Приложение МААМ

Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

татьяна погудина
Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Россия, Русь! Куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битв

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив печальных у воды…

Люблю навек, до вечного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой.

Публикация «Родительское собрание, „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Россия – Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности.

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по изо деятельности, педагогов по дополнительному образованию, родителей. Важно отметить, что качество проведения занятий по знакомству детей с русским народным творчеством зависит от уровня профессионального мастерства и творчества педагогов.

Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительности речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью.

Сегодня мы, взрослые, на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Какие обычаи соблюдали? Чем украшали свой быт?

Ответить на эти и подобные вопросы, значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

1. Назовите русские народные обрядовые праздники, которые вы знаете.

ОТВЕТ : • праздник урожая ; • Святки ; • Рождество ; • Масленица ; • Пасха ; • праздник Ивана Купалы ; • Вербное воскресенье; Троица.

Первый праздник, который мы с вами можем организовать – это Рождество Христово. В древней Руси празднование Нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. Этот праздник назвали - Святки от слова «святой». Люди с шутками и прибаутками ходили от дома к дому и колядовали - пели поздравительные песенки-колядки, в которых выражали добрые пожелания хозяину дома в новом году. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. Этот момент можно использовать и с детьми. Дети, вместе со взрослыми, ходят по группам и желают хозяевам добра, светлых деньков, чтобы в дому прибыло и никогда не убыло. Дети и родители могут нарядиться в различные костюмы и исполнять песенки-колядки, играть в игры, плясать под русскую народную музыку.

2. Какие обряды и обычаи Масленицы Вам знакомы? ОТВЕТ (тезисно) : масленичное пиршество можно разделить на три части:

• встреча Масленицы - понедельник ;

• наигрыши – вторник;

• лакомка – среда;

• разгул, или широкая Масленица - четверг;

• тещины вечеринки – пятница;

• заловкины посиделки – суббота;

• прощанье - воскресенье.

Главную роль в русской масленице играют блины, которые хозяйками пекутся всю неделю, на блины зовут гостей и повсюду угощают блинами. Профессор Снегирев считает, что блины даже древнее хлеба. Масленицу (чучело) возили по улицам. В последнее воскресенье недели с песнями и хороводами, взяв из каждого двора по снопу соломы, масленицу сжигали в селении или за селением. В программу празднования масленичной недели обязательно входило взятие снежного городка. Город "брали" на последний, прощенный день масленицы. Крепость строилась на льду реки или озера.

3. Какие художественные изделия из дерева были распространены на Руси? ОТВЕТ: Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги, коромысла, чашки, ложки и т. п.). Почти в каждом хозяйстве было много изделий из бересты (различные корзиночки, туески, коробы и т. п.). Вода и квас, взятые в берестяном туесе на покос, даже знойным летом в течение всего дня хранили утреннюю прохладу.

4. Мы знаем много пословиц, но они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Сейчас нужно вспомнить вторую часть пословицы.

• Молодо зелено, погулять велено.

• Вольному воля, спасенному – рай.

• Голод – не тетка, пирожка не подсунет.

• Знай наших, последняя копейка ребром.

• На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай.

• По Сеньке шапка, по Ереме колпак.

• Попытка не пытка, спрос не беда.

• Рука руку моет, обе белы бывают.

• Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.

• Деньги счет любят, а хлеб меру.

5. Отгадайте русские загадки :

• Длинна как дорога, коротка как блоха (жизнь).

• Чувство, которое любого красит (стыд).

• Шарю-пошарю, в угол встану (веник).

• Страны без людей, города без домов, моря без воды (карта).

• Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

• Не вода, не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь (болото).

• Что не сеяно родится (трава).

• Зимой нет теплей, а летом холодней (печка).

6. Что означают эти народные приметы.

• Если двое зевают одновременно (значит, им вместе водку выпивать).

• Не ешь с ножа (будешь злым).

