Лидия Родионова
Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, окружающий ребёнка, - эта, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детскою разума.
В. Сухомлинский
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Поиск путей гармоничного взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества и, как следствие, — к формированию теории и практики экологического образования.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева и др.). Суть нового направления заключается в следующем.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнаёт, что у всего живого, в том числе у человека, есть определённые потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое находится рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребё нка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций : красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.
Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребёнка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период у ребё нка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определённых жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребёнка.
Перед педагогом встаёт задача поиска такой формы детской активности, которая поддерживала бы детскую инициативу и реа-лизовывала бы её в социально значимых формах. Такой формой детской активности является проектная деятельность.
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребёнок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной — все действия ребёнок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.
Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать», — писал Песталоцци. В проектной деятельности ребёнок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребёнка к постоянному углублению в проблему.
Руководство проектной деятельностью ведёт к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребёнку приобретать универсальные культурные способы действий (умения, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:
практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
нежёсткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нём.
Проектная деятельность включает в себя :
задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
целенаправленную детскую деятельность;
формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может иметь познавательно-исследовательский, игровой и творческий характер. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).
Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно раз-виваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду :
погружение в проект;
организация деятельности;
осуществление деятельности;
презентация результатов.
Новая форма работы закономерно влечёт за собой изменение позиции воспитателя. Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребёнка, как:
переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы;
педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдёт погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.
В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.
Экологический проект — это, прежде всего, решение определённых задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным. Он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. По методике экологического проекта может рабо-тать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным и парциальным программам экологического направления.
В проекте могут участвовать дети младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выби-рает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети младшего и среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объём работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объём исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители. Как показывает опыт, большинство из них оказывают педагогам помощь, исследуя выбранную проблему вместе с детьми, что делает работу над проектом более плодотворной и качественной.
Не стоит забывать и о том, что, начиная работу над экологическим проектом, желательно обогатить предметную эколого-развивающую среду в группе. Например, создать уголок природы, содержащий зону цветов, с необходимыми видами комнатных растений; мини-лабораторию, способствующую развитию у детей познавательной активности; коллекцию семян фруктовых деревьев и кустарников, овощных культур; библиотеку с красочными книгами для расширения экологических знаний и кругозора дошкольника; игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию, и многое другое.
Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного экологического воспитания дошкольников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, такое же внимание должно отводиться экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры.
Литература:
Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду. - М. : Мозаика-синтез, 2009.
Веракса А. Н., Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-синтез, 2010.
Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно - методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2012. - 144 с.
Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду // Учитель. - Волгоград, 2009.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М. : Просвещение, 2002. - 144 с.