Катцина Вера Александровна
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает ФГОС ДО, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия [1,с. 6] Поэтому дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребенка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ» размещена в разделах
Одним из приоритетных направлений в работе педагога по охране и укреплении здоровья детей является использование здоровьесберегающих технологий, которые заключают в себе основу педагогической технологии.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают :
- конкретность и четкость цели и задач;
- наличие этапов;
- первичной диагностики;
- отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
- использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, оценки.
Любая педагогическая технология, которую использует педагог, должна быть здоровье сберегающей. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития [2,с. 65]. Ведущим принципом таких технологий является учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, его состояния здоровья, учёт детских интересов и предпочтений.
В дошкольном образовательном учреждении в работе с детьми мы применяем такие здоровьесберегающие технологии, как: физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка – закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков. Особое внимание в работе по физическому воспитанию уделяется технологиям развития физических качеств, закаливание детей в детском саду - воздушные и солнечные ванны, прогулки на свежем воздухе, хождение босиком, закаливание детей водой (контрастное обливание ног) и др.
В педагогическом процессе ДОУ широко используются образовательные технологии, направленные на воспитание культуры здоровья дошкольников; сохранения и стимулирования здоровья; технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная, пальчиковая гимнастика и др.). Для снятия напряжения широко используются в процессе работы с детьми динамические паузы, релаксация, ритмопластика.
Важным в своей работе мы считаем обучение детей здоровому образу жизни. Здесь используются определенные педагогические технологии в процессе физкультурных занятий, коммуникативных игр, где мы предлагаем детям систему занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игровые технологии (игротренинги, игротерапия, самомассаж. Используемые в работе с детьми методы отличаются высокой профилактической эффективностью, не требуют использования дорогостоящей аппаратуры, материалов, органично вписываются в режим дня, не сложны в выполнении. Для формирования основ здорового образа жизни широко используются с детьми беседы по валеологии, где мы развиваем у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур; даем детям элементарные сведения о своем организме; помогаем формировать интерес к физической культуре и потребности в здоровом образе жизни.
Для реализации государственного стандарта в дошкольном учреждении созданы необходимые условия для здоровьесбережения детей, которые, включают в себя интеграцию образовательных областей : «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».
Большое внимание уделяется приобретению необходимого оборудования, в детском саду достаточно развивающего оборудования, методического и дидактического материала для образовательной деятельности с детьми, в том числе и наличие спортивного инвентаря и оборудования. Создана современная предметно-развивающая среда, включающая в себя наличие спортивного зала для физкультурных занятий с детьми, оборудованная спортивная площадка.
Для реализации любой здоровьесберегающей технологии необходимо создание комфортных условий, атмосферы доверия, сотрудничества, сопереживания - все это способствует эмоциональному благополучию ребенка, укрепляет его психическое здоровье.
Очень важным в работе по формированию здорового образа жизни дошкольников мы считаем вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ. Это укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса. Широко практикуем показ образовательной деятельности (занятий) для родителей. Оформляем выставки литературы, наглядного материала, рисунков, сочинений на темы: «В здоровом теле – здоровый дух», «В стране здоровья» и др. Родители не только наблюдают, но и становятся активными участниками спортивных развлечений, игр «Знатоки здорового образа жизни», «Что? Где? Когда?», «Семейные старты». Чтобы лучше узнать взгляды каждой семьи на физическое воспитание, на отношение к здоровому образу жизни, проводим анкетирование, беседы. Воспитатели привлекают родителей к выпуску стенгазет «Мы спортивная семья» и т. д., которые пользуются большой популярностью среди семей, ведь здесь каждая семья может представить интересные фотографии, поделиться опытом активного семейного отдыха.
Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей. Воспитатели размещают информацию в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений» и т. д.). На родительские собрания приглашаются медицинские работники детского сада. Родители знакомятся с результатами диагностики состояния здоровья детей, их психомоторного развития, с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
В каждой группе есть уголок здоровья, где помещается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. Родители охотно помогают воспитателям оформлять стенды, стенгазеты, папки об активном семейном отдыхе.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий позволяет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении.
Литература:
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования : Письма и приказы Минобрнауки. – М: ТЦ Сфера, 2015 г.
2. Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А. М. Сивцова // Методист. - 2007. - №2. - С. 65-68
.