татьяна белоносова
Применение элементов смехотерапии в коррекционной работе специалистов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Смех — одна из реакций человека на юмор, проявления которой включают в себя специфические звуки и непроизвольные движения мышц лица и дыхательного аппарата.
Смех- полезное физическое упражнение, способствующее тому, что у человека двигаются плечи, вибрирует диафрагма, расслабляются мышцы шеи, спины и лица.
В группу компенсирующей направленности нашего детского сада поступили дети с тяжелыми нарушениями речи. У этих детей отмечалось нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата. Кроме этого, большинство детей имели двигательные расстройства, что характеризовалось импульсивностью, хаотичностью движений. При выполнении заданий дети быстро утомлялись. Отмечались отклонения и в эмоционально-волевой сфере: нестойкость интересов, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими и сверстниками.
Публикация «Применение элементов смехотерапии в коррекционной работе специалистов ДОУ» размещена в разделах
Для устранения физических и психологических особенностей развития воспитанников группы с ТНР специалистами узкой направленности был реализован проект «Мы умеем улыбаться, мы умеем удивляться»
В рамках проекта, проведённого совместно с педагогом – психологом, с музыкальным руководителем, использовалась технология – смехотерапия.
Задачи проекта:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР.
2. Обеспечение всестороннего гармоничного развития личности.
3. Создание эмоционального комфорта, психологической профилактики негативных эмоциональных состояний
4. Оптимизация общения родителей с детьми, и детей между собой.
В рамках проекта использовались следующие направления работы :
Познавательное направление предполагало проведение «смешных» занятий.
В процессе занятий детям предлагались различные виды заданий (тексты заданий даны в сокращенном варианте) :
«Звук заблудился»
Цель: развивать слуховое внимание, воображение, учить анализировать нелогичные ситуации, развивать чувство юмора.
Педагог читает предложения, а ребёнок определяет, какой звук в слове назван неправильно.
Папа красил крысу дома,
Чтобы дом наш был как новый.
Открывает Рома кот,
Он глотать не устаёт.
Подарили Кате пышку,
С молоком она ест Мышку.
Во дворе стояла почка.
На берёзе росла бочка.
Над рекой летала майка.
А в шкафу лежала чайка.
У медведя большие ногти.
У Наташи маленькие когти.
В поле растёт рак.
В реке плавает мак.
Поёт песни кашка.
В тарелке лежит Машка.
«Отгадай загадки – путаницы».
Цель: развивать слуховое внимание, учить рифмовать слова, развивать чувство юмора.
Педагог читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
Быстрее всех от страха
Несётся …черепаха (заяц)
Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый…слон (медведь)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать…муравей (свинья)
Клубком свернулся — ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий…конь (ёж)[2]
«Исправь ошибку»
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей грамматически правильно строить предложения, развивать чувство юмора.
Педагог читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
I вариант.
Мальчик ловит рыбу. Рыба ловит мальчика. Снеговик лепит детей. Дети лепят снеговика. Девочка держит зонтик. Зонтик держит девочку. Жук сидел на цветке. Цветок сидел на жуке. Стол стоит на вазе. Ваза стоит на столе. Заяц сидел под кустом. Куст сидел под зайцем. Птица летела над рекой. Река летела над птицей.
II вариант.
Маска любит надевать Машу. Ёлка пляшет возле Снегурочки. Ёлка зажглась на лампочках. Дети нарядили игрушки ёлкой. Дед Мороз принёс мешок в подарках.
«Бывает, не бывает?»
Цель: расширять словарный запас, научить различать смысловые оттенки слов, развивать чувство юмора.
Педагог читает предложения, а ребёнок начинает рассуждать «бывает – не бывает».
Рыбка грызёт кость. Бабочка ест мясо. Кошка пьёт молоко. Змея стучит по дереву. Пингвин поймал слона. Воробей жуёт траву. Белка плавает в реке.
«Что полезно, а что вредно?»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, воображения, развитие чувства юмора.
Педагог читает предложения, а ребёнок начинает рассуждать о том, что полезно делать, а что вредно.
Зарядкой заниматься. Купаться и плескаться. Подушкой кидаться. С другом драться. Кричать и обзываться. Помыть пол. Накрыть на стол. Телевизор смотреть. Кота кормить. Собаку дразнить. В луже купаться. На дерево забраться. В песочнице играть. Ягоды собирать.
«Путаница»
Цель: научить дошкольников различать смысловые оттенки слов – глаголов, развивать чувство юмора.
Педагог читает предложения, а ребёнок рассуждает о том, как сказать правильно.
Мальчик красит картинку. Мама стирает сына в ванной. Девочка кладёт цветы в вазу. Я ставлю карандаш на стол. Тётя Маша жарит суп. Стакан сидит на столе. Мальчик дышит ушами. Собака замяукала на прохожего.
«Нелепицы»
Цель: развитие слухового внимания, воображения, умения различать нелогичные ситуации, развитие чувства юмора.
Педагог читает предложения, а ребёнок внимательно слушает и находит ошибку.
На ветке дерева сидели птицы:
Галки, голуби, синицы,
Грачи, комары, воробьи-
Ты птицу лишнюю отыщи!
Дочки маме помогали:
Стирали, шили, мыли,
Играли, ты скорее отыщи
Чем же лишним помогли.
