Получи документы

Конспект занятия «Блокада Ленинграда» для старших дошкольников

Екатерина Смирнова
Конспект занятия «Блокада Ленинграда» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Неделя “Блокада Ленинграда”

старший дошкольный возраст

Понедельник: Вводное занятие

Тема: «Что такое блокада Ленинграда?»

Презентация

- Рассказ воспитателя о блокаде в доступной форме. Использование в презентации иллюстраций и видеоматериалов, адаптированных для детей.

- Обсуждение: что такое война и почему произошла блокада.

Игра «Блокада Ленинграда?» с использованием большого мягкого конструктора может быть очень увлекательной и познавательной для детей старшего дошкольного возраста.

Цели игры:

- Познакомить детей с темой блокады Ленинграда.

- Развивать у детей творческое мышление, командную работу и координацию.

Материалы:

- Большой мягкий конструктор (блоки разных форм и размеров).

- Картинки или плакаты с изображением Ленинграда во времена блокады (с апартаментами, людскими очередями, местами, где добывался хлеб и т. д.).

- Мягкие игрушки или фигурки людей и машин (для создания сценариев).

Ход игры:

1. Подготовка:

- Создайте комфортное пространство, где дети смогут свободно играть с конструктором.

- Разложите картинки или плакаты на видном месте, чтобы дети могли видеть, как выглядел Ленинград во время блокады.

2. Обсуждение:

- Начните с небольшого рассказа о блокаде Ленинграда, используя доступные детям слова и понятия. Напомните, что такое блокада, как она повлияла на жизнь людей, и почему важно помнить об этом времени.

- Попросите детей обсудить, что они видят на картинках, и какие эмоции это вызывает.

3. Создание:

- Разделите детей на небольшие группы. Каждая группа получает мягкий конструктор и задание построить что-то на тему блокады (например, дом, магазины, больницы или даже «дорогу жизни»).

- В процессе работы группы могут свободно обсуждать свои идеи и помогать друг другу.

4. Игра:

- После того как постройки завершены, каждая группа может представить свое творение. Они могут рассказать, что они построили и как это связано с темой блокады.

- Используйте мягкие игрушки для создания сценок: например, как люди стоят за хлебом, как дети играют во дворе и т. д. Это даст возможность детям увидеть, как прошли будни людей в блокаду.

5. Рефлексия:

- В конце игры соберите детей вместе и обсудите, что нового они узнали о блокаде. Попросите их рассказать, что им особенно запомнилось и какие эмоции они испытали во время игры.

Итог:

Игра с большим мягким конструктором позволяет детям не только узнать важные исторические факты, но и развивать свои творческие способности, учиться работать в команде и выражать свои чувства.

Вторник: Художественная деятельность

Тема: «Ленинград — город героев»

Деятельность:

- Рисование на тему «Ленинград в мои глаза». Дети могут изобразить здания, людей и события, которые они представляют.

Цели:

- Развить творческое мышление и художественные навыки.

- Познакомить детей с архитектурными и культурными особенностями Ленинграда.

- Побудить детей выразить свои чувства и мысли о городе.

Материалы:

- Бумага (формат A3 или A4).

- Цветные карандаши, фломастеры, краски.

- Иллюстрации зданий и знаменитых мест Ленинграда (например, Невский проспект, Эрмитаж, Петропавловская крепость и др.) для вдохновения.

Ход занятия:

1. Введение: Начните с обсуждения, что означает для них слово «герой». Как они представляют себе город, в котором происходило много важных событий?

2. Просмотр иллюстраций: Покажите детям изображения известных зданий и мест Ленинграда. Расскажите о них коротко и на доступном языке.

3. Рисование: Попросите детей изобразить свое видение города Ленинграда. Это могут быть здания, люди, события или просто пейзажи.

4. Обсуждение работ: Позвольте каждому ребенку представить свой рисунок группе, рассказать, что он изобразил и почему выбрал именно эти элементы.

- Создание коллективной газеты «Герои блокадного Ленинграда» с использованием вырезок из газет и журналов.

Цели:

- Рассказать детям о героях блокады через творчество.

- Развивать навыки работы в команде.

- Углубить знания детей о важности сохранения памяти.

Материалы:

- Листы бумаги (для основы газеты).

- Вырезки из старых журналов и газет (например, фотографии, статьи, рассказы).

- Цветные маркеры, ножницы, клей.

- Фломастеры для оформления заголовков и текстов.

Ход занятия:

1. Введение в создание газеты: Расскажите детям, что такое газета и как она может рассказывать о важных событиях и людях.

2. Сбор материалов: В группе обсудите, какие герои блокады они хотели бы увидеть в газете (например, маленькие герои, взрослые, которые помогали). Можно заранее подготовить вырезки с изображением героев и событий из блокады.

3. Создание страниц: Разделите детей на группы, каждая из которых будет заниматься одной страницей газеты. Они могут выбирать, какие истории и иллюстрации включить.

4. Оформление: Дети оформляют свои страницы, добавляя заголовки и интересные факты.

5. Презентация газеты: После завершения работы соберите газету вместе и позвольте детям представить свои страницы группе, рассказывая о героях, которых они выбрали, и почему они для них важны.

Заключение

После завершения мероприятий обязательно обсудите с детьми, что нового они узнали, какие герои их вдохновили, и почему важно помнить о таких событиях, как блокада Ленинграда. Это поможет детям лучше осознать значение темы и укрепить их эмоциональную связь с историей.

Среда: Игровая деятельность

Тема: «Дорога жизни»

Деятельность:

- Организация игры на свежем воздухе: «Спасаем хлеб!» — дети пересекают "опасные реки" (обозначенные зоны) и передают «хлеб» (игрушки) другим.

- Обсуждение важности хлеба и его защиты в те трудные времена.

Цели:

- Познакомить детей с историей «Дороги жизни» как важного пути, обеспечивающего связь блокадного Ленинграда с Большой землёй.

- Развивать командный дух, координацию и физическую активность через игровую деятельность.

- Воспитывать уважение к продуктам питания и значению хлеба.

Материалы:

- Мягкие игрушки (в качестве «хлеба»).

- Конусы, веревки или ленты (для обозначения «опасных рек» и границ игры).

- Небольшие корзины или пакеты для «хлеба».

Подготовка:

1. Выберите площадку на свежем воздухе, где будет достаточно места для игры.

2. Обозначьте «опасные реки» с помощью конусов или веревок. Эти зоны могут представлять опасности, которые возникали на «Дороге жизни».

3. Разделите детей на команды (по 4-6 человек).

Ход игры:

1. Введение: Объясните детям, что «Дорога жизни» была единственным путем, по которому в Ленинград доставляли продукты, особенно хлеб, во время блокады. Расскажите, почему хлеб был так важен.

2. Правила игры:

- Цель игры — «спасти хлеб», преодолевая «опасные реки» и передавая «хлеб» между командами.

- Команды должны передавать мягкие игрушки (символизирующие хлеб) друг другу, пересекаясь через «реки». Одновременно дети должны избегать падений, пересекающих эти опасные зоны.

- Если игрушка падает, её нужно вернуть на старт и начать заново. Это символизирует трудности, с которыми сталкивались люди в блокаду.

3. Запуск игры: Дайте сигнал стартовать. Дети должны пересекать зону, передавая «хлеб» друг другу. После того как команда успешно передала все игрушки, они должны вернуться обратно.

4. Обсуждение: После игры соберите детей вместе. Поговорите о том, как они себя чувствовали, проходя через «опасные реки» и передавая «хлеб». Как они могли бы помочь друг другу, если кто-то потерял игрушку? Какие чувства у них возникли, связывая эту игру с реальными событиями?

Заключение:

Такой игровой формат не только обеспечивает физическую активность, но и способствует развитию командных навыков. Дети получают представление о важности «Дороги жизни» и значении хлеба для людей, переживших блокаду, через активное участие в игре.

Четверг: Музей и память

Тема: «Герои блокадного Ленинграда»

Деятельность:

- Чтение детских книг о героях, о блокаде (например, «Маша, которая не боялась зимы») и обсуждение.

Цели:

- Познакомить детей с героями блокады Ленинграда через литературу.

- Воспитать уважение и интерес к истории города.

- Развить навыки обсуждения и критического мышления.

Ход занятия: Чтение детских книг и обсуждение

Материалы:

- Книга «Маша, которая не боялась зимы» (или другие книги о героях блокады, такие как «Сашка», «Дети блокадного Ленинграда» и др.).

- Бумага и фломастеры для записей впечатлений.

Подготовка:

1. Подготовьте примерный текст книги или основные моменты, чтобы можно было легко вести обсуждение.

2. Обеспечьте спокойное и уютное место для чтения, где дети смогут сосредоточиться.

Ход занятия:

1. Введение: Обсудите с детьми, что такое блокада Ленинграда, когда она проходила и как это повлияло на жизнь людей. Поясните, что в ходе занятия они познакомятся с героями, которые показывали смелость и стойкость в трудные времена.

2. Чтение книги: Прочитайте выбранную книгу (например, «Маша, которая не боялась зимы») вслух. Постарайтесь сделать чтение интерактивным — задавайте вопросы, комментируйте интересные моменты, позволяйте детям вникнуть в содержание.

3. Обсуждение:

- После чтения спросите детей о их впечатлениях от истории. Какие моменты были особенно запоминающимися?

- Обсудите, какие качества были у главной героини: смелость, доброта, решительность. Могли бы они в трудной ситуации проявить такие же качества?

- Попросите детей поделиться своими мыслями о том, как бы они поступили на месте героев.

4. Творческая часть:

- Попросите детей нарисовать или написать о своем герое, который, по их мнению, также достоин памяти. Это может быть как персонаж из рассказа, так и придуманный ими герой.

- Устройте выставку рисунков и работ, где дети смогут поделиться своими историями и эмоциями.

5. Заключение: Подведите итоги обсуждения. Напомните детям, как важно помнить о героях прошлого и какие уроки можно извлечь из их историй. Поговорите, как они могут самостоятельно сохранить память о героях (например, через рассказы, рисунки или спектакли).

Дополнительные идеи:

- Можно организовать небольшую выставку детских работ, чтобы родители тоже могли ознакомиться с тем, что дети узнали и создали.

- Здесь также добавить просмотр документальных фильмов или мультфильмов, связанных с темой блокады и ее героями, что может стать хорошим дополнением к чтению и обсуждению.

Пятница: Заключительное мероприятие

Тема: «Память о блокаде»

Деятельность:

- Подведение итогов недели: выставка детских работ и ярмарка поделок.

- Проведение интерактивной игры с элементами викторины, основанной на пройденном материале.

Цели:

- Подвести итоги изученного материала о блокаде Ленинграда и его героях.

- Развить командный дух и умение работать в группе.

- Закрепить знания детей о событиях блокады через интерактивную игру.

Материалы:

- ИКТ игра (по пройденному материалу).

- Призы для участников (дипломы, закладки с памятными цитатами и т. д.).

Подготовка:

1. Составьте вопросы на основе пройденного материала (тематические блоки о героях, событиях, фактах о блокаде).

2. Поделите детей на небольшие команды (по 4-6 человек).

3. Подготовьте ИКТ игру (или презентацию).

Ход мероприятия:

1. Введение:

- Напомните детям о том, что они изучали, как важно помнить о событиях блокады и героях, которые проявили мужество и стойкость.

- Объясните правила игры и порядок проведения викторины.

2. Конкурс вопросов:

- Задайте вопросы по очереди командам. Например:

- Кто была главной героиней в книге «Маша, которая не боялась зимы»?

- Назовите одну опасность, с которой столкнулись жители Ленинграда в блокаду.

- Какой ресурс был наиболее ценен для людей во время блокады?

- Дайте время командам на обсуждение и формирование ответа. Позвольте команде, которая первой готова ответить, сделать это.

- Правильные ответы можно отмечать, а заблуждения обсуждать и корректировать.

3. Дополнительные задания:

- Включите в игру конкурс на лучшую интерпретацию одного из событий блокады (короткая сценка или театрализованное действие).

- Добавьте творческое задание: например, команды могут придумать слоган о важности сохранения памяти о блокаде.

4. Оценивание и награждение:

- Подсчитайте баллы за правильные ответы и участность в заданиях.

- Победителям вручите призы и удостоверения за участие. Все участники обязательно должны получить памятные подарки за активное участие.

5. Заключение:

- Поговорите с детьми о том, что они запомнили и чему научились за время подготовки и участия в мероприятии.

- Обсудите, как можно продолжать сохранять память о блокаде, например, через участие в памятных мероприятиях, чтение книг и рассказывание историй.

Дополнительные идеи:

- Если позволяет время, можно организовать коллективное создание постера или стенгазеты на тему блокады, как итог совместной

Дополнительные темы:

«Что ели в блокадном Ленинграде?»

Деятельность:

- Приготовление «блокадного хлеба» из простых ингредиентов: мука, вода, соль. Возможно использование муки из разных злаков.

- Обсуждение важности пищи и хлеба в жизни людей.

Музыкально-литературный вечер

Тема: «Песни и стихи о блокаде»

Деятельность:

- Прослушивание песен и чтение стихов о блокадном Ленинграде.

- Подбор легких песен для разучивания и исполнения.

На протяжении всей недели важно подчеркивать темы памяти, героизма, защиты и важности семьи и дружбы.

Публикации по теме:

«Блокада Ленинграда — дорога жизни». Конспект занятия по патриотическому воспитанию»«Блокада Ленинграда — дорога жизни». Конспект занятия по патриотическому воспитанию» «Блокада Ленинграда – дорога жизни», конспект занятия по патриотическому воспитанию» Цель формировании е патриотических чувств у дошкольников,.

27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада Цель: - расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Задачи: - Познакомить детей с жизнью людей в.

Фотоотчет «Блокада Ленинграда»Фотоотчет «Блокада Ленинграда» 27 января наш город Ленинград отмечает 76-ю годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Война для взрослого поколения – это очень.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия «Блокада Ленинграда» для старших дошкольников
Опубликовано: 13 февраля 2025 в 11:59
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Блокада Ленинграда» для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Смирнова (УИ 248602) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!
15 февраля 2025 суббота
Православный праздник Сретение!
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Праздник гиппопотама!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД