Марина Савельева
Применение мнемоники для развития связной речи у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Применение мнемоник для развития связной речи у детей с ТНР.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно и логическое мышление.
Публикация «Применение мнемоники для развития связной речи у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность.
Поэтому встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни у детей с ТНР.
При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемоники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Когда речь идет о памяти, пользуются часто выражением: «сохранить, удержать что-нибудь в уме» и есть, конечно, такие, которые воображают, что душа накопляет приобретенные представления в мозгу, откуда она может во всякое время добыть нужное представление, как из портфеля, в котором бумаги размещены в строгом порядке, но в действительности дело обстоит совершенно иначе. Представление (так называется простейший элемент памяти, понятие, получаемое нами при произношении какого-нибудь слова) есть ничто иное, как мимолетное состояние души, обусловленное импульсом, подействовавшим извне на нашу душу посредством органов чувств.
Мнемотехника или искусство укреплять память имеет эту цель и позволяет удерживать максимум познаний в минимум времени и с минимумом труда.
Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей. Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.
Основание мнемонике положил еще греческий философ Пифагор, который и назвал ее мнемотехникой, (искусство памяти, а занимающиеся ею были названы мнемонистами. Ею удачно воспользовался Симонид, а за ним и Цицерон, который даже написал трактат о мнемонике, в котором говорит, что «он многим обязан этой науке, и что она необходима для всякой памяти, как самой лучшей, так и самой плохой».
Что такое МНЕМОТЕХНИКА?
«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания». Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие связной речи у детей с ТНР.
Связная речь является основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников с ТНР, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у детей с ТНР заучивание стихов вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес, используем графические технологии в мнемонике для развития связной речи у детей с ТНР
В мнемотаблице схематически возможно изображение героев сказок, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно изобразить все то, что считаем нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения, составление описательного рассказа, или сказки по мнемотаблице или графической схеме, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов (образов, помогает освоить элементы рассказывания.
Работу по использованию мнемотаблиц и графических схем можно разделить на несколько этапов:
1 этап – Рассматривание таблиц или графических схем.
2 этап – Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
3 этап – Пересказ сказки (рассказа, стихотворения с опорой на символы и образы, то есть происходит отработка метода запоминания.
При этом пересказ сказки, рассказа, стихотворения могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.
Работа с такими таблицами и схемами строится по принципу «от простого к сложному».
Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.
В результате использования мнемотаблиц и графических схем расширяется не только словарный запас, но связная речь у детей с ТНР и знания об окружающем мире.
У детей увеличился круг знаний об окружающем мире; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Список литературы:
1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В. К. – М., 2005 — 114с.
3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92
4. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В. П. Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с. 6
5. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16
6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с. 18
7. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т. И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
8. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.
9. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
10. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.
11. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
12. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
13. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.