надежда пермякова
Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
1. Коммуникативная направленность обучения;
2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления;
3. Обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся;
4. Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей;
5. Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.
Публикация «Консультация для педагогов „Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Русский язык, конспекты уроков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
В качестве примера обеспечения коммуникативной направленности в изучении грамматического материала можно привести словарную работу, для которой должны быть отобраны такие слова, которые позволяли бы выражать простые мысли, понимать собеседника в пределах требований, предусмотренных программой, т. е. отобран оптимальный лексический минимум. Важно объективно подойти к отбору словаря для активного усвоения, учитывая сочетаемость с другими словами; многозначность; словообразовательную ценность. Например, усвоение нового слова бесстрашный даёт возможность уточнить значение уже известного учащимся слова смелый. Для закрепления и активизации усвоенных слов, их новых значений очень эффективными видами работы являются беседы по картине, описания предметов и т. п. В качестве примеров обеспечения коммуникативной направленности можно привести также запись ответов на вопросы (по прочитанному, по картине, по просмотренному фильму, по прочитанной книге и т. п.); составление диалогов по образцу, на основе заданной ситуации; описание героев; написание отзыва о прочитанном; языковые игры («На одну букву», «Одним словом», «Дежурная буква»); составление деловых бумаг по образцу; написание обучающих творческих работ и т. д. Систематическая целенаправленная работа в данном направлении ведёт к развитию навыков более точного выражения мыслей, умению вести диалог и даже формирует навыки построения монологического высказывания.
Принцип единства развития речи и мышления опирается на психологическую закономерность, которая проявляется во взаимодействии языка и мышления. Развитие речи на любом уровне положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся. Принцип реализуется с помощью анализа и синтеза, конкретизации и обобщения, сравнения и классификации. Например, семантика слова овощи раскрывает конкретный ряд предметов; предложение Грачи прилетели сообщает о свершившемся факте. В начальных классах в качестве примера можно привести закрепление представлений о конфигурации буквы - метод упражнения в многократном ее воспроизведении по образцу, по памяти, можно одновременно предлагать детям и такие задания: отгадай, какая это буква, и запиши ее (овал, палочка с крючком внизу); загадай сам своему товарищу букву, пусть он отгадает и; напишет; узнай букву по элементу и запиши ее. В результате чисто механическое упражнение приобретет более творческий характер, потребует осуществления синтеза, операций сличения, восстановления целого по его части и т. п.
Принцип обязательной мотивации языковой и речевой деятельности учащихся обеспечивается содержанием урока русского языка, его структурой, подбором методов, приёмов обучения видов упражнений и поведением учителя, который вызывает и направляет интерес учеников, поддерживает его путём поощрения, посредством установления в классе доброжелательных отношений и комфортных условий, не ограничивая речевую активность детей. Следует разнообразить приемы рассмотрения и анализа изучаемого материала. В качестве примера можно привести виды языковых и речевых упражнений по теме «Предложение»: составление предложений по картине, по схеме, по опорным словам; чтение предложений, записанных на доске, с соответствующей интонацией, выбор среди них простых и сложных предложений, сравнение каждой группы по основным грамматическим признакам; работа по карточкам; записывание в тетради, письменные ответы на вопросы, составление текста по аналогии с данным и запись; работа с деформированным текстом и т. п. Все виды упражнений дополняются различными грамматическими заданиями: выделение окончаний, определение главных и второстепенных членов предложения, частей речи и т. п.
Принцип формирования чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей - принцип формирования чувства языка, а затем уже — опоры на это чувство. Воспитание языкового чутья осуществляется на всех уроках русского языка в младших классах, где особое внимание детей сосредотачивается на семантике слова, предложения, на их формально-логических признаках, которые помогают объединять слова в лексико - грамматические категории (названия предмета, действия, признака, на фонетических явлениях (сад - сады, на соотнесении грамматической формы слова с реальными логическими связями, которые обозначаются этой формой (идет, пойдет, пошел). Рассматривая предмет, дети называют его форму, цвет, вкусовые качества: лимон желтый, округлый, кислый. С уточнением признаков предмета дети учатся правильно согласовывать названия признаков с названием предмета, отличать сам признак от его названия. Выполнение практических грамматических упражнений в младших классах создает речевую базу, на которой начинают зарождаться познавательный интерес к языку и языковое чутьё. В старших классах наличие первоначальных языковых обобщений дает возможность отвлекаться от предметного содержания слов, объективировать речь, усваивать теоретические законы грамматики. Анализ языкового состава слов, словоформ, предложений в той или иной степени помогает осознавать способы орга-низации и употребления в речи единиц различных языковых уровней.
Принцип взаимодействие работы над устной и письменной речью. Исходным является сходство – один и тот же словарь, одинаковы способы связи слов и предложений. Но письменная речь формируется на базе устной. Ей присуща большая степень абстрактности, развернутости, регламентированности. Письменной речи учащиеся овладевают только в про-цессе обучения. Одно из условий методически правильной организации работы над письменной формой речи - предварительная устная подготовка к построению письменных высказываний. Примером служат обучающие творческие письменные задания в форме микро-сочинений, микроизложений, свободных диктантов. В этом случае грамматический строй письменной речи частично устраняет недостатки устной речи, позволяет целенаправленнее работать над исправлением стилистических и грамматических ошибок.
В качестве примера реализации данного принципа можно привести упражнение для учащихся 3 класса по теме «Написание предлогов со словом». Учитель: Весной в живой и не-живой природе происходит много нового и интересного. Но нужно уметь об этом правильно и красиво сказать.
- Выбери нужный предлог и запиши словосочетание.
Капель (из, с, от) крыши
Проталины (под, на, от) земле
Домики (для, под, из) птиц
Сугробы (по, о, в) лесу
Льдины (на, под, над) реке
Заморозки (в, по, у) утрам
Цветы (под, над, из) снегом
- Устно составляем предложение с образованными словосочетаниями.
- Как пишутся предлоги со словами?