Людмила Симановская
Приложение к работе «Знакомство старших дошкольников с лекарственными травами Сахалина через проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 1
План работы :
№ п\п Мероприятия. Ответственные, сроки
1. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Ознакомление старших дошкольников с лекарственными травами Сахалина»». Воспитатели, апрель
2. Сбор литературы о лекарственных травах : стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки, картинки. Воспитатели, родители, апрель - май
Публикация «Приложение к работе „Знакомство старших дошкольников с лекарственными травами Сахалина через проектную деятельность“» размещена в разделах
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Проекты
- Сахалинская область
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
3. Приобретение необходимого оборудования. Родительский комитет группы, май
4. Разбивка мини-огорода лекарственных трав. Воспитатели, дети, июнь
5. Посадка семян и рассады. Воспитатели, дети, июнь
6. Изготовление табличек-указателей с названиями растений. Воспитатели, июнь
7. Опытно-экспериментальная деятельность : «Строение растений», «Условия необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений» Воспитатели, июнь - март
8. Ведение дневника наблюдений. Воспитатели. В течение всего проекта
9. Проведение экскурсий. Воспитатели. В течение всего проекта
10. НОД с детьми. Воспитатели, сентябрь - март
11. Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных травах. Воспитатели, родители. В течение всего проекта
12. Оформление гербария лекарственных трав Сахалина. Воспитатели, родители, июль-октябрь
13. Проведение дидактических игр. Воспитатели. В течение всего проекта
14. Выпуск плаката о лекарственных травах Сахалина. Воспитатели, родители, февраль
15. Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о травах. Воспитатели. В течение всего проекта
16. Оформление сборника «Мамины рецепты». Родители, март
17. Выставка детских работ «Зеленая аптека». Воспитатели, апрель
18. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети с родителями). Воспитатели, апрель
19. Родительское собрание «Подведение итогов реализации проекта». Воспитатели, май
Приложение 2
Образовательная деятельность художественное творчество:
Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе родного края, желание изобразить лекарственные травы Сахалина, используя полученные ранее умения; развивать мелкую моторику рук.
Рисование:
1. «Наши друзья – лекарственные растения».
2. Выставка рисунков «Волшебные растения».
3. Декоративное рисование «Цветочная дорожка».
4. Портрет «Растение улыбается».
Аппликация:
1. Коллективная работа «Полянка одуванчиков».
2. «Домики для семян».
3. «Мое любимое лекарственное растение».
Лепка:
1. «Цветок – это чудо».
2. Коллективная работа «Лекарственных трав хоровод»
3. «Полезная травка»
Чтение художественной литературой:
Цель: Ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.
1. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок о лекарственных растениях.
2. В. Бианки «О травах».
3. Р. А. Кудашева «Песенка долгой жизни».
4. Б. Заходер «Дождик и зернышко»,
Образовательная деятельность познание
Экологическое воспитание:
1. «Лекарственное растение рядом»
Цель: Выявить знания детей о лекарственных травах Сахалина. Развивать интерес к изучению родного края, речь, умение делать выводы. Воспитывать чувство гордости за природу родного края, бережного отношения к ней.
2. «Ромашка – лекарственное растение»
Цель: дать детям понятие о свойствах лекарственной травы «Ромашка». Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений. Формировать умение и желание активно защищать и любить природу.
3. «Старый подорожник»
Цель: Дать детям понятие о свойствах лекарственной травы «Подорожник». Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений. Формировать умение и желание активно защищать и любить природу. Вспомнить и закрепить знания детей о лекарственных растениях.
4. «Одуванчик – лекарь»
Цель: Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным травам. Закрепить знания о строении и назначении одуванчика. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Развивать наблюдательность, речь ребенка.
5. «Наши друзья – лекарственные растения»
Цель: Познакомить детей с лекарственными травами родного края, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора. Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы Сахалина.
6. «Лекарственные растения нашего региона».
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к родной природе, совершенствовать знания о лекарственных травах родного края, развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.
7. «В гостях у Старичка-Лесовичка».
Цель: Уточнить и расширить представления детей о лекарственных травах. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Уточнить представление детей о правилах сбора и сушки лекарственных трав.
Беседы:
1. «Лекарственные травы»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные растения, гербарий лекарственных растений нашего района, чайник, стаканы, пакетики с лекарственными растениями, горячая вода.
Практическая деятельность на занятии : наблюдение, рассматривание, приготовление травяных лекарственных напитков.
2. «Травы, которые лечат»
Цель: Продолжать знакомить детей с разнообразием трав; ввести в словарный запас понятие “целебные травы”; знакомить с местами их произрастания; воспитывать бережное отношение к природе, развивать мышление.
Приложение 3
Дидактические игры:
1. «Найди по описанию»
Цель: Закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Правила: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.
2. «Узнай по запаху»
Цель: Упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки.
Правила: Дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху определяют, какое растение находится в мешочке.
3. «Доктор Айболит»
Цель: Найти карточки с изображением болезни, которую можно вылечить одним из предложенных лекарственных растений. Закреплять названия лекарственных растений.
Правила: Ребенок в роли Доктора Айболита. На столе перед доктором Айболитом разложены лекарственные растения. Воспитатель показывает ему (доктору Айболиту) картинку с изображением животного или человека с симптомами какой-либо болезни (кашель, рана, температура, зубная боль и т. д.). Ребенок ищет карточку с изображением лекарственного растения и рассказывает, как с его помощью можно вылечиться.
4. «От какого растения часть?»
Цель: Упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению.
Материал: разные виды лекарственных трав (мята, подорожник, ромашка, мать-и-мачеха и др, картинки с отдельными частями лекарственных растений (стебель, корень, листья).
5. «Чудесный мешочек»
Цель: Узнать лекарственное растение по запаху, выделить и назвать характерные признаки растения, найти его на карточке-картинке или в гербарии.
Правила: В мешочек заглядывать нельзя! Сначала нужно понюхать, потом описать растение, спрятанное в чудесном мешочке, а затем найти его на карточке-картинке. Найти картинку может и другой участник игры.
Ход игры: Воспитатель выставляет на стол мешочки, заполненные сухими лекарственными растениями. Рядом раскладывает карточки-картинки с их изображением. Один из играющих берет один из понравившихся мешочков, нюхает, затем описывает лекарственное растение, по его мнению, находящееся там, ищет картинку с изображением этого растения. После этого проверяют, правильно ли определил ребенок растение, заглянув в мешочек.
6. «Приготовь лекарство»
Цель: Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства, и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе, формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.
Материал: гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; "посуда" для отваров и настоев.
Правила игры заключены в задании: Кто правильно все сделает, то и выиграл.
Ход игры:
Воспитатель: Давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами - это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.
Задание дают ребенку или группе детей (двум - трем) :
- выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т. д. :
- отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);
- подбери "посуду" для приготовления лекарства;
- расскажи о своем лекарстве.
7. «Найди о чем расскажу»
Цель: Найти лекарственное растение по перечисленным признакам. Можно применять загадки, стихотворения.
Правила: Воспитатель описывает растение или загадывает загадку ребенку. Ребенок находит описанное растение на картинке или в гербарии.
Материал: карточки-картинки с изображением лекарственных растений; гербарий лекарственных растений.
8. Юные художники
Цель: Уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.
Правила: Нарисовать портрет растения.
Материал: любые изобразительные материалы.
Ход игры: «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.
Приложение 4
Конспект образовательной деятельности
по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе.
«Лекарственные растения»
Образовательная область: познание, коммуникация.
Цель: уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях родного края.
Задачи: Образовательные:
Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;
Познакомить детей с целебными кустарниками;
Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений;
Обогащать и активизировать словарь детей по теме названиями лекарственных растений, способами их использования (травник, лекарственные, отвар, настойка);
Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, доказательную речь;
Развивать познавательный интерес к природе родного края;
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их;
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав, аптечные упаковки с травами, сборами для создания соответствующей обстановки, схема правил сбора лекарственных трав, мяч, чайник для заваривания чая.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций лекарственных трав; беседы о лекарственных травах и их использовании; подготовка выставки аптечных упаковок с травами, каплями, настойками совместно с родителями; подготовка альбома «Лекарственные травы Сахалина» для детей; составление с детьми схемы правил сбора и использования лекарственных растений.
Ход занятия:
Начало на коврике, все сидят полукругом.
1. Воспитатель загадывает детям загадку:
Есть растения такие,
Они вовсе не простые.
Если что-то заболит –
Эта травка исцелит!
( дети: лекарственные растения)
Догадались, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать? ( дети: о лекарственных растениях)
Воспитатель: Правильно. Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники». Как вы думаете, что это такое? ( Дети: туда складывали травы.) Нет, дети. «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях : как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. У нас тоже есть такие книги, теперь их называют справочник, а раньше называли «Травник» (Воспитатель показывает современные книги – справочники. Повтор слова «Травник» индивидуально 2-3детьми.)
Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Мяч лови - бросай, на вопросы отвечай!» (Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям). Вопросы:
- Что такое лекарственное травы? (Травы, которые лечат разные болезни)
- Для чего используют лекарственные травы? (Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст)
- В какую погоду собирают лекарственные травы? (В сухую, солнечную погоду)
- Почему подорожник так назвали? (Потому что он растет вдоль дорог.)
- Можно ли собирать лекарственные травы вблизи дорог, около домов? Почему? (Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно)
- Где можно собирать лекарственные травы? (Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках)
- Почему растение мать – и – мачеха так назвали? (Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.)
- Что делают из лекарственных трав? (Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло)
2. Воспитатель: Есть много трав полезных на земле страны родной. Могут справиться с болезнью ромашка, мята, крапива, подорожник, зверобой.
Вы хорошо отвечали на мои вопросы. А сейчас мы с вами соберем «Травник». Я буду вам загадывать загадки о лекарственных травах, вы - находите картинку отгадку и рассказываете, что и как лечит это растение. Картинки находятся в разных местах группы. Будьте внимательны! (Воспитатель загадывает загадки, дети находят, приносят и ставят на мольберт, рассказывают об этом растении).
1. Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки,
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг, лечит раны ног и рук (подорожник)
Подорожник люди используют для заживления ран. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдет. Отвар подорожника пьют при болезнях желудка.
2. В поле сестрички стоят, желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички - белые реснички (ромашки)
Отваром ромашки полощут горло при ангине, пьют отвар при кашле и температуре, купают малышей в воде с отваром ромашки, ополаскивают волосы, чтобы они были здоровые, блестящие, красивые. Делают крема для лица и рук, добавляют в зубную пасту.
3. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший …. (одуванчик)
Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Из свежих зеленых листьев весной делают полезный салат. А из желтых цветов варят варенье.
4. Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит.
Не огонь, а жжется! (крапива)
Листья крапивы даже останавливают кровь. Из крапивы варят щи, делают отвар, сушат веники. Щи придают силы, здоровье и бодрость. Отвар используют при простуде от кашля, им ополаскивают волосы, умываются или купаются при болезнях кожи. Крапиву добавляют в крема, шампуни, ополаскиватели для волос.
5. Спроси телёнка и барашка – цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет (клевер)
Клевер - красивое, ароматное растение. Его любят и дети, и пчелы. Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Поможет при простуде. Смягчает кожу. Используют в косметологии для приготовления кремов, мыла, шампуней.
7. Я на луг с утра пошёл, Травку нужную нашёл :
Мелкий, жёлтенький цветок Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой. Что же это? – (зверобой).
Отвар используют при заболеваниях кожи, в нем купают малышей. Настойкой удаляют бородавки на коже, пьют для очистки организма. Используют для приготовления шампуней, мыла
9. Травка очень душиста, ароматные листья.
Поскорей собирай и заваривай чай!
А найдёшь возле хаты, называется – (мята).
Полезен, приятен и ароматен чай, конечно, не с ватой, а с … мятой
Настой - при тошноте, болеутоляющее при невралгических болях. Добавляют в зубные пасты, жевательные резинки, в шампуни, капли в нос и успокоительные. Заваривают в чай.
Воспитатель: Там еще остались картинки. Какие растения еще вы узнали? Принесите карточки. (Дети приносят карточки с изображением знакомых трав : мать-и-мачеха, тысячелистник.)
Тысячелистник- Настой улучшает кровь, отвар используют для возбуждения аппетита. Хорошо заживляет раны. Можно заваривать в чай хоть каждый день. Используют в косметологии.
Мать – и – мачеха - Применяется при заболеваниях дыхательных органов, катаре верхних дыхательных путей, воспалении легких, бронхиальной астме, ангине. При выпадении волос – 3 раза в неделю мыть голову отваром.
3. Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот у нас с вами и получился травник с картинками и описанием, как растение используют.
Давайте теперь немножко поиграем. Представьте себе, что мы с вами сейчас- лепестки одного цветка, который сначала бывает желтым, а потом превращается в белый. Догадались, что это за цветок? ( Дети: одуванчик)
Физминутка «Белый одуванчик»
Белый одуванчик на солнышке блестит
И легкою пушинкой по воздуху летит.
(Дети стоят в узком кругу, спиной к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки разлетаются по группе, затем собираются вместе.
4. Воспитатель: У меня есть пакетики с лекарственными травами. Давайте заварим витаминный чай (Воспитатель с помощью детей заваривают чай). Такой чай называют фиточай. Пока наш фиточай заваривается, скажите, пожалуйста, какие лекарственные травы вы будете заготавливать летом? (Дети называют запомнившиеся травы). Хорошо. Ну а теперь давайте угощаться витаминным фиточаем (воспитатель разливает детям и гостям чай.)