В лесу деревьев растёт много.
Вот кедр, берёза, ель, ольха.
А вот у самой, у дороги
Клён, малина и сосна.
Дай скорее нам ответ
Растёт лишнее дерево или нет?
В этом доме шум, веселье
Ведь у Пети День рождения!
Все пришли к нему друзья-
Без друзей никак нельзя.
Тут Серёжа и Антоша,
И Егор, и Шарик тоже.
И Марина, и Ирина,
И Андрей, и Алексей.
Петя смотрит с удивленьем
Кто пришёл без приглашения?
«Скажи, что не так?»
Цель: развитие зрительного восприятия, умения различать нелогичные ситуации, развитие чувства юмора.
Дети рассматривают картинку, на которой изображена нелогичная ситуация и отвечают на вопрос: «Скажи, что не так?»
«Что перепутал художник?»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания и воображения, развитие чувства юмора.
Ребенку предлагаются рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Ребенку необходимо найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ.
С детьми проводились «Шутки – физминутки», подвижные игры, которые позволяли отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключиться с одного вида деятельности на другой.
Дарики, дарики. (сложили пальцы рук в щепотку)
Летели комарики,
Летели, кружились, (обе руки выполняют круговые движения)
В щечки (в коленки, в ушки) вцепились (выполнять движения по тексту).
В одном городе живёт
Непоседливый народ.
Там живёт Надюша, (показать девочку любыми движениями)
Очень любит она покушать.
Там живёт Алёшка (показать мальчика любыми движениями)
Он худой немножко.
Там живёт Мишка - (показать мальчика любыми движениями)
Он большой болтунишка (выполнять движения по тексту)
Там Артёмка живёт (показать мальчика любыми движениями)
Любит он мяукать как кот (выполнять движения по тексту)
Там бежит по улице Кирюша, (показать мальчика любыми движениями)
Любит он сбивать рогаткой (выполнять движения по тексту)
С деревьев груши.
Там - Серёжка (показать мальчика любыми движениями)
Он кидает снежки в окошко (выполнять движения по тексту)
Там живёт Данил (показать мальчика любыми движениями)
Он кита проглотил (выполнять движения по тексту)
Не простого, а вот такого-
Шоколадного…
Едет, едет Солнце в золотой карете, (показать руками солнце)
Видит, видит Солнце сверху всё на свете (руки под «козырёк»)
И щенка, и петуха, и козу с рогами, (показывать руками животных)
И как Петя во дворе машет кулаками (выполнять движения по тексту)[1]
Игра «Пианино»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, чувства юмора.
Один пианист - другие дети ноты. Дети держат ладошки. Педагог «играет на пианино»- кладёт свои ладони на любые ладошки детей, а дети приседают.
Игра «Что я ем?»»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, воображения, чувства юмора.
Дети стоят в кругу. В центре круга – педагог: «Сейчас я буду перечислять продукты. Будьте внимательны, если названный предмет- это продукт, вы говорите «да» и хлопайте в ладоши. Если этот предмет не продукт, вы говорите «нет» и приседаете».
Я ем…пирожок,
Я ем. утюжок,
Я ем… творожок.
Я ем… батон,
Я ем… картон.
Я ем… стакан.
Я ем… банан.
Я ем… карман.
Я ем… кошку.
Я ем… окрошку.
Я ем… мух.
Я ем… пух.
Игра «Волк и заяц»
Дети стоят в кругу. Один ребёнок держит маленький мяч. Маленький мяч - это заяц. На противоположной стороне круга другой ребёнок держит большой мяч. Большой мяч – это волк. По сигналу дети начинают передавать мячи по кругу. «Волк» должен догнать «зайца».
При реализации проекта проводились консультации для воспитателей детского сада: «Что такое смехотерапия?», «Смехотерапия в коррекционной работе специалистов детского сада». Воспитатели были ознакомлены с приемами смехотерапии и особенностями проведения «смешных» заданий.
Для родителей воспитанников проводились консультации педагога – психолога «Смехорелаксация», «Йога смеха».
В информационных уголках были размещены материалы: «Почему полезно улыбаться?», «Как дети выражают свои эмоции?», «Давайте посмеёмся!»
В рамках досугового направления совместно с музыкальным руководителем было подготовлено и проведено развлечение «День Бантика», приуроченное к празднику 1 апреля - Дню смеха.
Коррекционно – развивающая работа, проводимая в рамках проекта, способствовала:
-устранению нервно-эмоциональных и психических зажимов у воспитанников с ТНР;
-улучшению физического самочувствия со стороны сердечной и дыхательной систем;
-повышению адаптивных возможностей детского организма в любой трудной ситуации, повышению ресурса сопротивления стрессу.
- росту творческой активности, креативности в решении задач в связи с шутливым обыгрыванием трудностей, ведущим к уверенности в достижении успеха.
Представление опыта работы над проектом «Мы умеем улыбаться, мы умеем удивляться» осуществлялось и для профессионального сообщества педагогов города. Была проведена стажерская площадка «Использование элементов смехотерапии в коррекционной работе специалистов детского сада».
Литература:
1. Муранская А. В. Стихи. ру
2. Синицына Е. И. Логические игры и загадки. – М. : ЮНВЕС, 2000.