Белоносова Наталия
Эссе «Воспитание — призвание или миссия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание – не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с душой ребёнка» В. Сухомлинский.
В одной восточной мудрости говорится, что труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, который выращивает различные растения : «Одно растение любит солнечный свет, другое – прохладную тень. Одно растение любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии».
Я мечтаю быть хорошим воспитателем. Всегда иду на работу с радостью и удовольствием.
Счастья достигнет тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах и о себе.
Доброта, понимание, милосердие должны быть присущи любому человеку, тем более воспитателю. Я думаю, воспитатель, как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Цель и задача наполнить этот сосуд добром, творчеством, знаниями и умениями. Важно, чтобы этот сосуд был не только красивым и изящным, но и был бы полезным для всех.
Видя улыбки детей и счастливые лица их родителей – хочется ещё больше знаний и умений отдавать детям. Ведь родители доверяют мне самое дорогое что у них есть – своего ребёнка.
Тем не менее, часто слышу от них, от родителей, как тяжело им с маленькими детьми, сколько нервов они тратят. И здесь моя задача – прийти на помощь, стать другом и советчиком. Готовясь к встрече с родителями, всегда тщательно продумываю, как сделать её интересной, познавательной, максимально полезной, «живой». Хочу, чтобы родители знали и понимали, что рядом с ними, с их ребёнком, находится компетентный по всем вопросам педагог.
Педагог – это первый учитель и воспитатель после мамы, который встречается детям на их жизненном пути. Это человек, который в душе всегда остаётся ребёнком. Иначе дети не примут, не впустят его в свой мир.
Мне нравится быть «своей» для своих детей, играть с ними в игры, принимая «их» правила.
У кого ещё есть возможность заглянуть в страну детства, погрузиться в мир ребёнка. Сократ сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья и Врач. В какой - то мере во мне объединяются эти три профессии. Потому что воспитатель – это врач, для которого главный закон: «Не навреди!». Без лекарств и уколов лечим детей словом, советом, улыбкой, вниманием, вовремя оказанной помощью.
Каждый педагог должен помнить слова Руссо: «Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом – мне всё равно. Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук…он будет, прежде всего, человеком».
Нередко педагогу приходится быть мудрым судьёй, который оказывается в центре вечного конфликта отцов и детей. Он не разделяет, чтобы властвовать. Мне иногда приходится сглаживать противоречия, чтобы прийти к гармонии. В лучшем случае, стараюсь предупредить неблаговидный поступок или действие.
Нередко чувствую себя актёром, сценаристом, художником. Знаю, что можно и нужно превращать любое занятие в удовольствие. Ведь творчество – это лучший учитель.
«Голова ребёнка – не чаша, которую нужно заполнить. Это факел, который нужно зажечь».
Я уверена, что очень важно для ребёнка ощущать себя в безопасности, чувствовать себя защищенным. Дети, как губка,- впитывают в себя и хорошее и плохое. И мы, воспитатели, в детском саду для того, чтобы их жизнь продолжалась. Детям не важно, что у нас дома неприятности и поэтому плохое настроение. Им важны наши глаза, наши руки, наш голос, наше сердце. И сразу вспоминается, что я здесь для того, чтобы их жизнь была наполнена радостью и счастьем, чтобы они были защищены и накормлены, могли спокойно играть и учиться чему-то новому с ощущением, что их здесь всегда выслушают, поймут и помогут.
И приходит понимание, что ты действительно их любишь. Любишь разных : и когда они плачут и когда смеются, когда задают один и тот же вопрос по сто раз, и когда вообще не умеют говорить. Когда хулиганят и когда обнимаются. И даже когда обижаются : «Я к тебе больше не приду». Просто ты их любишь и поэтому ты здесь.
Моё мнение – это не просто профессия и призвание, в чём-то даже миссия. Миссия нести детям добро, любовь, защиту, справедливость. И разделить, разграничить эти понятия невозможно. Призвание – склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, профессии; это внутренний голос, зовущий тебя за собой; ориентир для выбора жизненного пути. Миссия – увлечь детей и повести за собой в страну добра, любви, справедливости, где много интересного и познавательного.
«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием – это творение будущего взгляд в прошлое». Я всецело согласна с этим высказыванием В. А. Сухомлинского. Как бы громко не звучало, но именно на плечи воспитателя ложится воспитание не просто детей, а нашего будущего поколения.
Воспитатель – это не просто профессия, а как говорили мудрецы, «это дар Божий». Но им отмечен не каждый человек. Это призвание, которое нужно заслужить своим усердием, талантом, желанием и возможностью меняться и совершенствоваться.
Многие хотели и хотят стать воспитателями, но станут не все. Далеко не все молодые специалисты готовы не только воспитывать, но и принять детей такими, какие они есть : озорные, непослушные, гиперактивные, пассивные, ласковые, а самое главное – беззащитные. Я думаю, что немаловажно стать для ребёнка не просто воспитателем, а и другом и советчиком и защитником.
«Ребёнок, - заметил Руссо, - должен делать то, что он хочет, но он должен делать того же, чего хочу я».
Важно увлечь ребёнка, «повести его за собой». В этом, по моему мнению, и есть призвание тех, кто решил посвятить свою жизнь детям.
Моя задача, как педагога, воспитывать ребёнка, личность креативную, творческую, коммуникабельную.
Для того, чтобы совершенствовать своё мастерство, я должна постоянно пополнять свои знания, осваивать новые инновационные технологии, различные методы. Но и не забывать навыки, приобретенные ранее.
Оглядываясь на свой опыт, я убеждена, что это не просто моя профессия, но и моё призвание, мой образ жизни. И я с радостью иду на работу с мыслями, что я нужна, что меня там ждут. Сразу забываются все насущные, личные проблемы, когда вижу радостные, озорные, пытливые, ждущие добра и понимания глаза детей.
Нередко, встречая родителей своих выпускников-«почемучек», я слышу: «Спасибо Вам!».
Немаловажно разглядеть в ребёнке зарождающийся талант, оценить, поддержать, помочь ребёнку в его начинаниях. И, главное, обратить внимание родителей на способности их сына или дочери.
Заметив, что мальчик любит рисовать и у него это хорошо получается, рассказала об этом маме, показала рисунки её сына. Сейчас он художник, профессионально занимается художественной деятельностью. Думаю, что в этом есть и моя доля заслуги.
И если у педагога имеют место подобные примеры, как и многие другие – он на своём месте. Можно сказать, что и в этом его миссия: помочь, направить, подсказать.
В заключении хочу сказать, что воспитатель – и профессия и призвание и миссия. Без призвания не будет воспитателя, как бы он ни старался.