Виктория Ридецкая
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
В. А. Сухомлинский.
Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала.
Публикация «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» размещена в разделах
Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе освоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах.
Познавательная активность личности :
• состояние человека, которое характеризуется стремлением к учению, волевым напряжением умственных усилий в процессе овладения знаниями (И. Ф. Харламов);
• готовность и стремление к энергичному освоению знаний (Н. А. Половникова);
•проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания (Л. Аристова).
Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л. И. Божович, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, В. С.
Все это и обусловило актуальность темы.
Цель – развивать познавательную активность детей дошкольного возраста через проектную деятельность
Задачи:
- обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие детей.
- развивать психические процессы как основу учебно – познавательной деятельности (восприятие, воображение, память, мышление).
- активизировать познавательные интересы, развивать творческие способности в мыслительной и практической деятельности.
- формировать знания, умения и навыки в процессе разных видов деятельности.
- развивать речь, формировать математическое и конструктивное мышление.
Одним из перспективных методов, способствующих увеличению познавательной активности дошкольника является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Опыт моей педагогической деятельности подтверждает, что в тех случаях, когда дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому обучение и воспитание начинаю не с передачи “готовых” знаний и навыков, а с постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается познавательная активность, формируются творческие способности.
Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом «Защитники отечества», в книжном уголке можно поставить яркие книги — энциклопедии для детей с видами военной техники, книги, описывающие подвиги людей, альбом с фотографиями пап, служивших в армии. Для обогащения знаний детей по теме проводятся беседы и занятия. В игровом уголке создать условия для сюжетно-ролевых игр «Моряки», «Мы - солдаты». С помощью родителей собрать коллекцию военной техники и солдатиков. Так же важной частью проекта является посещение музея боевой славы в МОУ СОШ № 3.
Проекты, реализованные нами в ходе работы, имели различную тематику. Особенно детям понравились в старшей группе проекты «Мезенская роспись», в подготовительной группе – «Магазин моей мечты».
Большая роль в проектной деятельности детей принадлежит родителям. Большинство родителей стали активно сотрудничать с детским садом, включаться в различные формы совместной работы, что помогает педагогам решить многие воспитательно-образовательные задачи. Ведь чем больше сплочённых, дружных родителей, тем быстрее формируется детское сообщество в группе
Считаю, что если в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста использовать проектный метод, то это будет способствовать: активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера; разовьёт творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
Список литературы
1. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
2. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М. : АРКТИ, 2003.
3. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1.
4. Голицын В. Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика, 1991. - № 3.