Татьяна Катаева
Самоанализ работы по самообразованию «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность»
За 2016-2017 учебный год.
С сентября 2015 по май 2017 года работала над темой «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность».
Цель работы : создать педагогические условия для воспитания патриотических чувств у дошкольников, разрабатывая и реализовывая проекты
Публикация «Самоанализ работы по самообразованию „Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Самоанализ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Они призваны сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству.
В последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям. У людей поменялось отношение к Родине. Раньше мы гораздо чаще слышали и пели сами гимны своей стране, а сегодня о ней часто говорят негативно. Трудности в переходном периоде являются как раз причиной приостановки патриотического воспитания. Что бы ни менялось в обществе, воспитание нежных чувств к своей стране у подрастающего поколения, гордости за нее, необходимо во все времена. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну,село, нам следует показать ее с привлекательной стороны.
Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Поэтому задача педагогов:
• Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, селу;
• Формирование бережного отношения живой и неживой природе;
• Воспитание уважения к чужому и своему труду;
• Развитие интереса к русским традициям;
• Расширение имеющихся представлений о своем селе;
• Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн);
• Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны;
Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ : в играх, в труде, в быту, в образовательной и совместной деятельности детей и воспитателей.
Воспитание патриотических чувств - это длительный, сложный, непрерывный процесс, который подразумевает корректировку существующих разработок мероприятий на дальнейших этапах работы в зависимости от полученных результатов.
Работая над проблемой воспитания патриотических чувств у дошкольников разработала и реализовала проекты : «Мы живём в России», «Этот день Победы», «Этот праздник большой День Победы», «23 февраля- день защитника Отечества»
(приложение 1)
В 2016-17 учебном году для воспитания патриотических чувств у детей подготовительной группы разработала проект «Я часть России»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, стране, природе, на основе природных особенностей родного края и страны.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
• формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;
• формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта : тематический
Срок проекта : долгосрочный
Участники проекта : педагоги, дети подготовительной группы, родители
(приложение 2)
Начала свою работу с изучения методической и художественной литературы.
(приложение 3)
Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».
Уровни патриотической воспитанности дошкольников
(приложение 4)
Разработала систему и последовательность работы по патриотическому воспитанию. Составила тематический план работы.
(приложение 5)
Провела цикл занятий, праздники :«День знаний», «Колядки», «Масленица», «Любимые телепередачи», спортивное развлечение для мам «Наши мамы лучше всех» и др.
Приняла участие в педагогическом совете с анализом открытого спортивного развлечения «Зимние Олимпийские игры»
С материалами своей работы в мае 2017 года участвовала во всероссийском конкурсе «Салют победного Мая», заняла первое место в номинации «Этих дней не смолкнет слава» (приложение 6)
(приложение 6)
В процессе работы над проектом дети, родители и педагоги стали его активными участниками.
Педагоги разработали и провели различные занятия, беседы. Праздники и т. д. Следую плану, привлекали родителей.
Родители стали понимать важность воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Активно участвовали в подготовке и проведении мероприятий.
Дети в результате стали проявлять интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного села. Имеют представления о природных богатствах края. Проявляют интерес к стране в которой живут. Выражают положительное отношение к миру, дружбе, ко всему живому.
В результате итогового мониторинга показали положительные результаты. Уровень низких и средних показателей снизился на10 и 5% соответственно, высокий увеличился на 15%.
Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает :
Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты.
На НОД по патриотическому воспитанию ребенок стал более внимательным. Он с интересом слушает рассказы о Родине, задает много дополнительных интересующих их вопросов.
С удовольствием рассказывают о семье, традициях, о родном селе.
Хорошо знает свои имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.
Проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.
Интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.
Проявляет интерес к селу, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях сельской жизни.
Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.
Проявляет познавательный интерес к социальным явлениям, к жизни людей в родной стране, других странах, к многообразию народов мира.
Уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью.
Заключение.
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Использование проектного метода в системе патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта :
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме. Планирую обобщить опыт по патриотическому воспитанию дошкольников; пополнять предметно-развивающую среду в группе.
Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Глядя на них, я уверена, что мне это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.