Сария Галеева
Цикл непосредственной образовательной деятельности по музыкальной деятельности «Народные хантыйские инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №48 «Росток»
Цикл непосредственной образовательной деятельности по музыкальной деятельности «Народные хантыйские инструменты»
Музыкальный руководитель: С. В. Галеева
г. Сургут, 2018г
Публикация «Цикл непосредственной образовательной деятельности по музыкальной деятельности „Народные хантыйские инструменты“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Музыкальные инструменты
«Тумран»
НОД 1
Программное содержание: рассказать детям о музыкальном инструменте - тумране. Дать послушать звучание этого инструмента в записи. Рассказать историю создания инструмента.
Ход:
Педагог предлагает детям послушать в записи произведение с солирующим тумраном. Например, Традиционный танцевальный наигрыш «Куринька» - О. Тихонова (тумран - ханты из кости оленя). Впоследствии дети могут определять солирующий инструмент сами.
Педагог: Сегодня я расскажу вам об одном древнейшем инструменте - тумране. Тумран - женский инструмент и, надо полагать, что им владели почти все хантыйские женщины.
Педагог: (показ иллюстрации) На что похож тумран по форме?
Дети: (педагог выслушивает ответы)
Педагог: Да, правильно на пластинку с прорезанным языком. Послушайте, как создают этот инструмент? Делать его приходиться очень долго, иногда полгода уходит на его изготовление. Вначале надо выварить оленью кость, потом ее расщепить, тщательно поскоблить. Получается тонкая пластинка. Иногда почти готовый тумран ломается, настолько хрупкая косточка. Получается гладкая полированная плашка с язычком. Тумраны бывают разного размера и звучания. В старину их делали даже из бивня мамонта, тумран издает оригинальные низкие звуки. (Звучит запись).
НОД 2
Программное содержание: узнавать звучание тумрана в записи, определять тембр инструмента, технику игры на инструменте.
Ход:
Педагог: Дети, сейчас вы послушаете отрывок из произведения, которую вы уже слушали. Вспомните, какой инструмент звучит?
Дети: Тумран.
Педагог: (показ играющей женщины на тумране) Скажите, как играют на этом инструменте?
Дети: (ответы детей)
Педагог: Да, пластинка прикладывается к губам, с помощью сухожильной нити музыкант извлекает звуки. Полость рта служит резонатором, а высота звуков зависит от вибрирующего костяного языка инструмента. Если нужно музыкант может добиваться имитации голосов птиц и зверей. А в следующий раз мы узнаем о чем поет тумран.
НОД 3
Программное содержание: передавать характер музыки в движении - черты танцевальности, различать оттенки настроений. Развивать творческие способности.
Оборудование: Элементы костюмов.
Ход:
Педагог: Дети, попробуйте узнать, какой инструмент звучит.
Дети: Тумран.
Педагог: Давайте вспомним, какие звуки извлекает тумран?
Дети: (ответы детей)
Педагог: Правильно, низкие звуки, А скажите, о чем поет тумран.
Дети: (ответы детей)
Педагог: Эта музыка очень светлая, солнечная, нежная, как легкий ветерок. О чем же она рассказывает?
Дети: (ответы детей)
Педагог: О многом поет тумран: неудачах и удачах на охоте, о рыбном промысле. Поет о красоте природы, о небе, о воде. А есть ли в этой музыке черты танцевальности.
Дети: (ответы детей)
Педагог: Давайте попробуем передать в движениях характер этой музыки.
Санквылтап
НОД 1
Программное содержание: познакомить детей с музыкальным инструментом - санквылтап. Дать послушать звучание этого инструмента в записи.
Ход:
Педагог предлагает послушать в записи звучание этого инструмента.
Педагог: Этот инструмент очень древний, напоминает славянские гусли (показывает гусли). Скажите, на что похожа форма инструмента?
Дети: (варианты ответов)
Педагог: Это длинный узкий ящик, а также похож на выдолбленную лодку, очертаниями похож на рыбу. Изготовлен санквылтап из осины или ели. У него пять струн из оленьих жил. Играют сидя, инструмент кладут на колени. Музыкант опирается локтем о боковую часть инструмента, обеспечивая свободу движения кистей. Музыкант перебирает двумя руками струны; левой рукой приглушает все незвучащие струны, струны он щиплет правой рукой. Прослушайте звучание инструмента (звучит запись).
НОД 2
Программное содержание: рассказать детям о том, как обучались раньше игре на санквылтапе (фольклорный рассказ «Музыкальный мыс»)
Ход:
Педагог: А сегодня расскажу я вам о том, кто обучался и как обучались игре на этом инструменте. Послушайте. Это сложный музыкальный инструмент, требует обучения. В рассказе «Музыкальный мыс» описывается, как обучались игре на инструменте. Итак, желающий обучиться игре на инструменте, совершал ряд действий: уединение на «музыкальном мысе», которое происходило в течение 12 суток, тайно, чтобы никто не знал, если вытерпишь - научишься, а не вытерпишь - пропадешь на третьи сутки. Кто выдерживал, возвращался в свой прежний «мир» - уже авторитетным носителем традиции. Умение человека играть на инструменте считалось залогом становления в шаманы.
НОД 3
Программное содержание: определять тембр музыкального инструмента, передавать характер музыки в движении.
Ход:
Педагог: Давайте вспомним, как называется этот инструмент?
Дети: (варианты ответов)
Педагог: Правильно, санквылтап. А как он звучит?
Дети: (варианты ответов)
Педагог: Мелодично, нежно, певуче. Как вы думаете, о чем поет санквылтап?
Дети: (варианты ответов)
Педагог: Музыка саквылтапа рисует картину леса, по которому резвый олененок стремительно несется навстречу ветру, солнцу, голубому небу. Давайте попробуем передать в движении характер музыки - используя характерные элементы хантыйских танцев.
Обсуждаем удачно найденные движения.