Елена Корчагина
Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ)
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. В. Сухомлинский
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Антуан де Сент-Экзюпери
Публикация «Консультация для воспитателей „Научить учиться“ (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Жан-Жак Руссо[/i]
Всё чаще и чаще мы слышим слова: дети спасут человечество. Этот мотив вечен. Ребёнок – это мера всех вещей. Первообраз добра и красоты. Дети – наше будущее. Наши потенциальные возможности и наши человеческие идеалы. Что же такое детство? Детство – особое психическое состояние, говорят философы. Это человеческое состояние полно неукротимой энергии, наполнено игрой физических и интеллектуальных сил. И энергия здесь особенная – энергия роста. Ребёнок живёт, а не воспитывается. Чем ярче его жизнь, тем больше положительных эмоций, тем полноценнее и здоровее воспитание. Следовательно, чтобы ребенок легко и успешно учился и развивался, надо научить его учиться.
Очень часто, стремясь «подготовить ребенка к школе», и педагоги и родители считают, что в детском саду ребенка надо научить читать, считать, писать буквы и т. д. Т. е., ребенок должен делать то, что для него сейчас не имеет никакого практического и эмоционального значения, а значит не интересно. Детей можно воспитывать и обучать, но нельзя заставить жить и развиваться. Это действие внутреннего механизма. ФГОС дошкольного образования направлен на реализацию продуктивного обучения, это трудный, но единственный путь модернизации дошкольного образования.
До ФГОС в процессе обучения доминировал знаниевый подход, имеющий ряд недостатков. Основная причина возникновения которых не в том, что плохо учили, а в том, что давали знания готовыми.
Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся познавать и преобразовать мир.
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, обеспечивающие активную учебно-познавательную деятельность воспитанников на протяжении всего занятия и даже за его пределами. Теперь дети получают знания не в готовом виде, как это было раньше, а сотрудничают, взаимодействуют с воспитателем и в ходе совместной деятельности ищут путь к знаниям. Особенное место при таком подходе к обучению занимает собственная активная деятельность воспитанников.
Понятие системно-деятельностного подхода в обучении не является новым, еще Д. Б. Эльконин говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение должно осуществляться через «ворота детской игры».
Деятельностный подход исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности. При этом педагогу необходимо организовать образовательный процесс через предоставление ребенку всего разнообразия присущих ему видов деятельности.
В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней.
«Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить» Конфуций
Д. Б. Эльконин писал: «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит процесс самого развития».
Резервы развития скрытые в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям:
• Для младенца до 1 года - это личностное, эмоциональное общение со взрослым,
• Для ребенка с 1 до 3 лет - это действия с предметами и процессуальная игра,
• Для ребенка с 3 до 7 лет - ролевая игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская деятельность.
Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности:
- творческая активность,
- инициативность,
- уверенность в себе,
- доверие и уважение к окружающим,
- произвольность,
- умственные и познавательные способности и пр.
Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода :
• Создание проблемной ситуации
• Целевая установка
• Мотивирование к деятельности
• Проектирование решений проблемной ситуации
• Выполнение действий (заданий)
• Анализ результатов деятельности
• Подведение итогов
Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание вышеназванных форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.
При этом невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.
В дошкольных учреждениях следует использовать приемы и технологии, суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Например:
-метод проектов,
-ТРИЗ,
-мнемотехника,
-технология критического мышления
-технология «Ситуация»,
-«Сказки фиолетового леса» (развивающие игры В. В. Воскобовича) и другие.
Данные технологии предполагают самостоятельную деятельность детей, радость открытия, саморазвитие.
К сожалению, все эти технологии применяются в работе эпизодически, нет учебно - методического комплекта, разработанного для ежедневной работы. Отсюда вытекают определенные сложности, с которыми сталкивается воспитатель, решивший изменить свою образовательную деятельность.
Наряду с озвученными трудностями существует и ряд других проблем:
1) Неготовность педагогических кадров перестроить свою работу в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
2) Неспособность некоторых воспитателей использовать иные методики и дидактику работы с детьми дошкольниками, отличающиеся от тех, что сегодня применяются в большинстве детских садов.
3) Сложности при создании развивающей среды, которая бы в полной мере соответствовала современным требованиям.
Необходимо понимать, что воспитание и образование - это прежде всего самовоспитание и самообразование, которое начинается с изучения себя, своих возможностей, а затем познания способов решения проблем, которые перед нами ставит жизнь. Нужно учить детей не столько решать примеры и задачи, сколько ясно выражать свои мысли и отстаивать свои права, быть среди людей и оставаться самим собой. Такую возможность предоставляет системно-деятельностный подход в образовании дошкольников.