Демина Вера Сергеевна
Применение деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Применение деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
В последние годы вопросы помощи детям с особыми образовательными потребностями как никогда актуальны.
Среди детского населения все больше появляется детей с задержкой психического развития различного происхождения, которые нуждаются в специальной помощи. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся. В дошкольных образовательных учреждениях оказывается помощь детям, имеющими задержку психического развития. Работа педагогов сложна своей спецификой и требует огромных психологических и интеллектуальных усилий. Тем более, что время не стоит на месте.
Публикация «Применение деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Изменения в системе образования предъявляют высокие требования к организации дошкольного образования; происходит поиск новых, наиболее эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста. На смену традиционным приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, духовно-нравственного развития ребёнка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляет требования к условиям успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В частности, предполагается использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; необходимость построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; формирование и поддержка положительной самооценки детей, уверенности в собственных возможностях и способностях; возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых должна обеспечивать развивающая предметно-пространственная среда. Требования Стандарта являются обязательными.
Для обеспечения психолого-педагогических условий в соответствии со Стандартом возникла необходимость изменения подходов к развитию детей в процессе педагогической деятельности. Поэтому собственный профессиональный опыт пересматривается и обогащается в соответствии с изменяющимися требованиями, условиями образовательной среды.
В дошкольном возрасте развитие ребёнка происходит в ходе взаимодействия со взрослым. Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребёнка. Поэтому педагог конструирует такое взаимодействие с ребёнком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающего мира, коррекции и развитию нарушенных функций. В помощь педагогу – современные педагогические технологии.
Особое значение приобретают технологии, основанные на деятельностной теории (труды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др., которая объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений, социального опыта посредством мотивированного и целенаправленного решения задач. В центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, реализация вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, а вырабатывает их вместе с детьми. Никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребёнка. Именно в деятельности ребёнок строит свой образ мир. Ребёнок становится субъектом деятельности благодаря тому, что он включается в различные виды деятельности, в решение проблемных ситуаций, задач. Это способствует формированию прочных действенных знаний, умений и навыков.
Педагог, выстраивающий коррекционно-развивающую работу на основе деятельностного подхода, ставит перед собой следующие задачи:
- создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
- учить ребенка достигать цели, находить для этого пути, средства;
- помогать ребенку сформировать у себя навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Эти подходы ложатся в основу составления технологической карты организации непосредственно образовательной деятельности с детьми, которая не предусматривает жёсткую регламентацию образовательного процесса, в ней учитывается возможность детей выражать собственные мысли, проявлять активность, самостоятельность при решении возникающих проблем, возможность выбора материалов для своей деятельности, высказываться по поводу самооценки. Деятельность педагогов проектируется с позиций «вместе с детьми», «от детей»; побуждая, поощряя их, проявляя уважение к детским высказываниям, создавая атмосферу заинтересованности; на основе индивидуальных особенностей детей. Открытость итогового этапа способствует переносу полученного опыта в самостоятельную деятельность, самостоятельности, воображению, активности. Грамотно спроектированная непосредственно образовательная деятельность с детьми раскрывает значительные педагогические возможности: повышает познавательный интерес, побуждает к активному познанию окружающего мира, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, служит развитию коммуникативных способностей, речи, мышления, памяти, воображения. За счёт переключения детей на разнообразные виды деятельности предупреждается перенапряжение, снимается усталость.
Педагоги обеспечивают субъективное переживание ребёнком с задержкой психического развития успеха на фоне определённых затрат и усилий, отмечают даже незначительное продвижение ребёнка. Это способствует появлению чувства уверенности, выработке положительной мотивации к познанию окружающего мира, стимулирует познавательную активность детей.
Педагоги организуют педагогические ситуации, которые развивают и поддерживают интересы детей, их желания. В этом случае взрослый занимает позицию «вместе» с ребёнком – позицию равноправного партнёра. Это возможно при ориентировании педагога на личностную модель взаимодействия с ребё нком: уважение индивидуальности и неповторимости личности каждого ребёнка с задержкой психического развития, признание его права на соответствующий его особенностям путь развития.
Педагогами создаются такие психолого-педагогические условия для детей с задержкой психического развития, которые способствуют коррекции
нарушенных функций, компенсации имеющихся недостатков в психическом и речевом развитии, открывают возможности для позитивной социализации каждого ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.