Екатерина Смирнова
Конспект занятия «Блокада Ленинграда» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Неделя “Блокада Ленинграда”
старший дошкольный возраст
Понедельник: Вводное занятие
Тема: «Что такое блокада Ленинграда?»
Презентация
- Рассказ воспитателя о блокаде в доступной форме. Использование в презентации иллюстраций и видеоматериалов, адаптированных для детей.
- Обсуждение: что такое война и почему произошла блокада.
Игра «Блокада Ленинграда?» с использованием большого мягкого конструктора может быть очень увлекательной и познавательной для детей старшего дошкольного возраста.
Цели игры:
- Познакомить детей с темой блокады Ленинграда.
- Развивать у детей творческое мышление, командную работу и координацию.
Материалы:
- Большой мягкий конструктор (блоки разных форм и размеров).
- Картинки или плакаты с изображением Ленинграда во времена блокады (с апартаментами, людскими очередями, местами, где добывался хлеб и т. д.).
- Мягкие игрушки или фигурки людей и машин (для создания сценариев).
Ход игры:
1. Подготовка:
- Создайте комфортное пространство, где дети смогут свободно играть с конструктором.
- Разложите картинки или плакаты на видном месте, чтобы дети могли видеть, как выглядел Ленинград во время блокады.
2. Обсуждение:
- Начните с небольшого рассказа о блокаде Ленинграда, используя доступные детям слова и понятия. Напомните, что такое блокада, как она повлияла на жизнь людей, и почему важно помнить об этом времени.
- Попросите детей обсудить, что они видят на картинках, и какие эмоции это вызывает.
3. Создание:
- Разделите детей на небольшие группы. Каждая группа получает мягкий конструктор и задание построить что-то на тему блокады (например, дом, магазины, больницы или даже «дорогу жизни»).
- В процессе работы группы могут свободно обсуждать свои идеи и помогать друг другу.
4. Игра:
- После того как постройки завершены, каждая группа может представить свое творение. Они могут рассказать, что они построили и как это связано с темой блокады.
- Используйте мягкие игрушки для создания сценок: например, как люди стоят за хлебом, как дети играют во дворе и т. д. Это даст возможность детям увидеть, как прошли будни людей в блокаду.
5. Рефлексия:
- В конце игры соберите детей вместе и обсудите, что нового они узнали о блокаде. Попросите их рассказать, что им особенно запомнилось и какие эмоции они испытали во время игры.
Итог:
Игра с большим мягким конструктором позволяет детям не только узнать важные исторические факты, но и развивать свои творческие способности, учиться работать в команде и выражать свои чувства.
Вторник: Художественная деятельность
Тема: «Ленинград — город героев»
Деятельность:
- Рисование на тему «Ленинград в мои глаза». Дети могут изобразить здания, людей и события, которые они представляют.
Цели:
- Развить творческое мышление и художественные навыки.
- Познакомить детей с архитектурными и культурными особенностями Ленинграда.
- Побудить детей выразить свои чувства и мысли о городе.
Материалы:
- Бумага (формат A3 или A4).
- Цветные карандаши, фломастеры, краски.
- Иллюстрации зданий и знаменитых мест Ленинграда (например, Невский проспект, Эрмитаж, Петропавловская крепость и др.) для вдохновения.
Ход занятия:
1. Введение: Начните с обсуждения, что означает для них слово «герой». Как они представляют себе город, в котором происходило много важных событий?
2. Просмотр иллюстраций: Покажите детям изображения известных зданий и мест Ленинграда. Расскажите о них коротко и на доступном языке.
3. Рисование: Попросите детей изобразить свое видение города Ленинграда. Это могут быть здания, люди, события или просто пейзажи.
4. Обсуждение работ: Позвольте каждому ребенку представить свой рисунок группе, рассказать, что он изобразил и почему выбрал именно эти элементы.
- Создание коллективной газеты «Герои блокадного Ленинграда» с использованием вырезок из газет и журналов.
Цели:
- Рассказать детям о героях блокады через творчество.
- Развивать навыки работы в команде.
- Углубить знания детей о важности сохранения памяти.
Материалы:
- Листы бумаги (для основы газеты).
- Вырезки из старых журналов и газет (например, фотографии, статьи, рассказы).
- Цветные маркеры, ножницы, клей.
- Фломастеры для оформления заголовков и текстов.
Ход занятия:
1. Введение в создание газеты: Расскажите детям, что такое газета и как она может рассказывать о важных событиях и людях.
2. Сбор материалов: В группе обсудите, какие герои блокады они хотели бы увидеть в газете (например, маленькие герои, взрослые, которые помогали). Можно заранее подготовить вырезки с изображением героев и событий из блокады.
3. Создание страниц: Разделите детей на группы, каждая из которых будет заниматься одной страницей газеты. Они могут выбирать, какие истории и иллюстрации включить.
4. Оформление: Дети оформляют свои страницы, добавляя заголовки и интересные факты.
5. Презентация газеты: После завершения работы соберите газету вместе и позвольте детям представить свои страницы группе, рассказывая о героях, которых они выбрали, и почему они для них важны.
Заключение
После завершения мероприятий обязательно обсудите с детьми, что нового они узнали, какие герои их вдохновили, и почему важно помнить о таких событиях, как блокада Ленинграда. Это поможет детям лучше осознать значение темы и укрепить их эмоциональную связь с историей.
Среда: Игровая деятельность
Тема: «Дорога жизни»
Деятельность:
- Организация игры на свежем воздухе: «Спасаем хлеб!» — дети пересекают "опасные реки" (обозначенные зоны) и передают «хлеб» (игрушки) другим.
- Обсуждение важности хлеба и его защиты в те трудные времена.
Цели:
- Познакомить детей с историей «Дороги жизни» как важного пути, обеспечивающего связь блокадного Ленинграда с Большой землёй.
- Развивать командный дух, координацию и физическую активность через игровую деятельность.
- Воспитывать уважение к продуктам питания и значению хлеба.
Материалы:
- Мягкие игрушки (в качестве «хлеба»).
- Конусы, веревки или ленты (для обозначения «опасных рек» и границ игры).
- Небольшие корзины или пакеты для «хлеба».
Подготовка:
1. Выберите площадку на свежем воздухе, где будет достаточно места для игры.
2. Обозначьте «опасные реки» с помощью конусов или веревок. Эти зоны могут представлять опасности, которые возникали на «Дороге жизни».
3. Разделите детей на команды (по 4-6 человек).
Ход игры:
1. Введение: Объясните детям, что «Дорога жизни» была единственным путем, по которому в Ленинград доставляли продукты, особенно хлеб, во время блокады. Расскажите, почему хлеб был так важен.
2. Правила игры:
- Цель игры — «спасти хлеб», преодолевая «опасные реки» и передавая «хлеб» между командами.
- Команды должны передавать мягкие игрушки (символизирующие хлеб) друг другу, пересекаясь через «реки». Одновременно дети должны избегать падений, пересекающих эти опасные зоны.
- Если игрушка падает, её нужно вернуть на старт и начать заново. Это символизирует трудности, с которыми сталкивались люди в блокаду.
3. Запуск игры: Дайте сигнал стартовать. Дети должны пересекать зону, передавая «хлеб» друг другу. После того как команда успешно передала все игрушки, они должны вернуться обратно.
4. Обсуждение: После игры соберите детей вместе. Поговорите о том, как они себя чувствовали, проходя через «опасные реки» и передавая «хлеб». Как они могли бы помочь друг другу, если кто-то потерял игрушку? Какие чувства у них возникли, связывая эту игру с реальными событиями?
Заключение:
Такой игровой формат не только обеспечивает физическую активность, но и способствует развитию командных навыков. Дети получают представление о важности «Дороги жизни» и значении хлеба для людей, переживших блокаду, через активное участие в игре.
Четверг: Музей и память
Тема: «Герои блокадного Ленинграда»
Деятельность:
- Чтение детских книг о героях, о блокаде (например, «Маша, которая не боялась зимы») и обсуждение.
Цели:
- Познакомить детей с героями блокады Ленинграда через литературу.
- Воспитать уважение и интерес к истории города.
- Развить навыки обсуждения и критического мышления.
Ход занятия: Чтение детских книг и обсуждение
Материалы:
- Книга «Маша, которая не боялась зимы» (или другие книги о героях блокады, такие как «Сашка», «Дети блокадного Ленинграда» и др.).
- Бумага и фломастеры для записей впечатлений.
Подготовка:
1. Подготовьте примерный текст книги или основные моменты, чтобы можно было легко вести обсуждение.
2. Обеспечьте спокойное и уютное место для чтения, где дети смогут сосредоточиться.
Ход занятия:
1. Введение: Обсудите с детьми, что такое блокада Ленинграда, когда она проходила и как это повлияло на жизнь людей. Поясните, что в ходе занятия они познакомятся с героями, которые показывали смелость и стойкость в трудные времена.
2. Чтение книги: Прочитайте выбранную книгу (например, «Маша, которая не боялась зимы») вслух. Постарайтесь сделать чтение интерактивным — задавайте вопросы, комментируйте интересные моменты, позволяйте детям вникнуть в содержание.
3. Обсуждение:
- После чтения спросите детей о их впечатлениях от истории. Какие моменты были особенно запоминающимися?
- Обсудите, какие качества были у главной героини: смелость, доброта, решительность. Могли бы они в трудной ситуации проявить такие же качества?
- Попросите детей поделиться своими мыслями о том, как бы они поступили на месте героев.
4. Творческая часть:
- Попросите детей нарисовать или написать о своем герое, который, по их мнению, также достоин памяти. Это может быть как персонаж из рассказа, так и придуманный ими герой.
- Устройте выставку рисунков и работ, где дети смогут поделиться своими историями и эмоциями.
5. Заключение: Подведите итоги обсуждения. Напомните детям, как важно помнить о героях прошлого и какие уроки можно извлечь из их историй. Поговорите, как они могут самостоятельно сохранить память о героях (например, через рассказы, рисунки или спектакли).
Дополнительные идеи:
- Можно организовать небольшую выставку детских работ, чтобы родители тоже могли ознакомиться с тем, что дети узнали и создали.
- Здесь также добавить просмотр документальных фильмов или мультфильмов, связанных с темой блокады и ее героями, что может стать хорошим дополнением к чтению и обсуждению.
Пятница: Заключительное мероприятие
Тема: «Память о блокаде»
Деятельность:
- Подведение итогов недели: выставка детских работ и ярмарка поделок.
- Проведение интерактивной игры с элементами викторины, основанной на пройденном материале.
Цели:
- Подвести итоги изученного материала о блокаде Ленинграда и его героях.
- Развить командный дух и умение работать в группе.
- Закрепить знания детей о событиях блокады через интерактивную игру.
Материалы:
- ИКТ игра (по пройденному материалу).
- Призы для участников (дипломы, закладки с памятными цитатами и т. д.).
Подготовка:
1. Составьте вопросы на основе пройденного материала (тематические блоки о героях, событиях, фактах о блокаде).
2. Поделите детей на небольшие команды (по 4-6 человек).
3. Подготовьте ИКТ игру (или презентацию).
Ход мероприятия:
1. Введение:
- Напомните детям о том, что они изучали, как важно помнить о событиях блокады и героях, которые проявили мужество и стойкость.
- Объясните правила игры и порядок проведения викторины.
2. Конкурс вопросов:
- Задайте вопросы по очереди командам. Например:
- Кто была главной героиней в книге «Маша, которая не боялась зимы»?
- Назовите одну опасность, с которой столкнулись жители Ленинграда в блокаду.
- Какой ресурс был наиболее ценен для людей во время блокады?
- Дайте время командам на обсуждение и формирование ответа. Позвольте команде, которая первой готова ответить, сделать это.
- Правильные ответы можно отмечать, а заблуждения обсуждать и корректировать.
3. Дополнительные задания:
- Включите в игру конкурс на лучшую интерпретацию одного из событий блокады (короткая сценка или театрализованное действие).
- Добавьте творческое задание: например, команды могут придумать слоган о важности сохранения памяти о блокаде.
4. Оценивание и награждение:
- Подсчитайте баллы за правильные ответы и участность в заданиях.
- Победителям вручите призы и удостоверения за участие. Все участники обязательно должны получить памятные подарки за активное участие.
5. Заключение:
- Поговорите с детьми о том, что они запомнили и чему научились за время подготовки и участия в мероприятии.
- Обсудите, как можно продолжать сохранять память о блокаде, например, через участие в памятных мероприятиях, чтение книг и рассказывание историй.
Дополнительные идеи:
- Если позволяет время, можно организовать коллективное создание постера или стенгазеты на тему блокады, как итог совместной
Дополнительные темы:
«Что ели в блокадном Ленинграде?»
Деятельность:
- Приготовление «блокадного хлеба» из простых ингредиентов: мука, вода, соль. Возможно использование муки из разных злаков.
- Обсуждение важности пищи и хлеба в жизни людей.
Музыкально-литературный вечер
Тема: «Песни и стихи о блокаде»
Деятельность:
- Прослушивание песен и чтение стихов о блокадном Ленинграде.
- Подбор легких песен для разучивания и исполнения.
На протяжении всей недели важно подчеркивать темы памяти, героизма, защиты и важности семьи и дружбы.