МААМ-картинки

Применение деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Демина Вера Сергеевна
Применение деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Применение деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

В последние годы вопросы помощи детям с особыми образовательными потребностями как никогда актуальны.

Среди детского населения все больше появляется детей с задержкой психического развития различного происхождения, которые нуждаются в специальной помощи. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся. В дошкольных образовательных учреждениях оказывается помощь детям, имеющими задержку психического развития. Работа педагогов сложна своей спецификой и требует огромных психологических и интеллектуальных усилий. Тем более, что время не стоит на месте.

Публикация «Применение деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах

Изменения в системе образования предъявляют высокие требования к организации дошкольного образования; происходит поиск новых, наиболее эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста. На смену традиционным приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, духовно-нравственного развития ребёнка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляет требования к условиям успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В частности, предполагается использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; необходимость построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; формирование и поддержка положительной самооценки детей, уверенности в собственных возможностях и способностях; возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых должна обеспечивать развивающая предметно-пространственная среда. Требования Стандарта являются обязательными.

Для обеспечения психолого-педагогических условий в соответствии со Стандартом возникла необходимость изменения подходов к развитию детей в процессе педагогической деятельности. Поэтому собственный профессиональный опыт пересматривается и обогащается в соответствии с изменяющимися требованиями, условиями образовательной среды.

В дошкольном возрасте развитие ребёнка происходит в ходе взаимодействия со взрослым. Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребёнка. Поэтому педагог конструирует такое взаимодействие с ребёнком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающего мира, коррекции и развитию нарушенных функций. В помощь педагогу – современные педагогические технологии.

Особое значение приобретают технологии, основанные на деятельностной теории (труды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др., которая объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений, социального опыта посредством мотивированного и целенаправленного решения задач. В центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, реализация вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, а вырабатывает их вместе с детьми. Никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребёнка. Именно в деятельности ребёнок строит свой образ мир. Ребёнок становится субъектом деятельности благодаря тому, что он включается в различные виды деятельности, в решение проблемных ситуаций, задач. Это способствует формированию прочных действенных знаний, умений и навыков.

Педагог, выстраивающий коррекционно-развивающую работу на основе деятельностного подхода, ставит перед собой следующие задачи:

- создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;

- учить ребенка достигать цели, находить для этого пути, средства;

- помогать ребенку сформировать у себя навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Эти подходы ложатся в основу составления технологической карты организации непосредственно образовательной деятельности с детьми, которая не предусматривает жёсткую регламентацию образовательного процесса, в ней учитывается возможность детей выражать собственные мысли, проявлять активность, самостоятельность при решении возникающих проблем, возможность выбора материалов для своей деятельности, высказываться по поводу самооценки. Деятельность педагогов проектируется с позиций «вместе с детьми», «от детей»; побуждая, поощряя их, проявляя уважение к детским высказываниям, создавая атмосферу заинтересованности; на основе индивидуальных особенностей детей. Открытость итогового этапа способствует переносу полученного опыта в самостоятельную деятельность, самостоятельности, воображению, активности. Грамотно спроектированная непосредственно образовательная деятельность с детьми раскрывает значительные педагогические возможности: повышает познавательный интерес, побуждает к активному познанию окружающего мира, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, служит развитию коммуникативных способностей, речи, мышления, памяти, воображения. За счёт переключения детей на разнообразные виды деятельности предупреждается перенапряжение, снимается усталость.

Педагоги обеспечивают субъективное переживание ребёнком с задержкой психического развития успеха на фоне определённых затрат и усилий, отмечают даже незначительное продвижение ребёнка. Это способствует появлению чувства уверенности, выработке положительной мотивации к познанию окружающего мира, стимулирует познавательную активность детей.

Педагоги организуют педагогические ситуации, которые развивают и поддерживают интересы детей, их желания. В этом случае взрослый занимает позицию «вместе» с ребёнком – позицию равноправного партнёра. Это возможно при ориентировании педагога на личностную модель взаимодействия с ребё нком: уважение индивидуальности и неповторимости личности каждого ребёнка с задержкой психического развития, признание его права на соответствующий его особенностям путь развития.

Педагогами создаются такие психолого-педагогические условия для детей с задержкой психического развития, которые способствуют коррекции

нарушенных функций, компенсации имеющихся недостатков в психическом и речевом развитии, открывают возможности для позитивной социализации каждого ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода Слайд 1 На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст.

Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода и создания проблемной ситуации. Составила: Белякова.

Конспект ОД «Моя семья» с применением системно-деятельностного подхода Задачи: Образовательные: Познакомить детей с писателем Марком Шварцем. Побуждать детей понимать смысл литературного текста. Закреплять.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ) Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза»Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель подготовительной группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 18:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Демина Вера Сергеевна (УИ 469495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД