Наталья Вихарева
Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников"
Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается и в школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение). Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление государственной политики.
Публикация «Консультация для воспитателей „Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья. Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия. Необходимо внедрять такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить интеллектуальные и творческие способности.
Одним из основных направлений по эффективности применения здоровьесберегающих технологий справедливо считается физическая культура. Не последнюю роль в оздоровление детей специалисты отводят музыке. О ее лечебных свойствах свидетельствуют самые древние источники. По приданию, поэты и музыканты из Спарты(7 век до н. э.) музыкой спасали людей от болезней. Пифагор и его последователи создали учение, согласно которому музыка может управлять душой человека, пробуждая в ней добро и зло. Выдающийся ученый, врач и философ Авиценна лечил музыкой больных нервно- психическими заболеваниями.
В наши дни врачи все чаще обращаются к музыкальному лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.
Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека. Специалисты считают, что благотворное ее влияние распространяется на весь организм: центральную нервную, сердечно- сосудистую, эндокринную, пищеварительную системы, а также на социокоммуникативные и адаптационные механизмы. Это, по их мнению, достигается благодаря восприятию соответствующими слуховыми рецепторами организма музыкальных вибраций и передачи их через сложную цепь рефлекторных связей в спинной мозг, а затем по всему организму.
Говоря о музыкальном воспитании дошкольников, нужно вспомнить высказывания Н. А. Ветлугиной. Она отмечала, что развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность (образное, ассоциативное мышление, речь); пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание; ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений, развивает зрение (бинокулярное, переферическое, глазомер) и даже математические способности (количественный и порядковый счет, знание геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве и делать перестроение).
Таким образом, музыка – одно из средств физического, психического и интеллектуального развития детей.
В режиме инновационной деятельности в сфере дошкольного образования вышеизложенный вывод послужил толчком к поиску таких технологических приемов, которые соединяли в себе музыкальное воспитание с оздоровительными мероприятиями. Это значит, что традиционные виды музыкальной деятельности, развивающие потенциал музыкальных и творческих способностей ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья, т. е. использовать в музыкальной деятельности современные здоровьесберегающие технологии, а именно:
- коммуникативные песенки - распевки, или игры приветствия;
- активное слушание;
- дыхательную и артикуляционную гимнастику;
- оздоровительные и фонопедические упражнения ;
- игровой массаж;
- пальчиковые и речевые игры;
- музыкотерапию;
- игры – этюды на формирование правильной осанки;
- психогимнастику.
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании образуют систему работы, суть которой состоит в следующем.
Каждую встречу с детьми в музыкальном зале можно начинать с оптимистической песенки - распевки с нехитрым текстом и несложной мелодией, состоящей из звуков мажорной гаммы, поднимающей настроение и дающей позитивный настрой к восприятию окружающего мира, улучшающей эмоциональный климат общения с детьми.
Слушание музыки и разучивание песен (довольно статичные виды деятельности) можно чередовать с игровым массажем или пальчиковой гимнастикой. Причем первичное ознакомление с музыкой, т. е. «пассивное»
слушание, можно сменить при дальнейшем восприятии на активное – выражение эмоциональной реакции на музыку через двигательные импровизации.
Перед пением полезно сделать дыхательную, артикуляционную гимнастику, фонопедические и оздоровительные упражнения для органов
дыхания, горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.
Музыкально – ритмические движения лучше сопровождать речевыми играми или совместить с музыкотерапией, самомассажем, а игру на музыкальных инструментах сочетать со звучащими жестами и
ритмодикломацией.
Упражнения на формирование правильной осанки актуальны при любом виде музыкальной деятельности, а если их аргументировать игровой мотивацией, они вызовут неподдельный интерес и желание их выполнять.
Учет гендерных особенностей детей – важнейший аспект здоровьесбережения, выражающийся в дифференцированном подходе к воспитанию и обучению, основанном на различиях психофизиологических качеств и интересов мальчиков и девочек.
Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий носят, чаще всего интегрированный характер. Они в равной степени включают в себя задачи как музыкального, так и валеологического воспитания. Такие занятия побуждают детей активно, на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, рассуждать, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Успех данных занятий полностью зависит от согласованной работы музыкального руководителя, воспитателя, руководителя по физической культуре. Такие занятия помогут обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с собой, со своей семьей и окружающим миром.