Светлана Александрова
Применение информационно-коммуникативных технологий при формировании логического мышления на примере квест-игры с детьми ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе модернизации системы дошкольного образования на сегодняшний день складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей с различными ограниченными возможностями здоровья.
Не секрет, что дошкольников с ограниченными возможностями здоровья характеризует достаточно низкий уровень развития восприятия, памяти, недостаточно сформированы пространственные представления, игровая деятельность, уровень мотивации и коммуникативного развития тоже снижен. Их достаточно сложно заинтересовать и организовать к активному участию в образовательном процессе.
Темочки:
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логическое мышление
- Логическое мышление. Консультации для педагогов
- Математика и логика. Образовательные технологии
- Математика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.
В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н. К. Крупская писала: «Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения.». В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно - действенного мышления к образному и к элементам словесно - логического мышления.
Логическое мышление необходимо развивать уже в старшем дошкольном возрасте, так как навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, в будущем служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.
Развитие мышления у детей дошкольного возраста можно осуществлять во время различных игр. Это могут быть игры дидактического характера или игры, в которых у ребенка появляется необходимость задуматься для поиска правильного решения. Все эти игры можно проводить в форме квест – технологии.
Квест – это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.
Квест - технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Это инновационная форма организации образовательной деятельности дошкольников, которая способствует формированию у детей самостоятельного мышления, развитию фантазии, творческой активности, созданию собственных творений, развитию активной позиции ребенка в ходе решения поисковых игровых задач.
Форма проведения образовательной деятельности в виде квестов интересна и нестандартна. Это могут быть захватывающие путешествия, познавательные экскурсии, занимательные встречи, в ходе которых участники решают определенные задачи для продвижения по сюжету и для достижения конкретной задачи, которые могут быть самыми разнообразными: активными, креативными, интеллектуальными.
Квест-игра – один из основных жанров компьютерных игр. Слово «Quest» переводится на русский язык как «поиск». В квесте всегда предполагается задание, предлагающее что-либо найти: предмет, сообщение или подсказку, чтобы двигаться дальше. Проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки. Обладая даже небольшими знаниями по определенной теме, и получив определенную свободу мышления и действий при минимальном вмешательстве взрослого, дети могут самостоятельно добиться нужного результата.
Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности. Работа над квестами для детей с ОВЗ имеет свою специфику, непосредственно связанную с особенностями развития данной группы дошкольников. Содержание, задания и условия организации игры я планирую в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями предполагаемых участников. В содержание включаю различные виды деятельности, так как выполнять однотипные задания дети данной группы, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут.
У детей с ОВЗ есть наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживаний, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения. Квест - игра проявляет значительную роль в коммуникативном развитии дошкольников с различными патологиями. Кроме того, несомненным достоинством квест-игры является возможность привлечения в совместную деятельность абсолютно всех участников коррекционно-развивающего процесса: как детей, воспитателей, так и специалистов детского сада (например, учителя - дефектолога, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, музыкального руководителя). С помощью этой совместной деятельности мы реализуем умственные, творческие, речевые способности, позволяя им воплотить свои знания практической деятельности.
В своей работе в основном использую квесты :
по количеству участников- как одиночные, так и групповые;
по продолжительности –краткосрочные;
по содержанию- сюжетные;
по структуре сюжетов –линейные и кольцевые;
по форме организации – путешествие.
Для составления маршрута использую разные варианты:
маршрутный лист (на нем написаны последовательно станции и где они расположены; или использую загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать)
карта (схематическое изображение маршрута);
«волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники).
Например, недавно в нашей группе проводилась квест-игра «Юный пешеход».
При организации квест - игры принимали участие воспитатель, учитель – дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.
Целью игры было определение уровня развития знаний и умений, усваиваемых детьми по ПДД. В проведении игры использовала оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация; музыкальный центр, различные дидактические, развивающие игры. Основные логические операции, на развитие которых направлена игра: анализ, сравнение, обобщение, конкретизация, логические высказывания.
Для реализации данной цели были поставлены обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Была включена задача: развитие логических операций посредством квест - игры.
