Татьяна Романенко
Применение игровой технологии в рамках музыкальной деятельности, реализуемой образовательной программой «Гармония»
▼ Скачать + Заказать документы
Применение игровой технологии в рамках музыкальной деятельности, реализуемой образовательной программой "Гармония"
Автор: Романенко Татьяна Владимировна
Образовательная программа "Гармония" (Программа развития музыкальности у детей среднего дошкольного возраста) К. В. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан, М. А. Трубниковой.
Тема: "Скоро Новый год", игра "Шел веселый Дед Мороз"
Возраст: 4-5 лет
Публикация «Применение игровой технологии в рамках музыкальной деятельности, реализуемой образовательной программой „Гармония“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Время: 8-10 минут ( в зависимости от этапа игры: знакомство, углубленное изучение или закрепление игры)
1. Этап подготовки
Тип (вид) игры: детская сюжетно-ролевая (музыкальная) игра (по классификации О. С. Газман). По другим классификационным признакам:
по времени проведения игры — сезонная (зимняя);
по продолжительности — кратковременная;
по месту проведения — праздничная;
по составу участников (по полу и возрасту) — для дошколь-
ников 4-5 лет;
по числу участников — групповая;
по степени регулирования и управления — плановая,
организованная музыкальным руководителем);
по наличию аксессуаров — игра без предметов.
По другой классификации: имитационно-моделирующая (ролевая игра).
Цель: слушание и воспроизведение образов в движениях, подсказанных текстом песни, создание шутливого праздничного настроения.
Задачи:
1. Познакомить детей с новой новогодней игрой;
2. Разучить правила игры;
3. Познакомить детей с новой новогодней песней и разучить ее;
4. Научить вживаться в образы Деда Мороза, Зайца, Медведя и Лисы;
5. Научить играть в игру под руководством взрослых (в НОД, на новогоднем празднике) и самостоятельной игровой деятельности, соблюдая все правила;
6. Создать детям шутливое праздничное настроение.
Функции игры:
1. Мотивационно-побудительная;
2. Обучающая;
3. Воспитательная;
4. Ориентирующая;
5. Компенсаторная.
Оборудование:
1. Музыкальный инструмент рояль или ТСО (песня "Шел веселый Дед Мороз" в формате МР-3).
Наглядные средства:
1. Иллюстрация "Дед Мороз идет по лесу";
2. Иллюстрация "Мишка и Заяц в зимнем лесу";
3. Иллюстрация "Лиса в зимнем лесу";
4. Иллюстрация "Дед Мороз на новогоднем празднике с детьми".
(Возможно найдется одна иллюстрация с изображением зайца, медведя и лисы в зимнем лесу. Все иллюстрации желательно применять на этапе знакомства с игрой. Можно задействовать мультимедийную систему для показа иллюстраций на доске)
Описание плана, хода игры:
1. Знакомство с песней;
2. Беседа о содержании песни;
3. Знакомство с правилами игры;
4. Подробный разбор выразительных образных движений;
5. Выполнение выразительных образных движений с музыкальным сопровождением;
6. Разучивание песни (на протяжении 4-8 занятий);
7. Проведение игры целиком (ведущие меняются по выбору детей);
8. Подведение итогов проведения игры (с детьми);
9. Анализ и обобщение, обсуждение и оценка результатов игры с воспитателями (после НОД).
Правила игры:
1. Слушать внимательно текст песни;
2. Ведущим правильно выполнять образные движения под музыку и ходить противоходом по малому кругу;
3. Водить хоровод в правую сторону (т. е. против часовой стрелки);
4. Исполнять песню в хороводе;
5. Весело, красиво исполнять свободную пляску в конце игры;
6. Соблюдать правила игры.
Критерии оценки:
Объект оценки - воспитанники (дети 4-5 лет).
Оцениваем следующие показатели:
1. Соблюдение или нарушение правил игры;
2. Выполнение ведущими своих движений по тексту песни: движение противоходом по малому кругу, выбор следующего водящего и приглашение - поклон, выполнение образных движений : Деда Мороза, Зайца, Медведя, Лисы (правильное выполнение, неправильное выполнение, самостоятельно или с подсказкой) ;
3. Выполнение движений детьми: хоровод, хлопки;
4. Исполнение песни в хороводе;
5. Настроение детей во время и после проведения игры.
2. Этап проведения игры (Подробное описание всех заданий)
Описание плана, хода игры:
1. Знакомство с песней "Шел веселый Дед Мороз" (муз. и сл. Н. Вересокиной) :
дети слушают песню в исполнении музыкального руководителя или в грамзаписи (ТСО, песня на флеш-карте в формате МР-3)
2. Беседа о содержании песни: во время беседы музыкальный руководитель задает вопросы:
- о чем песня? (после ответа - показ иллюстрации)
- кого встретил Дед Мороз на своем пути? (показ иллюстраций)
- Дед Мороз пришел к детям на праздник? (показ иллюстрации)
3. Знакомство с правилами игры:
- проговорить детям все правила игры (перечислены ранее)
- разучиваем игру, разбирая подробно каждый куплет песни:
Беремся за руки и заводим хоровод. В первый раз роль ведущего-Деда Мороза исполняет музыкальный руководитель, который встает в круг и поворачивается в левую сторону. На вступление - все стоим и настаиваемся на движение в правую сторону. Музыкальный руководитель запевает песню и начинает двигаться в левую сторону по малому кругу, а дети в хороводе - в правую сторону (противоходом). Ведущий, двигаясь, выбирает себе замену, легко кланяясь кому-либо из детей на слово "Так!". Музыкальный отыгрыш - каждый новый ведущий воспроизводит в движениях образ того, о ком пелось в запеве, все остальные - хлопают в ладоши. Игра заканчивается общей веселой пляской (лучше разойтись врассыпную). Музыкальное заключение можно повторить 2-3 раза. Характер исполнения отыгрыша должен помогать воспроизведению образов песни.
4. Подробный разбор выразительных образных движений без музыки : на первом этапе разучивания игры все образные движения нужно выполнить со всеми детьми по кругу (учить двигаться и в правую и в левую стороны). Движения следующие: важная поступь (ходьба) Деда Мороза, озорной поскок Зайца, тяжелый шаг Медведя, неспешная, мягкая походка красующейся Лисы;
5. Выполнение выразительных образных движений с музыкальным сопровождением : на этом этапе образные движения показывают только ведущие -Деды Морозы. Музыкальный руководитель и дети исполняют песню;
6. Разучивание песни (на протяжении 4-8 занятий) : для того, чтобы дети свободно играли в эту музыкальную игру, нужно хорошо знать песенный материал. Работа над песней также проходит поэтапно. Возможно ее разучивание в другой части НОД (не в музыкальном движении, а в пении, когда дети сидят возле рояля на стульчиках и разучивают текст песни без движений. Второй вариант - разучивание песни по ходу игры, но без движений в хороводе. И третий вариант - разучивание песни по ходу игры в хороводе, соблюдая все правила игры;
7. Проведение игры целиком (ведущие меняются по выбору детей)
Взрослым (воспитателем или музыкальным руководителем) выбирается ведущий и проводится игра с соблюдением всех правил;
8. Подведение итогов проведения игры (с детьми) : взрослые подводят итог. Обязательно хвалят детей за успехи, заостряют внимание на нарушениях правил игры. Делают вывод, что нужно быть внимательными, старательными и тогда игра получится интересной. Дедушка Мороз на празднике обязательно с ребятами поиграет.
9. Анализ и обобщение, обсуждение и оценка результатов игры с воспитателями (после НОД, смотреть ниже).
3. Этап анализа и обобщения, обсуждения и оценки результатов игры
Данный этап сначала проводится с детьми, а потом - со взрослыми.
Музыкальный руководитель рассказывает о проспекте игры (зачитывает цель, задачи, назначение игры, о методах и средствах обучения. Т. е. проводит рефлексию: что получилось, что не получилось. Анализирует, обобщает. Выслушивает мнение воспитателя. Вместе оценивают результаты игры и делают выводы на будущее: над чем поработать, какие методы и средства оказались более эффективными, а какие - не принесли положительных результатов. Последующие шаги педагога.
Объектом оценки могут быть не только воспитанники д/с (дети, но и музыкальный руководитель (педагог, и детский сад (ОУ). Тогда уже будут разработаны другие критерии оценки (профессионализм, компетентность педагога, отношение его к работе, качество образования : качество условий, качество образовательного процесса, качество результатов освоения образовательных программ).
В работе с детьми над игрой "Шел веселый Дед Мороз" я использовала следующие принципы обучения:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип сознательности и активности.
Методики обучения:
- методика дифференцированного обучения;
- методика индивидуального обучения.
Методы обучения:
- метод наблюдения (косвенное и прямое наблюдение за детьми, ситуацией) ;
- метод демонстрации (демонстрация наглядного материала, личный показ взрослого - как стоят, как двигаться);
- практический метод (упражнение - многократное повторение необходимых действий);
- игровой метод (создание игровой ситуации, инсценирование песни);
- наглядно-слуховой метод (личный показ взрослого, слушание музыки, проговаривание текста песни, проигрывание отдельных изобразительных моментов);
- словесный метод (вступительное слово, настраивающее на игру, рассказ, объяснение, беседа, использование художественного слова, оценка игры детьми, закрепление знаний о правилах игры) ;
- метод поощрения (похвала) ;
- метод порицания (если необходимо).
Средства обучения:
- простые средства (словесные, визуальные) ;
- сложные (при использовании ТСО).
Р. S. Данная игра - лишь маленькая частица игровой педагогической технологии, т. к. пед. технология - искусство, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.