Елена Батуро
Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
". как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и в сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш"
Сухомлинский В. А.
Многое в жизни человека зависит от того, как прошло его детство. Именно в детском возрасте интенсивно развивается личность и поэтому, главная задача взрослых привить нравственные качества, которые способны вдохновить на большие дела и на благородные поступки.
Публикация «Опыт работы „Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью сказок“» размещена в разделах
Моё счастливое советское детство – это необычайно добрая, светлая и душевная программа «В гостях у сказки», её ведущая Валентина Михайловна Леонтьева (тётя Валя, бабушка в окошке со ставнями.
Советские сказки – настоящее искусство, проверенное временем. Ведь они учили детей таким простым, но важным истинам: быть добрыми, честными и справедливыми, уважать старших, никогда не бросать друзей в беде и многому другому.
К сожалению, многие современные дети, замыкаясь на компьютерах стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам др. людей и поэтому не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой и с окружающими. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоционально-нравственной сферы актуальна и важна и ей я уделяю особое внимание.
Какое же средство для этого может быть лучше, чем приобщение детей к истокам русской народной культуры. Это и есть тема моей работы.
В течение моей практической деятельности, начиная с младшей группы в основе системы воспитания - знакомство с русским народным творчеством.
Работу осуществляю опираясь на программу О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Содержание моей работы по данной программе включает такие разделы как:
устное народное творчество, народный быт, народные промыслы, народные игры и музыкальный фольклор.
Моя основная цель развить и воспитать в личности ребёнка такие качества как интеллект, нравственность, эстетика.
Как осуществить их развитие в доступной, интересной и непринуждённой форме? В результате поиска технологии, позволяющей развивать вышеупомянутые качества, я пришла к выводу, что именно сказки – это то, что нужно мне и моим детям.
Ведь русские народные сказки являются мощным источником как интеллектуального, так и нравственно-эстетического развития ребёнка.
Как говорил известный русский писатель и поэт «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для духовного развития личности ребёнка. В основе русских народных сказок лежит нравственность. И уроки нравственности даются без принуждения в занимательной форме. Сказка не даёт прямых наставлений детям (типа «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают).
Практика показывает, сказки можно использовать в работе с детьми, обучая их:
- правилам этики, (дети приходят к выводу, что доброе слово лечит, а худое – калечит);
- по правовому воспитанию (анализируя сказки, дети сами называют героев, которые ущемлены в тех или иных правах). Так, например, падчерица, Хаврошечка лишены права на заботу родителей, на защиту от грубого обращения, их не любят, о них не заботятся, а лишь оскорбляют, заставляют работать.
В сказке «Заюшкина избушка» нарушено право на неприкосновенность имущества.
А в сказке «Маша и Медведь» право на свободу.
И ещё сказки использую как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Дети запоминают уроки героев, чтобы самим не попасть впросак. (Нельзя поднимать незнакомые предметы, они могут быть опасны, нельзя открывать двери незнакомым людям).
Обучая детей способности творчески мыслить, самостоятельно добывать знания, анализировать, использую технологию развивающего обучения.
В своей воспитательно-образовательной работе я ставлю задачу не объяснять, а дать детям возможность осознать, самим открывать горизонты своих знаний. (Учить, не обучая). Подвожу к выводу наводящими вопросами, рассуждаю с ребёнком, чтобы ребёнок сам пришёл к какому-то решению по любому поводу «А ты как думаешь?», «Я читаю сказку, а ты продолжи.». «Что мы вчера делали?» Чем занимались? К чему пришли? А сегодня мы будем делать…». Этим я удовлетворяю стремление к самостоятельности ребёнка.
Использую метод моделирования сказки.
Так, мы превратили кружки в сказку «Репка»,
а геометрические фигуры – в сказку «Колобок».
Для развития связной речи детей, я использую мнемотаблицы по сказкам.
Формируя информационно-игровое творчество, веду работу по корректурным таблицам. Так, во время работы над корректурной таблицей «В мире сказок» дети находят ответы на такие вопросы: какие вещи мы можем увидеть только в сказках? Найди всех добрых (злых) героев? Во что или кого могут превратиться сказочные вещи? Задания назвать сказочного героя, который находится между; над; справа; слева. от другого объекта.
Использование моделирования, корректурных таблиц учит детей свободно мыслить, фантазировать, развивать логическое мышление, выдумку, сообразительность. Выделяя главное, дети производят мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез.
В старшем возрасте учимся составлять метафоры, использовать их в речи, тем самым делая её выразительной, эмоционально окрашенной.
