МААМ-картинки

Применение психодраматических техник в работе с детьми и подростками, испытывающих депривацию.

нелли ступицкая
Применение психодраматических техник в работе с детьми и подростками, испытывающих депривацию.
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие ребенка предполагает не только развитие знаний и умений, но и определенный уровень отношений, в который вступает растущий человек. Отношения самые разные: с государством, законом, сверстниками, родителями, другими людьми. Характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на ребенка, подростка. Если в этих отношениях много бессердечия, лжи, отвержения, то все приводит к возникновению внутреннего дискомфорта, искажает устойчивость его отношения к миру, а в итоге, может привести к значительным искажениям в развитии личности ребенка. У большинства детей и подростков, поступающих в наш центр, уже произошли серьезные нарушения в эмоциональных контактах с близкими взрослыми. И это отрицательно сказывается на самооценке, умении сотрудничать. Дети и, особенно, подростки чувствуют себя отверженными, одинокими. Чувства беспомощности, вины («со мной что-то не так») усиливают состояние депривации. Для коррекции разорванных связей, для восстановления детско-родительских отношений, проводятся занятия, в которых используются элементы психодрамы, сказкотерапии. В психодраме вообще принято исследовать Я человека как совокупность связей и отношений со значимыми людьми. Психическое здоровье человека зависит от восстановления поврежденных базовых связей во внешнем и внутреннем мире. Эти способы особенно хороши для наших подростков, которым слишком больно напрямую говорить о своих отношениях в семье, они не верят, что эти отношения можно восстановить, чувствуют себя одинокими и потерянными в этом мире. Действительно, очень часто отношения с близкими людьми в настоящий момент не поддаются восстановлению, но очень важно показать человеку все многообразие отношение и связей в мире этого конкретного человека и не дать ему отчаяться. Подобные занятия, психодраматические или с элементами психодрамы, знакомы практикующим психологам. Особенную эффективность в работе с детьми и подростками нашего центра показали игры, упражнения, которые легли в основу занятий: «Водный мир», «Психологический мяч», «Сила рода», «Детские воспоминания», «Дерево знакомств» и многие другие.

Публикация «Применение психодраматических техник в работе с детьми и подростками, испытывающих депривацию,» размещена в разделах

Пользуясь золотым правилом психодрамы : «не рассказывай что происходит, лучше покажи как это происходит», я хочу показать эпизод «Водный мир - мир моей души».

У нас есть море (океан) – лист синего цвета. Кружки - маленькие и большие – это острова. Выбери каким островом будешь ты и приклей его на то место, где будет располагаться твой остров (обозначим его – «Я» или свое имя). Другие острова – это близкие тебе люди, важные для тебя. Найди для каждого из них подходящий остров (подпиши именем близкого человека). Приклей их там, где они располагаются в твоем водном мире. Острова могут иметь между собой какие-то отношения. Для этого мы можем проложить водные дороги или построить мосты. Эти дороги и мосты могут быть прочными (обозначаем сплошной линией, а могут быть шаткими, неустойчивыми (пунктирной линией).

В море могут жить опасные акулы (неприятные события, страхи, трудности, с которыми ты сталкиваешься). Ты можешь их приклеить на свободные места, а можешь рядом с теми островами, с которыми ты связываешь какие-то неприятности.

Но у тебя есть помощники – дельфины (качества, которые помогают тебе справиться с трудностями, страхами, неприятностями). Какие это качества? Сильные стороны личности, характера, на которые ты можешь рассчитывать, опираться? Сколько их? Значит столько будет и дельфинов. Подпиши их. Приклей их куда хочется.

На морском дне можно найти раковины с жемчужиной (это яркие события, которые оставили у тебя самые яркие впечатления. Прошло много времени, а ты помнишь об этом). Что это за события? Можешь рассказать о некоторых из них? Подпиши и приклей раковины в то место, куда тебе хочется.

В результате у нас получился «Водный мир» (с островами, морскими обитателями). Но на самом деле мы создали карту души человека, на которой отражены разные связи, события, проблемы и радости. Поэтому на последнем этапе мы наклеиваем название «Мир моей души» и ставим дату (можно отметить место, где проводилось занятие, возраст человека на этот момент).

Рефлексия: Расскажите нам о своем впечатлении, настроении, ощущениях. Что показалось важным, полезным

У этой карты большие возможности. С ней можно работать и за пределами этого занятия (дополнять, уточнять, менять. НО! Менять что-то можно только в своей карте.). Работа может быть индивидуальной ( в паре: «взрослый – ребенок», «взрослый – взрослый», в небольшой группе (до 5 человек; до 10 человек с помощником). Она хорошо работает в семейном консультировании.

Эта игра имеет два значения: диагностическое и коррекционное. Диагностическое: человек презентует себя (рассказывает о своем окружении, о своем месте в мире, о своих страхах, проблемах, об отношении к ним). Коррекционное: мы осознаем отношение к себе и другим, свои эмоции, ресурсы, связи и, если необходимо меняем себя или отношение к тому, что нас окружает.

Итак, с помощью психодрамы можно учиться взаимодействию с другими людьми, искать смысл жизни, освоиться в мире, примерить на себя разные роли. Это метод говорит на языке, понятном для детей (подростков, а это значит, что у них появляется возможность научиться говорить о собственных чувствах, повысить самооценку, снизить тревожность. Кроме того, участие в таких занятиях существенно изменяет убеждение подростков о своем одиночестве и ненужности, избавляет от лишнего напряжения, связанного с отношениями в семье и социуме.

Литература и источники

1. Богомягкова О. Н. «Внутренний мир ребенка: поиск ресурсов средствами психодрамы» // Журнал практического психолога. -2012.-№6. С 113 – 117

2. Панцырь С. Н. Внутриличностные конфликты трудных подростков с точки зрения теории ролей // Журнал практического психолога. -2012.-№6. С 103 – 111

Публикации по теме:

Применение дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Игры с кубикамиПрименение дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Игры с кубиками Игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величин, на гранях которых различные символы для дидактических упражнений. Игровое.

Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми»Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми» К КАК весело рисуют дети Доверчивые чудеса. Не истину и добродетель, А человечка или пса. И пес неистов и оранжев В шарах зеленое: «.

Применение игровых методов в работе учителя-логопеда.Применение игровых методов в работе учителя-логопеда. Чтобы работа по развитию и коррекции речи была ребенку не в тягость, важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать.

Применение IPAD в работе логопеда Видео На сегодняшний день, дети с тяжелыми нарушениями речи и низкой познавательной активностью неохотно выполняют задания логопеда. Современные.

Применение куклотерапии в логопедической работе с детьми «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В настоящее время отмечается неуклонный рост числа.

Применение сингапурских техник на уроках географии Пояснительная записка к методическому семинару «Применение сингапурских техник на уроке географии» Лучникова Елена Валерьевна, учитель.

Применение су-джок терапии в работе ДОУ.Применение су-джок терапии в работе ДОУ. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Действительно, от того.

Применение элементов смехотерапии в коррекционной работе специалистов ДОУ Смех — одна из реакций человека на юмор, проявления которой включают в себя специфические звуки и непроизвольные движения мышц лица и дыхательного.

Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» Методическая разработка: Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям.

Тема: Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет. Актуальность Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение психодраматических техник в работе с детьми и подростками, испытывающих депривацию.
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 10:24
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение психодраматических техник в работе с детьми и подростками, испытывающих депривацию.» (включая файлы) размещена пользователем нелли ступицкая (УИ 871472) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД