Елена Анопкина
Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Основой вырабатывания у детей экологической ответственности является постепенный процесс накопления и разрешения противоречий между реальным уровнем их отношения к природе, к потенциально возможным уровнем, на достижение которого ориентированы цели экологического образования дошкольника.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах
В условиях реализации ФГОС в структуре основной образовательной программы дошкольного образования, мы, педагоги, очень много вопросов, главный из которых – "с чего начать?". Прежде всего, стоит рассмотреть технологии разработки комплексной программы детского сада, которая определит организацию образовательного процесса. Использование педагогических инноваций, технологий дают возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из самых эффективных стала технология проектной деятельности. В настоящее время в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования тема актуальна. Экологический проект является одной из ведущих проектных практик; методика формирования познавательной сферы дошкольного образования в области экологии.
Именно поэтому в этом учебном году в нашем детском саду № 28 "Ладушки" внедрен экологический проект "ЭКОлята – наше будущее"
Главной целью нашего проекта является развитие развитой, творческой личности ребенка, которое определяется целями и задачами исследовательской деятельности детей :
-Развитие самосознания ребенка как части природы;
- Создание экологически правильной среды на территории ДОУ для внедрения приоритетных направлений
-Ознакомить воспитанников с явлениями природы, методами сохранения и воссоздания окружающего мира;
-Разработка идей об опасном характере человеческого действия;
- Создание оптимальных условий для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста и учесть это в практику через действия, развлечения, игры, используя нестандартные решения в проблемных ситуациях.
-Способствовать формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края;
-Привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Инновационный потенциал проекта : основным фактом, обеспечивающие эффективность образовательного процесса является взаимодействие с родителями, личное участие детей и родителей в жизни детского сада. Инновации в нашем ДОУ с № 28 «Ладушки» реализуется через тематические проекты, которые направлены на работу педагога с детьми по основным разделам программы воспитания и обучения в детском саду.
Участники проекта : дети 6-7 лет, педагогические работники МБДОУ Д/с № 28, родители учащихся.
Тип проекта : практико-ориентированные исследования.
Этапы проведения проекта :
Аналитическая и подготовительная работа :
1. Диагностика для определения экологического воспитания детей.
2. Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно-развивающей среды;
3. Определение цели;
4. Планирование будущей деятельности, направленной на реализацию проекта.
5. Повышение собственных профессиональных компетенций
Организационный и содержательный :
1. Набор событий;
2. Взаимодействие с родителями.
Окончательный и диагностический
1. Итоговый мониторинг усвоения программных задач по экологическому воспитанию.
2. Праздник «Эколята – молодые защитники природы»
Ожидаемый результат:
-Повышение уровня знаний детей об экологии.
-Полученные детьми знания и навыки дадут возможность грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности, повышения коммуникативной заинтересованности.
-Повышение экологической культуры родителей, вы поймете необходимость экологического воспитания детей.
-Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с родителями.
Формы работы по проекту :
-Наблюдения, беседы и экологические экскурсии по природной тропе на территории ДОУ.
- Образовательная деятельность, включение экологических вопросов во все виды деятельности.
-Создание слайд-шоу и презентаций по охране природы;
-Информативное чтение, просмотр книг, картин, телепередач, содержание природы, что бы производить новые, уточняющие существующие знания о природе.
-Взаимодействие с Станцией Юнатов;
- Производственная деятельность; создание экологических проектов и ООД; детское творчество на основе впечатлений, полученных от природы или человеческой деятельности
- Эксперименты и эксперименты в DOE-практические образовательные мероприятия с объектами природы;
-Речевая деятельность (вопросы, участие в беседе, обмен информацией, опытом.
-Вопрос Экологических сказок для детей совместно с родителями учеников;
- Экологические, открытые, развивающие игры, игры-путешествия;
-Эколого-познавательной акции и праздники в ДОУ.
Продолжительность проекта : 1 год.
Мероприятия для проведения:
-Родительско-детский конкурс "Ремесла из отходов".
-Акция "посади дерево" с участием педагогов, дошкольников и родителей;
-Открытие ООД по экспериментальной деятельности и экологическому просвещению. ;
-Презентация проектов дидактических игр по экологии;
-Конкурс экологических сказок с иллюстрациями с участием учащихся и родителей;
-Конкурс "Краски скверов и парков Старого Оскола", создание красочных альбомов с участием учащихся и родителей;
-Конкурс "Фоторамка своими руками" из бросового материала, посвященная Международному дню 8 Марта;
-Конкурс "Лучшая ролевая игра своими руками", с участием воспитателей и родителей учащихся;
-"Цветочная фантазия" путем посадки летних участков и детского сада с участием педагогов, детей и родителей;
-Организация контейнеров для раздельного сбора отходов: бумажные и бытовые отходы;
-Праздничное развлечение "день Земли";
-"Сдай макулатуру - спаси дерево" с участием педагогов, учащихся, родителей и заинтересованной общественности с помощью СМИ;
-Развлечение «аЭколята - молодые защитники природы".
Экологическая акция стала доброй традицией в нашем детском саду. Я хочу верить, что наши ЭКОлята, когда вырастут, сохранят любовь к естественному миру.
Результатом проекта" ЭКОлята- наше будущее " стала организация интересной, содержательной, социально значимой, практической и экологической деятельности детей в части развития личности, возрастных характеристик, личного практического вклада в охрану природы.
В ходе реализации проекта "ЭКОлята - наше будущее" были получены следующие результаты:
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети овладели отношениями в природе, стали больше и ухаживать за ней, животными, птицами, насекомыми;
- интерес к явлениям и объектам природы;
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проект по экологии значимый и очень продуктивный. Он позволяет дошкольнику экспериментировать, закреплять полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Экологический проект позволяет определить и поставить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными направлениями развития. Посредством проектной деятельности выходят на новую ступень отношения между родителями и их детьми. Ребенок становится интересен родителям, вызывает к себе достойное внимание, поскольку выдвигает различные идеи, открывая новое в обычных ситуациях.
Работа над проектом была довольно эффективна, действенна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.