Это достаточно сложно для ребёнка. Но при освоении модели построения метафор такое задание становится лёгким и интересным.
Например, ребятам предлагаю выбрать объект (ёжик) назвать наиболее яркий его признак (колючий, с иголками). Затем дети подбирали второй объект с таким же признаком (У портного есть иголки) и называли место нахождения первого объекта (лес). Совмещаем два этих признака, получаем выражение «Ёж – портной леса». Вот ещё примеры метафор, составленных детьми:
- фонари ночного неба – звёзды
- сладкий снег в стаканчике – мороженое.
- огненный шар на небе – солнце.
Вместе с ребятами мы создавали проекты по сказкам.
Мы собрали своеобразную копилку в форме чудесного сундучка, в которую поместили тексты сказок, рисунки знакомых детям сказок, схемы, изображающие сказочных героев.
Создали хранительницу этого волшебного сундучка – бабушку – сказительницу.
Весь собранный материал мы классифицировали. Во-первых, разделили все сказки на авторские и народные. Отметили, что все они имеют свою структуру: начало, основную часть, окончание. В сказках есть герои, они совершают действия, с ними происходят разные события.
Ещё одним не менее важным моментом в этом направлении является придумывание детьми сказок по схемам. Из опыта могу отметить, что такая работа приносит большие результаты. Дети активно участвуют в беседе, легко решают проблемные ситуации, находят нестандартные решения, объясняют свой выбор.
Модель сочинения сказок состояла из вопросов, которые я схематично изобразила на карточках.
Ответы на эти вопросы дети искали в книгах, придумывали сказочные тексты, советовались с родителями, вспоминали различные похожие истории из мультфильмов.
У нас получались необычные и весёлые сказки :
Интереснейшим вариантом сказкотерапии является метод сказочной песочной терапии. Наша группа стала «счастливчиком», нам подарили планшет для рисования песком. Это даёт большую свободу для творчества детей.
Мы уже начали придумывать сказки и зарисовывать их на песке.
Наши ребята впервые попали в сказочную песочную страну, узнали, что могут играть в волшебной песочнице и чувствовать себя настоящими волшебниками. Но самое главное, что в этом направлении, ещё все чудесные открытия у нас впереди!
Хочется отметить, что вся моя работа была бы невозможна без создания полноценной предметно-развивающей среды.
Для того, чтобы дети наглядно могли увидеть частичку русской старины в группе создана комната кружковой работы. Здесь у нас мини – музей предметов старины. Вот и люлька – опять колыбельные вспомним.
К прялке подойдём – веретёнышко в руки возьмём, и вспомнится песня «Золотая моя прялица, я пряду, а нитка тянется».
А вот и печка – матушка, рядом дрова, ухват. Так и хочется печку жарко натопить, да кашей масляной всех угостить.
А на лавки сядем, тут уж время и сказки сказывать.
Живёт в нашей избе и домовёнок Кузя. Он всегда желанный гость.
Здесь же и чудесный сундучок, в котором хранятся сказки, загадки, прибаутки, персонаж бабушки – сказительницы. Бабушка и сундучок неразлучно находятся в сказочном уголке.
В комнате так же представлены предметы народно-прикладного и декоративно-художественного искусства.
Эта обстановка своей образностью и наглядностью обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Комната предназначена так же и для театральной студии, которую мы назвали «ЖАР-ПТИЦА»- её цель, знакомить детей с видами театрального искусства, развивать сценическое творчество.
В комнате собраны и представлены различные виды театров:
настольный театр картинок, театр на фланелеграфе, театр кукол БИ-БА-БО, пальчиковый, ложковый, теневой театры.
Моя работа была бы не полной без помощи родителей. Они помогают в оформлении комнаты, в изготовлении театральных кукол, костюмов. Так же являются активными участниками совместных мероприятий, праздников.
В группе так же создана определённая предметно-развивающая среда.
Оборудование размещено по секторам (центрам развития, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Созданы все условия для оптимального саморазвития личности ребёнка, благодаря которым ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.
Имеются материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Предметно-развивающая среда творчески преобразована на основе собственных разработок, дидактических игр и пособий.
В заключение, хочется сказать : какие - бы технологии я не использовала в своей работе (традиционные, инновационные, прежде всего я люблю свою работу, люблю своих детей, и они чувствуют это. Это и есть моё главное достижение!
И пусть сказка будет всегда в нашей жизни!
Батуро Е. Н.
Воспитатель МДОУ д/с «Ромашка» г. Унеча