Зюлина О.В.
Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка : Семинар-практикум для педагогов
«Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» Зюлина О. В.
Цель семинара :повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ посредством использования адаптационных игр.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
актуализировать знания педагогов о возрастных и психологических особенностях детей раннего возраста;
раскрыть особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
в ходе практической части закрепить умения применять адаптационные игры в работе с детьми раннего возраста.
Ход занятия:
Перед началом занятия проводится разминка - упражнение позволяющее участникам семинара включиться в работу, установить эмоциональное взаимодействие.
Для того чтобы активизировать педагогов и примерно определить их уровень знания по теме, проводится «Мозговой штурм», который содержит следующие вопросы:
- Как вы понимаете слово «адаптация»?
- Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «помощь в адаптации»? (Ответы педагогов)
Затем выполняется практическое задание:
Педагогам предлагается быстро записать на листке бумаги как можно больше слов по теме: «Адаптация ребенка к условиям детского сада». На задание дается 1 минута. Затем варианты зачитываются до тех пор, пока слова-ассоциации не начнут повторяться.
Ответы педагогов дают начало теоретической части семинара, направленной на изучение возрастных особенностей детей раннего возраста и особенностями их привыкания к условиям ДОУ, в соответствии с которыми должна строиться работа педагогов по профилактике социальной дезадаптации воспитанников.
По окончании теоретической части, участникам предлагается выполнить практическое задание:
Для введения соревновательного момента с целью более активной работы, участников целесообразно разделить на две команды.
Каждой команде предлагается сформулировать и записать на отдельных листках факторы (каждый фактор отдельно, от которых зависит характер и длительность адаптационного периода ребенка? На задание отводится 2 минуты.
Проводится самопроверка команд, сопровождающаяся демонстрацией слайда презентации, участники распределяют записи таким образом, чтобы отнести каждую запись к одной из четырех групп факторов, приведенных на слайде. Побеждает команда, наиболее полно отразившая все группы следующих факторов [3] :
• Условий воспитания в семье;
• Особенностей детско-родительских отношений, степени привязанности ребенка к матери;
• Организации воспитательно-образовательного процесса в адаптационный период;
• Возрастных, индивидуальных, психологических, психофизиологических, психогенетических особенностей ребенка (прежде всего темперамента).
На работу по самопроверке отводится 5-7 минут.
Затем в ходе обсуждения ведущий подводит участников к выводу: как каждый фактор в отдельности, так и их совокупность влияют на степень адаптации ребенка к ДОУ.
Далее педагогам предлагается отдельно обратить внимание на такой фактор, как тип нервной системы, лежащей в основе темперамента ребенка.
Затем участникам предлагается выполнить следующие практические задания:
Практическое задание 3:
Каждой команде участников раздаются карточки с описанием поведения ребенка. По описанию необходимо определить тип темперамента. Задание выполняется в течение 2-3 минут, 3 минуты выделяется для обсуждения и проверки выполнения.
По окончании задания, подводится итог: в работе с разными по темпераменту детьми необходимо использовать различные методы работы, соответствующие индивидуальным особенностям ребенка.
Практическое задание 4:
Участникам предлагается, используя имеющиеся карточки с описанием темперамента, подобрать игры для каждого из них. Каждой группе участников выдается набор карточек с видами игр и занятий. На задание отводится 5 минут. Затем выполняется самопроверка по слайду презентации, содержащему таблицу с типами темперамента и подходящими видами игр/занятий.
Холерик:подвижные игры, игры с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы;
Сангвиник:веселые подвижные игры, танцы под музыку, хороводы, игры с водой и песком
Флегматик: игры-эксперименты, паззлы, конструкторы, мозаика, рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок;
Меланхолик: конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры-потешки («Сорока-ворона», «ладушки»).
По окончании задания участники обсуждают, какую задачу в работе с ребенком каждый из педагогов решал посредством выбора игры.
Затем участников просят вновь обратить внимание на слайд с факторами, влияющими на адаптацию ребенка. Педагогам предлагается ответить на вопросы: можно ли повлиять на тип темперамента ребенка? На условия воспитания в семье? На какой из вышеперечисленных факторов может повлиять педагог?
Совместно участниками делается вывод: наиболее эффективно, используя весь свой профессионализм, педагог может повлиять на организацию воспитательно-образовательного процесса.
Чтобы решить вопрос, каким образом педагог организует этот процесс, ведущий предлагает командам разрешить 2 проблемные ситуации:
Ситуация 1:
Девочка, 2 года, посещает детский сад второй день. В детский сад ее привела мама, переодела ребенка, завела в игровую комнату и ушла. Девочка плачет. Что необходимо сделать?
Ситуация 2:
Мальчик, 1 год 10 месяцев, посещает детский сад вторую неделю. Каждый раз с криком держится за маму. Поняв, что мама ушла, молча садится в отдалении от детей и воспитателя, обнимая свою игрушку. Ваши действия?
В процессе дискуссии педагогов необходимо подвести к мысли о создании игровой ситуации для ребенка.
Педагоги предлагают свои решения. Задача ведущего – развивать каждую ситуацию до тех пор, пока очевидным не станет необходимость использования игры в работе с ребенком. Ведущим используется подсказка: ведущий вид деятельности ребенка в раннем возрасте.
Совместно участниками делается вывод: Учитывая возрастные особенности воспитанника, педагог может создавать благоприятные условия его адаптации. Основной вид общения ребенка со взрослым - ситуативно-личностное общение. Чтобы оказаться в ситуации общения взрослому необходимо создать игру-ситуацию.
Затем подводится итог, в котором резюмируется: не существует ребенка, который не любил бы играть, существует проблема правильного выбора игры для конкретного ребенка.
Внимание педагогов привлекается к широкому многообразию игрового инструментария, используемого в период адаптации детей, приводится классификация адаптационных игр. Один из вариантов этого многообразия – имеющаяся картотека, в которой каждая игра представлена на отдельной карточке с целями и задачами использования.
Практическое задание 5
Используя имеющуюся картотеку адаптационных игр, каждому участнику предлагается выбрать понравившуюся игру и проиграть ее с «детьми». В роли детей выступают сами участники. «Детям» дается инструкция вести себя непосредственно, но в рамках задания.
Роль ведущего состоит в помощи педагогам и стимулировании их к проведению игры. Нельзя критиковать участников, делать замечания и поправки в ходе игры.
По окончании задания проводится рефлексия: что было сложным в задании? Отметил ли кто-то у себя ошибки в проведении игры. Ведущий делает акцент на том, чтобы каждый участник высказывался только о своих действиях.
Затем, с целью подвести участников к соблюдению условий проведения адаптационных игр и занятий, педагогам предлагается ответить на вопросы:
1. Какими должны быть первые игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, индивидуальными или фронтальными?
2. Кто выступает инициатором игр, вовлекает в игру своими действиями, эмоциональным общением?
3. Игры выбираются с учетом возможностей детей или места их проведения?
4. Если не все дети сразу включаются в игру, можно ли начинать ее с небольшой группой желающих?
5. Нужно ли критиковать и исправлять ошибки ребенка во время игры?
6. Можно ли многократно повторять игры?
В качестве самопроверки педагогами используется слайд презентации, на котором поэтапно отображается следующий перечень условий :
Условия проведения адаптационных игр
• Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
• Взрослый выступает инициатором и активным участником игр. Своими действиями, эмоциональным общением он вовлекает детей в игровую деятельность, делает ее значимой для них.
• Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
• Добровольное участие детей. Заставляя, мы можем вызвать чувство протеста, негативизма. Если не все дети сразу включаются в игру, можно начинать ее с небольшой группой желающих. Для остальных наблюдение за сверстниками будет интересным и полезным занятием.
• Во время игры нельзя ребенка критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и хвалить за каждое правильное действие.
• Игры должны многократно повторяться, систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.
По окончании работы, с целью подчеркнуть значимость игры как способа детской активности в теоретических исследованиях, участникам предлагается игра «Верю – не верю» :
Ведущий последовательно зачитывает суть теории, а участникам необходимо согласиться или опровергнуть ее существование:
Верите ли вы, что:
В теории избытка нервных сил, компенсаторности Спенсера «Игра представляется результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку»?
В теории Гросса: «Игра рассматривалась с позиции укрепления развития наследственных форм поведения и призвана помогать преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее»?
В теории антиципации будущего: «Игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждет «Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях – в настоящем и будущем»?
Теория компенсаторности игры гласит (Фрейд) : «В детской игре бессознательные влечения реализуются символически. Игры очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации»?
Теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Макаренко, Сухомлинский) гласит: «Игра служит источником духовного развития ребенка, т. к. в ней соединяются одновременно стремление, чувствование и представление»?
Подсказка для ведущего: в предложенных вариантах нет ни одного вымышленного.
Ведущий подводит итог занятия: значение игры в развитии ребенка огромно. Не меньшее значение игра оказывает на его адаптационные механизмы. Игра может и должна стать главным подспорьем педагога в воспитании ребенка.
По окончании работы проводится рефлексия в форме группового коллажа.
Участникам предлагается на заранее подготовленных листках в форме кругов по очереди написать ответ на вопрос: какие проблемы решает использование игры в работе с детьми. Круги с записями размещаются участниками на магнитной доске, их содержание озвучивается.
Затем по тому же принципу на заготовленных листах бумаги в форме лепестков, каждый участник пишет и закрепляет на магнитной доске, какие личные качества педагога помогают в решении этих задач. Полученные таким образом цветы, символизируют совокупность полученного на семинаре опыта воспитателей и его взаимосвязь с внутренними ресурсами.
По окончании работы, ведущий предлагает участникам анонимно заполнить небольшую анкету, содержащую оценку эффективности занятия и дополнительный вопрос: «Какие из полученных на семинаре идей я вижу возможным использовать в своей работе?».
Литература:
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. / Методическое пособие для воспитателей групп детей раннего возраста – Ирбит, 2013;
2. /Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, издательство ЗАО-«МЦФЭР»,2016г., №8;
3. Адаптация детей дошкольного возраста : проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, современные игры/ авт. -сост. Е. А. Долженко, А. А. Долженко,О. В. Богаткина и другие; под общ. ред. Е. А. Долженко. - Волгоград: Учитель, 2015. – 124с. ;
4. Тренин г общени я с ребенком (период раннего детства). Лютова Е. К., Монина Г. Б. — СПб. : Издательство «Речь», 2006. — 176 с: ил. ;
5. Электронный учебник по общей педагогике, электронный адрес: https://kpip.kbsu.ru;
6. Смирнова Е. О., Мещерякова С. Ю., Ермолаева Т. В. Игры и игрушки для детей раннего возраста : Методическое пособие для воспитателей. М., 2004;