Венера Наильевна Капкаева
Применение игровых методов и приёмов в музыкально-образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Применение игровых методов и приёмов в музыкально-образовательной деятельности, как эффективного способа развития музыкальности детей дошкольного возраста.
Содержание
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
2. Условия формирования идеи опыта.
3. Теоретическая база опыта.
4. Технология опыта.
5. Анализ результативности.
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Применение игровых методов и приёмов в музыкально-образовательной деятельности» размещена в разделах
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
(В. А. Сухомлинский)
Становление опыта началось в 2014 году. Сегодня я, как многие педагоги, озабочена поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. В свою очередь я задумалась: как сделать каждую встречу с моими дошкольниками праздником? В поисках ответа я изучила большое количество работ ведущих специалистов в области музыкального воспитания и пришла к выводу, что игра является той движущей силой, в процессе которой происходят удивительные изменения личности ребёнка.
Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то тут игра приходит на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить ребёнка петь, красиво двигаться, слушать музыку, музицировать. В процесс игры вовлекается вся личность ребё нка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы.
Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.
В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.
2. Условия формирования идеи опыта.
Развитие музыкальности детей дошкольного возраста через введение в музыкально – образовательную деятельность игровых методов и приёмов, способствует непроизвольному обучению детей в игре, не нарушая их психофизического состояния, позволяющих вовлечь ребёнка в музыкально-игровое творчество и занятие интересным, увлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, что приводит к быстрому и ненавязчивому усвоению музыкального материала.
Функции игры.
Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
3. Теоретическая база опыта.
Теоретической базой опыта стали работы ведущих экспертов и специалистов в области музыкального воспитания дошкольников:
- доктора педагогических наук, профессора Радыновой О. П. «Музыкально-художественная деятельность в детском саду. Современные проблемы и решения. Развитие музыкально – игрового творчества дошкольников»
- кандидата искусствоведения Тютюнниковой Т. Э. «Сто секретов музыки для детей»
- Анисимовой Г. И. «Музыкальные игры для развития дошкольников»
- Евтодьевой А. А. «Учимся петь играя», «Учимся танцевать играя».
Основной идеей этих работ является применение игровых методов и приёмов музыкально - образовательной деятельности дошкольников. Изученный мною материал способствовал пересмотру взглядов на организацию музыкальной деятельности детей.
4. Технология опыта.
Сегодня становится очевидным, что музыкальное воспитание детей дошкольного возраста призвано обогатить интеллектуальную и эмоциональную сферу, сформировать музыкально-эстетическую культуру личности. Руководя играми, я использую разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, я незаметно для них направляю игру, поддерживаю их инициативу, сопереживаю с ними радость игры. Иногда рассказываю о каком-либо событии, что создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживаю его по ходу игры и, как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руковожу развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей веду их к определённому результату. Поддерживаю и пробуждаю детскую деятельность чаще всего не прямо, а косвенно: выражаю удивление, шучу, использую разного рода игровые сюрпризы и т. п.
Надо помнить, с одной стороны об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.
Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры: убыстрённый темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём. Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит от цели обучения, содержания занятия и возраста детей.
5. Анализ результативности.
• Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
• Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
• В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
• Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый, изобретательный ум, раскрепощённость, неиссякаемый интерес к музыке. Мы с детьми на музыкальных занятиях получаем ощущение радости и с нетерпением ждём новых встреч.