Елена Горячевская
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
«Знание только тогда знание, когда
оно обретено усилиями своей
мысли, а не памятью»
Л. Н. Толстой
Публикация «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» размещена в разделах
Острота проблемы воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении не ослабевала никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.
На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания в ФГОС ДО является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Современная система дошкольного образования ориентирована на полноценное развитие личности каждого ребенка. Перед педагогами ставится задача воспитания личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.
Одним из эффективных средств решения данной задачи является метод проектной деятельности.
Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Дошкольный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности детей, однако начинать вовлекать дошкольников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в дошкольном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проекта, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности и значительной части дошкольников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.
Представляю вашему вниманию свой
проект в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел».
Тип проекта: информационно практико-ориентированный и творческий
Вид проекта: групповой
Время реализации:
среднесрочный (6 недель)
Участники проекта:
дети группы,
родители,
воспитатель
Актуальность:
Поколение, растущее в тепле и заботе, не
знающее ни войны, ни голода; не знает
настоящую цену хлеба.
Основным продуктом питания, поддерживающим
жизнедеятельность человека является хлеб. «Наг
поле перейдет, а голоден ни с места».
На Руси хлеб всегда пользовался почетом и
уважением:
«Не напрасно народ с давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет самой первой святыней.
Золотые слова забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" – в поле,
в доме,
в державе.»
Цель:
Формировать целостное представление о процессе производства хлеба и профессиях людей, участвующих в производстве хлебобулочных изделий, приобщить детей к истории страны, к истории русского народа.
Задачи:
Вызвать и поддерживать интерес к изучению темы о пути
попадания хлеба на стол;
Приобщать детей к культурным традициям русского народа через
знакомство со старинными русскими обычаями и обрядами;
Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и
названиями;
Развивать коммуникативные навыки: связную монологическую и
диалогическую речь;
Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных
хлебу, разучить стихи и песни о хлебе;
Систематизировать знания о сельскохозяйственных профессиях,
прививая уважение к чужому труду;
Познакомить со старинной и современной сельскохозяйственной
техникой, выявить различия и преимущества;
Совершенствовать экспериментально-исследовательскую
деятельность детей, поддерживая их естественную
любознательность
Формы и методы взаимодействия с детьми:
• чтение с обсуждением, инсценировка сюжетов прочитанных произведений
• народные игры
• просмотр мультфильмов, образовательных передач и
• презентаций с последующим обсуждением
• наблюдение и экскурсия
• разучивание стихов и пение песен о хлебе
• ИЗО (лепка из соленого теста, пластилина, аппликация,
рисование)
• исследование и экспериментирование
Формы и методы сотрудничества с родителями:
• проведение опросов, анкетирование
• индивидуальные консультации и беседы
• родительское собрание
• сообщения познавательно-информационной направленности для родительского уголка
• мастер-класс от родителей
• подготовка презентации-сообщения по теме
• совместная трудовая деятельность с детьми (выпечка хлебобулочного изделия по семейному рецепту)
• совместное развлечение «Хлеб – всему голова!»
I этап: подготовка проекта
Введение в тему методом трех вопросов.
Что знаю? Что хочу знать? Как узнать?
Хлеб едят каждый день Почему хлеб является основным продуктом питания Прочитать в энциклопедии
Есть белый, а есть ржаной Почему у хлеба разные цвет и вкус Посмотреть в интернете
Булки покупают в магазине Как и откуда хлеб попадает в магазин Спросить у мамы
Привозит хлеб хлебная машина Где и как делают хлеб Спросить у шофера
Хлеб полезный Какие витамины содержатся в хлебе Прочитать в книге или посмотреть передачу про здоровье
Хлеб вырастает из хлебного зерна Путь от зернышка до каравая Взять книгу в библиотеке и прочитать
Бабушка из муки печет пироги Где и как пекут хлеб Спросить у бабушки
Хлеб делают тетеньки в деревне Какие профессии нужны, чтобы получить хлеб Спросить у папы
II этап: Реализация проекта
Игровая деятельность – знакомство с народными играми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры
Познавательно-исследовательская деятельность — поиск информации, экспериментирование
Коммуникативная деятельность —общение со сверстниками и со взрослыми
Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение (слушание); обсуждение (рассуждение); рассказывание (пересказывание, декламация; разучивание; ситуативный разговор
Музыкальная деятельность — слушание музыкальных произведений, знакомство с авторами и исполнителями песен, разучивание и пение песен
Изобразительная деятельность — лепка, аппликация и рисование
III этап: Презентация проекта
Результат этого проекта:
1. Познакомились с этапами выращивания и производства хлеба
2. Пополнили активный словарь
3. Провели экскурс в историю жизни русского народа
4. Познакомились с видами древней и современной сельскохозяйственной техники
5. Разучили стихи и песни о хлебе
6. Прочли произведения различных авторов о хлебе
7. Научились замешивать пресное тесто и делать из него булочки
8. Познакомились с профессиями комбайнера, тракториста, агронома, пекаря
9. Получили опыт доклада по теме с опорой на презентацию
10. Разучили народные игры: «Как у наших у ворот», «А мы просо сеяли», «Мельница»
11. Создали электронную папку презентаций по теме «Хлеб»
Участие в проектной деятельности для детей является способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
К сожалению, метод проектирования в настоящее время не часто используется педагогами-практиками. Этому способствует ряд причин:
- низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
- нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
- недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;
- низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т. д.
Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. (Е. С. Евдокимова)
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.