Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ)

Елена Корчагина
Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ)

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. В. Сухомлинский

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Антуан де Сент-Экзюпери

Публикация «Консультация для воспитателей „Научить учиться“ (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ)» размещена в разделах

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Жан-Жак Руссо[/i]

Всё чаще и чаще мы слышим слова: дети спасут человечество. Этот мотив вечен. Ребёнок – это мера всех вещей. Первообраз добра и красоты. Дети – наше будущее. Наши потенциальные возможности и наши человеческие идеалы. Что же такое детство? Детство – особое психическое состояние, говорят философы. Это человеческое состояние полно неукротимой энергии, наполнено игрой физических и интеллектуальных сил. И энергия здесь особенная – энергия роста. Ребёнок живёт, а не воспитывается. Чем ярче его жизнь, тем больше положительных эмоций, тем полноценнее и здоровее воспитание. Следовательно, чтобы ребенок легко и успешно учился и развивался, надо научить его учиться.

Очень часто, стремясь «подготовить ребенка к школе», и педагоги и родители считают, что в детском саду ребенка надо научить читать, считать, писать буквы и т. д. Т. е., ребенок должен делать то, что для него сейчас не имеет никакого практического и эмоционального значения, а значит не интересно. Детей можно воспитывать и обучать, но нельзя заставить жить и развиваться. Это действие внутреннего механизма. ФГОС дошкольного образования направлен на реализацию продуктивного обучения, это трудный, но единственный путь модернизации дошкольного образования.

До ФГОС в процессе обучения доминировал знаниевый подход, имеющий ряд недостатков. Основная причина возникновения которых не в том, что плохо учили, а в том, что давали знания готовыми.

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся познавать и преобразовать мир.

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, обеспечивающие активную учебно-познавательную деятельность воспитанников на протяжении всего занятия и даже за его пределами. Теперь дети получают знания не в готовом виде, как это было раньше, а сотрудничают, взаимодействуют с воспитателем и в ходе совместной деятельности ищут путь к знаниям. Особенное место при таком подходе к обучению занимает собственная активная деятельность воспитанников.

Понятие системно-деятельностного подхода в обучении не является новым, еще Д. Б. Эльконин говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение должно осуществляться через «ворота детской игры».

Деятельностный подход исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности. При этом педагогу необходимо организовать образовательный процесс через предоставление ребенку всего разнообразия присущих ему видов деятельности.

В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней.

«Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить» Конфуций

Д. Б. Эльконин писал: «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит процесс самого развития».

Резервы развития скрытые в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям:

• Для младенца до 1 года - это личностное, эмоциональное общение со взрослым,

• Для ребенка с 1 до 3 лет - это действия с предметами и процессуальная игра,

• Для ребенка с 3 до 7 лет - ролевая игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская деятельность.

Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности:

- творческая активность,

- инициативность,

- уверенность в себе,

- доверие и уважение к окружающим,

- произвольность,

- умственные и познавательные способности и пр.

Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода :

• Создание проблемной ситуации

• Целевая установка

• Мотивирование к деятельности

• Проектирование решений проблемной ситуации

• Выполнение действий (заданий)

• Анализ результатов деятельности

• Подведение итогов

Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание вышеназванных форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.

При этом невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.

В дошкольных учреждениях следует использовать приемы и технологии, суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Например:

-метод проектов,

-ТРИЗ,

-мнемотехника,

-технология критического мышления

-технология «Ситуация»,

-«Сказки фиолетового леса» (развивающие игры В. В. Воскобовича) и другие.

Данные технологии предполагают самостоятельную деятельность детей, радость открытия, саморазвитие.

К сожалению, все эти технологии применяются в работе эпизодически, нет учебно - методического комплекта, разработанного для ежедневной работы. Отсюда вытекают определенные сложности, с которыми сталкивается воспитатель, решивший изменить свою образовательную деятельность.

Наряду с озвученными трудностями существует и ряд других проблем:

1) Неготовность педагогических кадров перестроить свою работу в соответствии с новыми требованиями ФГОС.

2) Неспособность некоторых воспитателей использовать иные методики и дидактику работы с детьми дошкольниками, отличающиеся от тех, что сегодня применяются в большинстве детских садов.

3) Сложности при создании развивающей среды, которая бы в полной мере соответствовала современным требованиям.

Необходимо понимать, что воспитание и образование - это прежде всего самовоспитание и самообразование, которое начинается с изучения себя, своих возможностей, а затем познания способов решения проблем, которые перед нами ставит жизнь. Нужно учить детей не столько решать примеры и задачи, сколько ясно выражать свои мысли и отстаивать свои права, быть среди людей и оставаться самим собой. Такую возможность предоставляет системно-деятельностный подход в образовании дошкольников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методы поискового характера при организации НОД с применением деятельностного подхода Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных.

«Реализация компетентностного подхода в работе с родителями с использованием инновационных форм» (из опыта работы) Реализация компетентностного подхода в работе с родителями с использованием инновационных форм 3. Цель работы: Поиск и внедрение актуальных.

Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода Слайд 1 На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст.

Конспект занятия по охране здоровья с применением системно-деятельностного подхода в группе для детей с ОВЗ Тема: «Осанка – красивая спина» Цель: Создать условия для формирования способов действия добычи знаний об осанке человека. Задачи. Познакомить.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Организация образовательной деятельности в детском саду на основе системно-деятельностного подхода Организация образовательной деятельности в детском саду, через системно – деятельностный подход. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный.

Психологическое занятие по развитию коммуникативных умений (в технологии ситуативно-деятельностного подхода) Задачи: • формировать у детей представление о невербальных средствах общения • развитие вербальных и невербальных средств общения; • развитие.

Консультация для воспитателей «Реализация инновационной технологии портфолио в процессе работы с детьми 2–3 лет» Цели работы: Создание условий для реализации технологии портфолио с целью всесторонне задокументировать достижения ребенка, отразить динамику.

Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду (Консультация для воспитателей) ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний предусмотрено развитие личности воспитанника на основе.

Реализация системно-деятельностного подхода в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста В докладе раскрывается тема реализации системно-деятельностного подхода в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ)
Опубликовано: 9 декабря 2015 в 18:36
+180Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Корчагина (УИ 385486) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 86.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД