Лунд Любовь Ильинична
Принципы отношения к ребенку с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы отношения к ребенку с ОВЗ
МАДОУ «Детский сад № 48», педагог – психолог Л. И. Лунд
Ребенок, посещающий дошкольное учреждение с ОВЗ, имеющий нарушения интеллектуального развития нуждается в особом сопровождении. От педагога требуется выстроить с семьей доверительные отношения. Он должен понимать и способствовать развитию потенциальных возможностей семьи, опираясь на нее Грамотно организованная работа с родителями и семьей ребенка позволит повысить эффективность коррекционно-образовательного и воспитательного процесса.
Публикация «Принципы отношения к ребенку с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Принципы отношения к ребенку с ОВЗ (Финская ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития)
1. В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.
2. Каждый ребенок является уникальной личностью.
3. Нарушение интеллектуального развития - это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не ребенка
. 4. Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как и у других людей.
5. Ребенок с нарушением интеллекта имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему такую возможность!
Основные положения воспитательной коррекционной работы
1. В процессе проведения коррекционно-образовательной работы необходимо соблюдать права ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка : право на получение адекватного образования, право на индивидуальность, право на отдых и т. д.
2. Включать в коррекционно-образовательный и воспитательный процесс всех детей независимо от степени тяжести отклонений в развитии, разрабатывая для каждого их них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.
3. При оценке динамики продвижения ребенка сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим собой на предыдущем уровне развития.
4. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.
5. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
6. Диагноз и прогноз должны быть предметом профессиональной тайны специалистов.
7. При проведении коррекционно-развивающего обучения важно усиливать и развивать положительную уникальную неповторимость каждого ребенка, его индивидуальные способности и интересы, помогая ему осознать свою самоценность, развить чувство самоуважения с учетом реального осознания своих трудностей и проблем.
8. Разрабатывать динамичную индивидуальную коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями.
9. Относиться к родителям как партнерам при организации различных форм лечебно-коррекционного процесса.
10. Стимулировать умственное развитие ребенка с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, постепенно привлекая ребенка к оценке своей деятельности.
11. В коррекционной работе использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности — предметно-практическую, игровую, элементарно-трудовую, но основное внимание уделять игре как ведущей деятельности этого возрастного этапа развития.
12. Учить ребенка производить перенос сложившегося способа действия, полученных знаний, умений и навыков в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, выполнять задания с проявлением творчества.
13. При организации семейного воспитания опираться на общие закономерности и специфические особенности возрастного развития ребенка с отклонениями в развитии.
14. Соблюдать основные принципы методического подхода к обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии: создавать условия для развития положительной мотивации, осуществлять развитие коммуникативных навыков, учитывать индивидуальные особенности, развивать все виды продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация.)
Основные задачи педагогов, работающих с детьми с отклонениями в развитии
1. Разрабатывать и использовать различные методики работы с учетом возраста, особенностей развития и структуры дефекта ребенка.
2. Соблюдать принцип ранней стимуляции психомоторного развития (в ходе занятий создавать условия для развития всех психических функций ребенка, организовывать коррекционно-развивающую среду на занятии).
3 Оказывать квалифицированную психотерапевтическую поддержку родителям.
4. Помогать близким взрослым создать развивающую комфортную семейную среду ребенка.
5. Формировать адекватные взаимоотношения в отношениях родителей и детей.
6. Сотрудничать с родителями как с партнерами в коррекционно-образовательном и воспитательном процессе.
7. Привлекать к работе с ребенком и его семей различных специалистов.
8. Учитывать интересы семьи, поддерживать заинтересованность родителей в сотрудничестве.
Основные направления в работе педагогов с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии:
1. Гармонизация семейных взаимоотношений.
2. Коррекция психологического состояния матери.
3. Коррекция детско-родительских отношений.
4. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических).
5. Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.
6. Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.
Задачи, стоящие перед педагогом:
1. Коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей.
2. Формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем («0н у меня такой же как все», позиции противопоставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия («А как его научить? Я не умею»).
3. Постепенное исключение преувеличения проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка («Нет, из него никогда ничего не получится»).
4. Повышение личностной самооценки матери, предоставление возможностей увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.
5. Коррекция внутреннего психологического состояния матери: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребенка должны постепенно перейти в осознание возможностей ребенка, в радость от его маленьких успехов.
6. Осуществление личностного роста матери в процессе в процессе обучения и воспитания ребенка с помощью педагога; переход матери из позиции переживания за недуг ребенка в позицию творческого поиска путей помощи своему ребенку, реализации его возможностей.
7. Изменение стереотипа воспитания ребенка в семье, признание своих возможностей помощи в развитии, обучении и воспитании ребенка; созидательная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воздействия психологического стресса.
Формы индивидуальной работы с родителями:
1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком.
2. Конспектирование матерью уроков, проводимых педагогом.
3. Выполнение домашних заданий со своим ребенком.
4. Чтение матерью специальной литературы, рекомендуемой педагогом.
5. Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.
Этапы психолого-педагогической работы с матерью:
В работе специалиста можно выделить три основных этапа:
Первый этап направлен на привлечение матери к учебному и воспитательному процессу. Педагог должен убедить мать ребенка в том, что именно в ней очень нуждается ее малыш, что кроме нее, этим процессом заняться некому.
Второй этап. Формирование увлечения матери процессом развития ребенка. Педагог показывает матери возможность существования маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Мать обучается отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает педагог.
Третий этап направлен на раскрытие творческих способностей матери в воспитании и обучении своего ребенка.
Выделяют следующие основные формы работы с семьями детей с отклонениями в развитии:
1. консультативно-рекомендательная (консультации, подготовка и предоставление рекомендаций,
2. информационно-просветительская (проведение тематических родительских собраний с выступлением специалистов, подготовка материалов об особенностях и закономерностях развития детей с интеллектуальной недостаточностью,
3. практические занятия для родителей (обучение приемам коррекционного обучения и воспитания, тренинги,
4. организация «круглых столов», родительских конференций, детских праздников, утренников,
5. индивидуальные дополнительные занятия с ребенком и родителями,
6. психотерапия и психокоррекционная арт-терапия,
7. подгрупповые занятия. Кроме того, важное значение имеет привлечение наглядных форм работы - подготовка материалов об актуальных проблемах развития детей, открытые занятия для специалистов детского учреждения и другие формы работы.
Формы работы с родителями
1. Индивидуальное консультирование родителей проводится с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье. Также служит основой установления личного контакта между педагогом и родителями.
2. Участие родителей в тематических собраниях, проводимых коррекционным педагогом совместно с другими специалистами. В результате осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности и эффективного взаимодействия с ребенком. Примерная тематика собраний: — «Познание себя как родителя»; — «Конфликты с детьми и их преодоление»; — «Анализ различных подходов в воспитании детей»; — «Наказания и поощрения — за и против»; — «Как подготовить ребенка к школе».
3. Посещение занятий родителями. Направлено на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания в отношениях «мать — ребенок». Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком повышается уровень компетенции родителей в области обучения и воспитания детей.
4. Совместное проведение досуга (праздников, развлечений). Проводятся с целью раскрепощения, объединения родителей, детей и педагогов. Предлагается следующая тематика праздников: — «Встреча Нового года», — «Рождественские забавы»; — «Масленица»; — «Наши милые мамы»; — «Лучший папа» и др.
5. Стенд для родителей. Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательной форме собрана вся полезная информация. Большую практическую значимость имеет раздел «Родительские университеты».
6. Ведение дневника «События нашей жизни». Данное направление основано на разработках Е. Л. Гончаровой и О. И. Кукушкиной. Это специально организованная и систематическая работа самого ребенка, предметом которой является его собственная жизнь. Цель этого направления — наладить сотрудничество и сотворчество между родителями и детьми.
7. Работа с родительской группой, которая включает: — анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием и обучением; — выбор адекватных форм общения и поведения во взаимодействии с ребенком; — установление конструктивных отношений со специалистами ОУ. Эта работа способствует расширению средств педагогического и психологического воздействия на ребенка, тренировке родителей в использовании новых приемов взаимодействия с ним. Служит гармонизации внутрисемейных отношений, социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта. В результате проведения такой работы отмечаются существенные позитивные изменения: — в восприятии семейных отношений умственно отсталым ребенком; — в осознании своего положения в семейном коллективе; — в структурировании родительского отношения к детям; — в динамике родительского отношения к детям, которое становится более теплым, принимающим. Родители более адекватно оценивают состояние своих детей.
Памятка для родителей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта
Старайтесь придерживаться следующих правил, это облегчит вашу жизнь
1. Преодолевайте страх и отчаяние.
2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает
3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам: — медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов, психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК).