Анна Александровна Калёнова
Консультация для воспитателей «Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий вид деятельности дошкольника – ИГРА. В сюжетно-ролевой игре отображается представление дошкольника об окружающем мире, профессиональных обязанностях и взаимоотношениях людей. Дошкольник из повседневной рутины переносится в интересную роль, используя фантазию и образы памяти для действий в выдуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра является элементом образовательного процесса в ДОУ.
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дошкольники берут на себя социальные или трудовые функции взрослых людей, и в специально создаваемых условиях моделируют жизнь взрослых и отношения между ними.
Публикация «Консультация для воспитателей „Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Основным критерием оценки уровня игровой деятельности дошкольников должно быть игровое умение – преобладающий у дошкольника способ построения игры и потенциальная возможность применять различные способы.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры.
1 принцип – для того чтобы дети овладели игровыми навыками и умениями, педагог должен играть с детьми.
2 принцип – педагогу необходимо играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует показывать игру таким образом, чтобы дети сразу смогли «открыть» и усвоить новый, более сложный способ её построения.
3 принцип – при формировании игровых умений следует одновременно ориентировать дошкольника, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам. Такая тактика обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру дошкольников, их совместную согласованную игру в небольших группах.
В ролевой игре различают содержание и сюжет.
Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчинено правилам, которые вытекают из взятой на себя роли.
Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дошкольники отражают в своих играх. Сюжеты игр зависят от классовой принадлежности детей, их семейного быта и эпохи.
Виды сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах.
По мнению педагогов и психологов, интерес к сюжетно-ролевым играм возникает к 3 годам. Это обусловлено тем, что ребёнок первые годы жизни учится действиям с предметами, развивает координацию движений, а также накапливает представления о мире.
Вторая младшая группа.
-Игры: «Моряки», «Детский сад», «Готовим мишке обед», «Посещаем парикмахерскую», «Купаем куклу», «Принимаем гостей».
-Совместные игры с использованием предметов-заместителей и игрушек.
-Режиссерские игры по стихам с использованием игрушек, по сказкам, с последующим исполнением простейших ролей самим в играх и сказках.
-Строительные игры, с их обыгрыванием (построили дом, поселили туда игрушки, разыграли простой сюжет).
Средняя группа.
-Игры: «Магазин», «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Моряки», «Детский сад» и т. д.
-Инсценировка мультфильмов и сказок.
-Вначале беседа об играх «Во что будете играть?», «Что произойдёт?», распределение ролей до начала игры, поиск материала для игры, в том числе предметов-заместителей. Педагог может провоцировать «проблему»: у парикмахера нет расчёски, на обед нет хлеба, корабль сбился с курса, на улице заболел человек, не на чем отвезти больного в больницу.
-Режиссёрская игра: сюжеты рассказов и сказок, часть или полный сюжет, использование игрушек и предметов.
-Театрализованная деятельность: дети действуют самостоятельно.
Воспитатель по-прежнему принимает участие, но со 2 полугодия больше следит за игрой.
Старшая группа.
-Тематика игр больше связана с социальной деятельностью, но учитывая реальность сегодняшнего дня (парикмахерская-салон красоты, магазин-супермаркет, милиция-полиция и др.)
-Новые игры: «Библиотека», «Музей», «Полиция», «Служба спасения», «Турагенство».
-Подготовка к играм: чтение, рисование, придумывание ситуаций, творческое создание обстановки для игр, «словесное рисование» представителей разных профессий.
-Режиссёрские игры: с воспитателем и самостоятельно, дошкольник может управлять 1-2 игрушками
-Театральные игры: сцена, декорации, ширма, выразительное исполнение.
-Практикуется изготовление для игры различных атрибутов.
Подготовительная группа.
-Те же игры, но с более разнообразным содержанием.
-До игры необходимо продумать сюжет.
-Продуктивная деятельность сегодня по созданию необходимых атрибутов для игры, а играть завтра.
-Развитие умения договариваться и распределять роли.
-Режиссёрские игры: управление 1-2 игрушками, согласовывая свои действия с действиями сверстников, комментирование событий и выразительное интонирование.
-Игры-фантазирования.
-Подготовка: чтение, картинки, рисунки, экскурсии, использование замена места сюжета и действия.
-Продуктивная деятельность в процессе игр: рисунки, деньги, чеки, рекламные плакаты, карта сказочной страны.
-Проявление типов дошкольников: дети-исполнители, дети-сочинители, дети-практики, дети-режиссёры, дети-актёры.
Игра в дошкольном детстве носит воспитательный характер, так как с её помощью развиваются умственные способности и формируются важные личные качества. Сюжетно-ролевая игра является одним из главных методов обучения, где прививается уважение к различным профессиям и труду взрослых, закладываются простые социальные компетенции и культура взаимоотношений в коллективе. Цель сюжетно-ролевых игр – в условиях вымышленной ситуации разностороннее развитие личности ребёнка.