При проведении игры использовала различные методы и приемы.
Использовала такие педагогические технологии как :
Здоровьесберегающие технологии : подвижные игры, танцевальные движения под ритмичную музыку, гимнастика для глаз.
Информационно-коммуникационная технология (использование интерактивной доски, просмотр видео).
Технология проектной деятельности игрового характера.
Личностно - ориентированная технология (технология сотрудничества : игра, упражнения в сотрудничестве с воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию).
Интерактивная технология («хоровод», «работа в парах»).
Для проведения квест - игры был выбран сюжет, в котором возникла проблемная ситуация: пропали ключи от мини-сейфа. Для оказания помощи воспитателю детям пришлось преодолеть ряд преград и трудностей.
Квест – игра проходила поэтапно.
Первый этап проведения игры: организационно - мотивационный.
Для того, чтобы привлечь детей к предстоящей деятельности, предложила посмотреть детям видео, далее - пройти тестирование, чтобы получить удостоверения «Юный пешеход». После проведения тестирования возникла проблема: нет ключей от мини-сейфа, как помочь воспитателю найти ключи от мини-сейфа, где лежат удостоверения? Игровая мотивация вызвала большой интерес у детей. Их активность была высокой.
Второй этап проведения игры: содержательный.
Все задания в игре были связаны одной сюжетной линией. Вариант игры представлен в выполнении заданий, которые были спрятаны на разных остановках. На каждой остановке дети находили ключ от сейфа, который не подходил к мини-сейфу. Только на последней остановке нашли подходящий ключ.
Содержательная часть проходила через игровые ситуации в нескольких помещениях детского сада (музыкальный и спортивный зал, кабинет «Разумейка», холл ДОУ) и большого разнообразия смены деятельности детей.
Воспитанникам предлагала задания, побуждающие их к решению поставленных задач. При выполнении игровых заданий в нахождении, отгадывании, решении проблем проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.
В квест-игре использовала разные информационные технологии (ИКТ, мультимедийные презентации, аудизаписи, видеозаписи).
В заключительном третьем этапе дети встретились с инспектором ГИБДД (игровой персонаж) в игровом центре «Светофорчик», который сам предложил им задание.
Логически подумав дети с большим удовольствием выполнили его задание и достигли цели. У них было столько радости, что наконец-то решили проблему. С гордостью получали удостоверения.
Затем была проведена рефлексия.
С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, размышляли о предстоящей обстановке, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми.
При проведении данной квест-игры дети закрепили свои знания в области ОБЖ, а также показали такие качества, как ловкость, быстрота реакции, целеустремлённость, взаимовыручка.
Дети путешествовали с помощью дорожных знаков и преодолевали препятствия в виде сложных и интересных заданий, в которых практически во всех решалась задача формирование у детей самостоятельного мышления, развитие фантазии, творческой активности. Такие квесты развивают коммуникативные способности, познавательный интерес, воспитывают у детей интерес к ОБЖ, формируют навыки работы в команде, способствуют групповой сплочённости.
Анализируя, проведенную игру, считаю, что выбранная форма образовательной деятельности была достаточно эффективной, динамичной. Наблюдая за детьми и анализируя результат своей работы, могу отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии способствует :
развитию логического мышления, памяти, внимания, потребности общения со сверстниками и со взрослыми.
повышению уровня мотивации и коммуникативного развития,
игровой мотивации, которая вызывает большой интерес у детей, их активность становится достаточно высокой, проявляется стремление, творчество.
формированию пространственных представлений.
Квест – игра является эффективным средством для развития психических процессов, в частности – мышления. Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических игр способствует более успешному формированию у детей основных приемов логического мышления. Логические игры - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.
Проведение образовательной деятельности с использованием современных игровых технологий, квест- игр, в которые включаем информационно-коммуникативные технологии считаю актуальной для внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений.
Безусловно, внедрение информационно - коммуникационных технологий значительно улучшает качество образовательного процесса, позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей.
Использование ИКТ при проведении квест –игры облегчает процесс формирования логических операций у старших дошкольников, позволяет сделать образовательную деятельность более визуализированной, позволяет «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений.