
6. Радынова О. П. Музыкальные инструменты и игрушки. От 6 до 7 лет. М., 2004.