Татьяна Ларина
Применение здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
В современном мире развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего развития физических способностей, а также интенсивно развиваются все важнейшие функции и системы организма.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
В области физического воспитания и обучения применяются здоровьесберегающие педагогические технологии. Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирования у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, умению использовать им полученных знаний в повседневной жизни.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании
должны быть направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.
В дошкольном образовательном учреждении применяются разные технологии, рассмотрим некоторые из них.
Утренняя гимнастика (зарядка) представляет собой комплекс физических упражнений в игровой форме. В работе с детьми старшей группы целями подготовки и проведения утренней гимнастки является: совершенствование двигательных навыков (бега, прыжков, приседаний); проведение профилактических мер, направленных на предотвращение развития плоскостопия, нарушений
осанки; выработка красиво ходить; закрепление умения соотносить свои движения с темпом и ритмом, в которых работают воспитанники.
Стретчинг –это система физических упражнений направленных на растяжку мышц тела для гибкости и эластичности мышцы. Стретчинг позволяет
уменьшить болевые ощущения, убирает мышечное напряжение за счт того, что
мышцы то напрягаются, то расслабляются. Это оказывает благотворное влияние
на организм человека [2].
Динамические паузы или физкультминутки – используются в течение
всего дня в детском саду [1]. При проведении динамических пауз развиваются
пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики,
выразительность голоса, мимика.
Такие, как соревновательные и кооперативные оздоровительно-развивающие игры, помогают ребенку освоить те виды движений, которые с трудом осваивались на занятиях лечебной гимнастикой или в других видах деятельности и позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект.
Соревновательные оздоровительно-развивающие игры – это игры, в которых можно выявить победителя в индивидуальных или командных соревнованиях. Это игры – эстафеты, связанные с их физической подготовленностью.
В этих играх необходимо точное выполнение правил и соблюдение принципов честной игры в действиях.
Кооперативные оздоровительно-развивающие игры – игры сотрудничества, в которых может условно присутствовать командное соперничество. При
проведении таких игр учитывают не личные достижения отдельных участников,
соревнующихся друг с другом, а достижения команд или всех участников, объединнных в единую команду. К примеру : «Прыжок великана» – сделать самый длинный прыжок.
Гимнастика дыхательная используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Целью дыхательной гимнастики является умение дошкольника правильно дышать, а значит, укрепление его здоровья.
Ортопедическая гимнастика – это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья и повышение выносливости мышц
опорно-двигательного аппарата (в первую очередь мышц нижних конечностей.
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней
опорного свода стопы.
Фитбол-гимнастика одно из новых направлений в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками. Посредством воздействием колебаний фитбола, гимнастика тренирует вестибулярный аппарат, развивает координацию движений и функцию равновесия, оказывает стимулирующее влияние на обмен веществ организма активизируют висцеральные рефлексы [3]. Вибрация при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшает обмен веществ и микродинамику в межпозвонковых дисках и внутренних органах.
Элементы йоги. Детская йога представляет собой комплекс игровых занятий на основе хатха-йоги и кундалини-йоги. Элементы йоги «улучшают функции сердечно-сосудистой системы, дыхания активизируют обмен веществ интенсивность процессов пищеварения, формируют опорно-двигательный аппарат. Занятия с использованием йоги у дошкольников укрепляют защитные свойства и сопротивляемость организма в целом». Главное, при выборе упражнений они не
должны быть скучными, должны соответствовать возрастным возможностям ребенка. А при создании комплекса каждое упражнение нужно делать разнообразным, незнакомым, интересным.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном
дошкольном образовательном учреждении зависит от:
– типа дошкольного учреждения;
– конкретных условий дошкольного образовательного учреждения организации
здоровьесберегающей среды;
– от программы, по которой работают педагоги;
– от продолжительности пребывания детей в ДОУ;
– от показателей здоровья детей;
– от профессиональной компетентности педагогов.
Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может значительно повысить результативность образовательного процесса. Технология будет эффективно применяться, если будут учитываться позиции временного отрезка проведения в режиме дня дошкольника, особенностей
поведения и ответственного исполнителя. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от многих факторов таких, как
режим дня, индивидуальные особенности и др. Для использования конкретной
здоровьесберегающей технологии необходимо разработать систему занятий,
учитывая все факторы.
Литература
1. Акутина. С. П Использование современных образовательных технологий М64 Мировая и российская наука: области развития и инноваций: Сборник научных статей. Ч. I / Научный ред. д. пед. наук, проф. – М. : Издательство «Перо», 2020. – 4 Мб. [Электронное издание].с 46
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие – М, 2010. с. 27-52.
3. Крылова Н. И. – Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Волгоград,2010.
4. Лукасевич Е. В. Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы) // Совушка. 2015. N2.URL :https://www.kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00060.html
5. Швалева Т. А. Матонина О. П. Из опыта работы муниципальной экспериментальной площадки. Единая диагностика физической подготовленности дошкольника. Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова. 2011. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