Ирина Щепетинникова
Принципы и подходы к формированию программы ДОО компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы
Программа ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет в условиях групп компенсирующей направленности.
Содержание Программы соответствует основным принципам дошкольного образования:
• поддержка разнообразия детства;
• уважение личности ребенка;
• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия участников образовательного процесса;
Публикация «Принципы и подходы к формированию программы ДОО компенсирующего вида» размещена в разделах
• реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры и других видах деятельности, обеспечивающих развитие ребенка;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, его возможностей, потребностей и состояния здоровья;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество Учреждения с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования, в том числе детей с ОВЗ.
В основу Программы положены концептуальные подходы:
1. Концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная
А. В. Запорожцем. Согласно данной концепции, основной путь развития ребенка - это амплификация, т. е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (переход к возможно раннему решению школьных задач, а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.
2. Теория деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др. Согласно этой теории, развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребенка-дошкольника это, прежде всего, игра, а также конструирование, изобразительная деятельность, литературно-художественная. Развитие способностей ребенка делает его подлинным субъектом деятельности, прежде всего игровой, становление развитых форм которой происходит к концу дошкольного возраста.
3. Концепция развития способностей, разработанная Л. А. Венгером и его сотрудниками. Под способностями, вслед за отечественными авторами (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер и др.) понимают обобщенные способы ориентировки, обеспечивающие успешность в деятельности, успешность решения той или иной задачи.
Программа предполагает комплексность подхода, обеспечивает развитие детей с ОВЗ во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях, учитывая их возможности и особенности:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Особое внимание уделяется речевому развитию – доминирующей образовательной области в условиях групп компенсирующей направленности. Коррекционно-развивающая работа выступает, как приоритетное направление в работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В Программу включен подраздел, раскрывающий содержание системной коррекционной работы, обеспечивающей осуществление логопедического воздействия, психолого-педагогического сопровождения, организацию коррекционно-образовательного пространства.