Татьяна Туева
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 3. Принципы построения программы
▼ Скачать + Заказать документы
1.1.2. Принципы построения программы
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Публикация «Дополнительная образовательная программа по экологии „Зернышко“, Часть 3, Принципы построения программы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Анализ литературы и собственный практический опыт работы позволяет выделить ряд принципов организации экологического образования дошкольников.
Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок: элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение.
Принцип системности. Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается.
Принцип наглядности связан с наглядно-образным и наглядно-действенным мышлением ребенка-дошкольника. Его использование предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении.
Принцип научности. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
Принцип прогностичности. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). И
Принцип деятельностности. Это основа экологического образования дошкольника, он реализуется в процессе ухода за комнатными растениями, участия детей совместно с взрослыми в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т. п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.
Принцип интеграции. Проявляется в экологизации различных видов деятельности ребенка.
Принцип конструктивизма. Когда педагог приводит отрицательные факты влияния человека на природу, важно показать ребенку положительный пример или возможность изменения ситуации. При этом необходимо подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести факты успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.
Принцип регионализма. Дошкольное экологическое образование должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста.
Принцип дифференциация и индивидуализация. Построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.