Селезнева Альбина Фархуллаевна
Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.
Слайд 2
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование системно - деятельностного подхода, который формирует умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать у дошкольников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Публикация «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода» размещена в разделах
Слайд 3
Научив ребенка – дошкольника самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения, педагог тем самым помогает ему быть успешным в школе, повышает его компетентность. А компетентность – это знание в действии.
Слайд 4
Особую роль ФГОС ДО отводят игре. Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания.
Слайд 5
Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сенситивный период для развития многих психических процессов.
Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.
Слайд 6
Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством развивающих игр Никитина, Кюизенера.
Использование развивающих игр Никитина, Кюизенера позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.
Слайд 7,8
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества.
• Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
Слайд 9
Одним из эффективных средств для интеллектуального развития детей является дидактический материал, разработанный бельгийским математиком
Х. Кюизенером - цветные палочки
Он предназначен для обучения математике детей разного возраста и используется педагогами многих стран. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.
Слайд10
Комплект палочек Кюизенера выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разных цветов. Наименьшая палочка в наборе является кубиком - эта единица - белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является числом два. Голубой палочке, т. е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. д. по всем цветам.
Слайд 11
Близкие по цвету палочки объединяются в одно семейство. Подбор палочек в одно семейство не случаен, а связан с величиной.
Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий.
Слайд 12
На первом этапе дети знакомятся с палочками: строят лестницы разных размеров, что сопровождается рассматриванием палочек и изучением их особенностей. Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине.
Слайд 13
Дети выполняют задания по образцу и постепенно переходят к самостоятельному творческому моделированию и конструированию.
Слайд 14
В процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, человека и т. д.) с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление. Без этих качеств немыслима деятельность человека любой профессии.
Слайд 15
На втором этапе палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех "единиц" (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел.
Слайд16
Если говорить о возможных вариантах использования палочек Кюизенера, то они многообразны: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой-меркой разных палочек и т. д.
Слайд 17,18
Это пособие способствует развитию творчества, воображения, мышлении, фантазии, наглядно- действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания, конструкторских способностей.
Слайд 19, 20
Занятия облегчаются специальными пособиями с яркими рисунками. По изображению ребенок выкладывает палочки как мозаику и у него получается объемная картинка.
Игры с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Слайд 21
Замечательный двигатель в развитии ребёнка это "Кубики Никитина"- широко известная развивающие игры.
Слайд 22
Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.
Слайд 23
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе собственной деятельности.
Таким образом игровая деятельность, выступают как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Поэтому важен системно-деятельностный подход в дошкольном образовании. Системно-деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике.
.