Галина Иванова
Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта:Дошкольный возраст – время активного становления читателя в ребенке, требующее внимание и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и сотрудников городской библиотеки. Произведения художественной литературы способствуют эмоциональному развитию дошкольников, что выражается в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства, эмоции в действиях. Художественные тексты знакомят детей с богатством мира человеческих эмоций, позволяют понять причины их возникновения и смены.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
При ознакомлении с книгой, при воспитании у ребёнка интереса к художественной литературе отчетливо прослеживается связь с образовательными областями:
- речевое развитие - обогащение содержания общения взрослого с ребёнком и детей со сверстниками обсуждением прослушанных текстов, знакомство с лучшими образцами литературного языка, практическое освоение правил построения разных видов текста, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- познавательное развитие – формирование целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, анализировать, развитие познавательных интересов;
- социально – коммуникативное развитие – личностное развитие детей как представителей социума, знакомство с нормами и правилами поведения и взаимоотношения в социуме
художественно – эстетическое развитие - предполагает восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на все стороны личности ребенка. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее» превратилось в «смотрящее». Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне отрицательно повлияло на детей, на их личностную культуру. Это требует инновационных подходов к отбору содержания работы по данному направлению в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и сотрудниками городской библиотеки.
Приоритетное направление :речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях сотрудничества дошкольного
образовательного учреждения и городской библиотеки.
Целевая группа:субъекты образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки.
Объект: процесс приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки.
Предмет: воспитание интереса детей к детской художественной литературе, как средство развития речи в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и городской
библиотеки
Цель образовательного проекта:
создание в дошкольном образовательном учреждении «Литературной гостиной» как инновационной формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки, по приобщению детей дошкольного возраста к детской художественной литературе, как средству развития речи.
Задачи образовательного проекта:
1. Выявить и обосновать педагогические условия развития интереса детей дошкольного возраста к детской художественной литературе в процессе, как средства развития речи детей в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и библиотеки.
2. Спроектировать и реализовать систему работы «Литературной гостиной» как формы сотрудничества дошкольного учреждения и городской библиотеки.
3. Повысить уровень педагогической компетентности педагогических работников по проблеме развития интереса детей дошкольного возраста к миру книги, к восприятию детской художественной
литературы, как средства развития речи в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки.
4. Разработать научно-методические рекомендации для педагогов и по развитию интереса детей дошкольного возраста к восприятию детской художественной литературы.
Новизна образовательного проекта:
Создание в дошкольном образовательном учреждении системы работы по приобщению детей дошкольного возраста к детской художественной литературе. Установление тесного сотрудничества между социальными партнё рами: городской библиотекой, педагогами, родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге, к приобщению к художественной литературе. Знакомство детей с книгой осуществляется через организацию
взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в следующих
формах:Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста); Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников); Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей).
Создание «Литературной гостиной»
предполагает следующие мероприятия по приобщению детей дошкольного возраста к детской художественной литературе :
Выставка «Книги своими руками».
Создание мини – музея «Откуда пришла книга». Пополнение групповой библиотеки книг, расположение их по темам: «Природа», «Сказки», «О детях», «Наш край».
Создание в группах книжной полочки «Умные книги». Создание В ДОУ клуба «Летний читальный зал».
Ознакомление с писателями и поэтами, художниками – иллюстраторами детских книг.
Взаимодействие с социумом (экскурсии в библиотеку и тематические встречи, организация совместных художественных мероприятий с другими ДОУ).
Внутренние риски:
- недостаточный уровень качества предоставляемых образовательных услуг в рамках проекта;
- низкий уровень готовности педагогов ДОУ к реализации инновационного проекта.
Меры для их минимизации:
- создание в ДОУ системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно - профессионального участия;
- подготовка и повышение квалификации кадров по данному направлению.
Внешние риски:
- востребованность проектных мероприятий ДОУ получателями образовательных услуг на городском уровне;
- низкая осведомлённость дошкольных учреждений о результатах проектной деятельности.
Меры для их минимизации:
Апробация интерактивных форм сотрудничества педагогов и сотрудниками городской библиотеки;
Сроки реализации проекта
Первый этап (сентябрь 2022 – декабрь 2022гг.)
1. Выявление исходного уровня речевого и творческого развития детей дошкольного возраста.
2. Разработка модели и технологического обеспечение работы дошкольного образовательного учреждения.
3. Обогащение пространственно- развивающей среды, способствующей приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе.
Второй этап (2022-2023гг.)
1. Разработка и апробация системы по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к детской художественной литературе.
2. Разработка содержания вариативных программ, схем сопровождения, индивидуальных маршрутов развития детей.
Третий этап (2023-2024гг.)
Анализ полученных данных исследования, систематизация и обобщение основных результатов, оформление работы в виде пособия для воспитателей. На этом этапе проводится работа по внедрению результатов исследования в практику.
1. Мониторинг реализации проекта инновационной деятельности ДОУ по проекту.
2. Организация мероприятий по пропаганде достижений.
3. Подготовка к изданию научно-методический и информационный материал по данному направлению.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Разработка, апробация и внедрение научно-методических рекомендаций по развитию интереса детей дошкольного возраста к детской художественной литературе, как средство развития речи.
2. Формирования необходимых профессиональных компетенций, профессионального роста педагогов.
3. Создание организационно-педагогических условий по проблеме приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе.
4. Разнообразие деловых и творческих связей дошкольного учреждения с городской библиотекой по данному направлению.
5. Повысится интерес у детей к художественной литературе.
6. Рост позитивной динамики в формировании у детей представления о книге, правилах обращения с ней.
7. Повысится уровень компетентности родителей в вопросах приобщения детей к художественной литературе через различные виды деятельности (художественно – эстетической, продуктивной, игровой, познавательной).