Вероника Пастухова
Применение куклотерапии в логопедической работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами
речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье.
Поиск новых форм и методов обучения детей с недоразвитием речи – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. Это связано с возможностью обновления и качественного улучшения системы речевого развития дошкольников.
Публикация «Применение куклотерапии в логопедической работе с детьми» размещена в разделах
Одной из форм может быть игра- как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, естественная среда его развития, по мнению педагогов и ученых (А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский). Обучающий материал, который преподносит ребенку в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Результатом поиска новых форм и методов обучения детей с НР в мою работу вошла инновационная технология - куклотерапия.
Куклотерапия – основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.
Ребенок, познавая реальный мир его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции являются куклы.
Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.
Игра с куклой – мир реальности в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда.
Задачи куклотерапии : совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др. Дети нуждаются в полноценном общении, особенно дети с задержкой речевого развития. Куклотерапия позволяет расширить границы общения, круг интересов и знаний. В качестве основного приема воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Кукла – одна из самых древних игрушек. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.
Пальчиковые куклы – способствуют развитию речи, внимания, памяти, формируют пространственные представления, развивают ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышают работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл действия с этой куклой заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки, стихи, поговорки. Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
В логопедической пальчиковой гимнастике детям предлагается одевать куклы на пальчики, которые помогут им лучше усвоить материал в различных образовательных областях: познавательной, социально-коммуникативной, художественно- эстетической, речевой. А в частности знакомство с народным фольклором – потешками и пестушками.
Потешки - замечательный материал для развития речевого слуха. Они забавны, лаконичны, ритмичны и очень выразительны. Развитие речевого слуха- составляющая будущей грамотности ребенка. Если ребенок хорошо различает звуки, хорошо их произносит, улавливает интонацию, у него будет гораздо меньше проблем с орфографией и пунктуацией.
Потешки способствуют накоплению словарного запаса. В них рифмуются слова, различные по смыслу, но отличающиеся только одним звуком: Наташа-Маша, еду к деду, на улочку-булочку и т. д.
Малые фольклорные формы просты. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. При этом такие формы очень хорошо подходят для работы с куклотерапией. Игра сорока-белобока - не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-белобока кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у ребенка.
На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массаж. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки Дальше — внимание! Все не так просто. Описывая работу “сороки-белобоки” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием “этому дала, этому дала…” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — нет тебе ничего!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Игра называется “ладушки”, потому что она налаживает работу детского организма. И, вы наверно не задумывались о происхождении слова “ладонь”? А это - Центр наладки!
Три колодца
Это, пожалуй, самая забытая из “лечебных игр”. Тем не менее она — самая важная. Игра строится на “легочном меридиане” — от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:
— Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
— Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
— Здесь вода теплая, — мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили “массаж легких”) :
— Здесь вода горячая…
— А тут кипяток! — Пощекочите ребенка под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.
Начинайте прямо сейчас. Такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.
Но это игры наших бабушек. Можно использовать игры, которые нам подсказывает современность. Наши дети смотрят телевизор и видят рекламу с рифмованными слоганами. И я придумала такую игру с фруктами.
Фруктовый сад
Во фруктовом во саду
Жили ягоды в цвету.
Я – веселый апельсин,
Много вас, а я один.
Я – слива лиловая,
Спелая садовая.
Я – клубничка
Всем сестричка.
Я – малина как картина,
А я арбуз очень сладкий на вкус.
- Ну-ка, фрукты, встаньте в ряд!
- Вместе мы фруктовый сад!
Зайка серенький, зайка беленький
Зайка серенький сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так! Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так! Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так! Надо зайке поскакать!
Тут лягушка прискакала:
«Ква, ква, ква» - она сказала.
Улыбнулся зайка ей –
Стало вместе веселей.
Вышли хрюшки погулять
Возле леса на опушке
Жили 3 весёлых хрюшки.
1,2,3,4,5 – вышли хрюшки погулять:
Побежали по дорожке,
Поскакали на 2х ножках
Вместе дружно приседать.
Вдруг ударил сильно гром,
Стало всё кругом,
Не пора ли строить дом,
Чтобы вместе жить нам в нём?
Пальчики
Этот пальчик номер раз –
Самый толстенький у нас.
Этот пальчик номер два –
Указательный всегда.
Этот пальчик номер три –
В середину посмотри.
Этот пальчик вот четыре –
Безымянный в целом мире.
А мизинчик – номер пять –
Скучно без него играть.