• Нельзя подавать другому соль из рук (к ссоре)

• Что не поссориться, подавая соль (нужно засмеяться).

• Нельзя давать другому булавку (к ссоре)

• Выходить куда-либо в дождь (к благополучной дороге).

• Локоть чешется (на новом месте спать).

• Прищемить одежду в дверях (быть еще раз в этом доме).

7. Перед вами слова: Масленица, Рождество, Крещение, Пасха, Новый год.

• Какой из праздников на Руси не имел точного срока в календаре? В этот день не ели мяса, запасались к нему рыбой. (Масленица).

• В переводе название этого праздника означает «прохождение мимо». В этот день играли в игру «чокание» (Пасха).

• Этому празднику предшествует сорокадневный пост. На праздник готовят блюда из свинины, из теста пекут коровок, бычков, петушков. (Рождество).

8. Перед вами перечень головных уборов, которые носили на Руси: малахай, картуз, кичка, кокошник, валек.

• Мужской головной убор, напоминающий фуражку с козырьком (картуз).

• Женский головной убор, изготовленный из дережки. (валек)

9. Во многих произведениях русской литературы описываются пиршества с их яствами и любимыми блюдами.

• Назовите любимое блюдо Ивана Грозного. (борщ, рассольник, щи)

• Какой из нижеперечисленных постов самый голодный? Это не в смысле запрета на еду, а в смысле нехватки продуктов. (Великий, Петровский, Успенский, Рождественский).

Кому принадлежит следующее высказывание: «если человеку подарить рыбу, он будет сыт один день, ели две – два дня, но если человека научить ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь»? (Петр 1, Л. Н. Толстой, народная мудрость)

• Соком какого овоща лечили на Руси боли в животе? (капуста, репа, свекла, морковь)

• Хлебное вино, так называли на Руси водку, - напиток чисто русский, который появился в 14 веке. Но узаконен и назван водкой он был в указе одного из царей. Какого? (Елизавета, Петр 1, Екатерина, Павел)

• Как называлась каша из крупных зерен пшеницы или ячменя с медом? (кутья, ярица, китина)

• Какой овощ на Руси назывался «палочкой – выручалочкой». (картофель, кислая капуста, соленый огурец)

10. Русские народные загадки «Красна Изба»

1. Для кудрей и хохолков

Целых 25 зубков

И вот под каждым под зубком,

Лягут волосы рядком. (Гребень)

2. Черный конь – скачет в огонь. (кочерга)

3. Стоит копна, вся в дырках

На копне – гора, из горы дым идет. (изба)

4. Без рук, без ног

Во все стороны кланяется. (Колыбель)

5. Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (лапти)

6. Наша толстая Федора, наедается не скоро.

А за то когда сыта, от Федоры теплота. (печка)

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

«Приобщение детей старшей группы к истокам русской культуры и культуры родного края». Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Педагогика естественного развития (из опыта работы) ДОКЛАД (в сокращении) на «Лесенку успеха» Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «» Подготовила воспитатель: Леонова.

Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью сказок» ". как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и в сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

План по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе Тема: Приобщение детей к истокам русской народной культуры Дата начала работы над темой_1 сентября 2017г Предполагаемая дата окончания.

План работы по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Дата начала.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством фольклора Слава нашей стороне слава нашей старине и про эту старину я рассказывать начну. Что-бы дети знать могли о делах родной земли. Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. Воспитание гражданина и патриота, знающего.

Приобщение к истокам русской народной культуры. Беседа: «Русская народная тряпичная кукла»Приобщение к истокам русской народной культуры. Беседа: «Русская народная тряпичная кукла» Цель: Познакомить дошкольников с традиционной народной игрушкой – тряпичной куклой. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (из опыта работы) СОДЕРЖАНИЕ: 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка--- 3 с. 2. Содержательный раздел 2.1 Цели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 5 октября 2017 в 19:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна погудина (УИ 857915) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД