Ниоле Савицкайте
«Развитие сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» через проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Практико-значимая работа
«Развитие сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» через проектную деятельность»
САВИЦКАЙТЕ Ниоле Витауто
слушателя курса «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО
в условиях реализации ФГОС ДО»,
воспитателя МДОУ д/с № 38
г. Подольска
Ленинский район
2015 г.
Сроки проекта : среднесрочный (сентябрь 2015 – декабрь 2015 гг.)
Публикация «„Развитие сюжетно-ролевой игры „Поликлиника“ через проектную деятельность“» размещена в разделах
- Врач, больница, поликлиника. Сюжетно-ролевые игры
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессия врач, поликлиника, больница. Проекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Участники проекта : воспитанники средней группы МДОУ (4-5 лет, воспитатели, родители.
Актуальность:
Сегодня человечество находится на крутом переломе: обостряются экологические, экономические, политические и социальные проблемы. На первый план выдвигается главная для общества проблема - проблема Детства. Проблемы в обществе порождают и проблемы в образовании как глобальной среде развития личности. Задачами современного образования в этой позиции является создание условий для продуктивного проектирования человеком своей жизни, развития ребенка как свободной, нравственной, духовной, активной личности.
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который призваны изменить. (А. М. Горький) Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Цель проекта
Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»
Задачи проекта
* Обогащение игрового опыта воспитанников;
* Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогов;
* Мотивация детей следовать своей роли, выполнять правила игры;
* Воспитание доброжелательных отношений между детьми, интереса к общему замыслу и согласованию действий;
*Использование предметно-пространственной среды для раскрытия творческих возможностей дошкольника;
* Использование игры в воспитательных целях;
*Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители;
*Учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимые атрибуты для игры;
*Побуждать развивать несложные сюжеты (посещение врача, покупка лекарств в аптеке, посещение родственника в больнице). Регулятивные действия.
Ожидаемые результаты
* Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек и игровых действий;
* Формирование навыков самостоятельной организации игры;
* Формирование творческого подхода к развитию сюжета игры и распределению ролей;
* Обогащение и расширение словарного запаса;
* Развитие диалогической и монологической речи;
* Получение знаний о специалистах, работающих в поликлинике;
* Получение навыков в изменении предметно-пространственной среды в зависимости от сюжета игры.
Работа с родителями
* Анкетирование по теме;
* Наглядная агитация «как играть с детьми»
* Консультации о пользе игры с детьми : «Во что играют ваши дети?», «Когда кончается игра?», «Умеют ли играть родители?»
* Совместная с детьми художественная деятельность на тему : «Добрый доктор Айболит» (оформление выставки);
*Встреча с интересными людьми (медицинские работники);
*Привлечение к созданию костюмов, игровых атрибутов.
Подготовительный этап
*Выявление проблемы (мониторинг игровой среды, наблюдение за игровыми навыками воспитанников, за развитием творческой активности детей и взаимоотношений в коллективе;
Результаты мониторинга
* Большинство детей стремится к главной роли;
* При распределении ролей неизбежны конфликты;
* Ограниченный набор игровых действий;
* Быстрая потеря интереса к исполняемой роли.
* В большинстве случаев сюжет игры предлагается воспитателем, реже - детьми;
* Игровая среда организована правильно;
* Сговор на игру происходит без словесного формулирования цели игры, ограничиваясь распределением ролей;
* Сюжет игры «Поликлиника» представлен несколькими действиями, без самостоятельного творческого развития;
* Ролевые диалоги между детьми ограничиваются несколькими фразами;
* Активное использование в игре игрушек, предметов-заместителей;
Подготовительная работа
- чтение худ. литературы:
Рассказ К. Чуковского «Как я написал сказку «Айболит», сказка-стихотворение К. Чуковского «Айболит», стихи о медицинских работниках, А. Барто «Очки», «Мы с Тамарой», «Ветеринарный врач», О. Емельяновой «Врач», А. Кардашовой «Наш доктор», Е. Силенок «Мишка», Л. Гржибовская «О зубках», загадки про врачей.
- беседы с детьми:
*О профессии врача, медицинской сестры;
*Что надо делать, чтобы здоровье было крепким;
*О пользе свежего воздуха и прогулок;
*Надо ли бояться посещений к врачу?
*Дать первые представления об оказании первой помощи при ушибах, травмах; когда надо обращаться за помощью к взрослым;
*Знакомство с профессией «аптекарь».
- дидактические игры :
«Назови профессии», дидактические карточки, на которых изображены действия врачей разных специальностей и различные варианты игр с карточками, «Если малыш поранился», «Полезная и вредная еда», «Как вырасти здоровым», подвижная игра «Что умеем мы не скажем, что умеем мы покажем».
- продуктивные виды деятельности :
лепка медицинских инструментов, «Баночки с витаминами»;
аппликация «Доктор Пилюлькин», «Шприц и градусник»;
рисование гуашевыми красками «Доктора Айболита», «Коробочки с таблетками»;
оформление панно «Если хочешь быть здоров…»
- экскурсия:
Поход в кабинет врача. Рассматривание медицинских инструментов, устройства измерения роста и электронных весов.
-составление альбома «Поликлиника»
- встреча с интересными людьми:
Мама Лизы Кондрашовой – Виктория Анатольевна - медицинская сестра терапевтического отделения;
Мама Антона Желябина – Елена Валентиновна – врач кардиолог;
Мама Вероники Антюфеевой – Ольга Александровна –медицинская сестра стоматологического отделения;
Мама Алеси Краснобокой – Зоя Валерьевна – медицинская сестра педиатрического отделения;
Бородай Ирина Викторовна – медицинская сестра детского сада.
Основной этап
Систематизация информации (организация игрового пространства.) :
Игра «Поликлиника». Атрибуты: медицинские халаты, шапочки, сумка мед. сестры, чемоданчик доктора с содержимым, талоны к врачу, журнал регистратора, ручка, мебель, ширма, вывеска, телефон.
Игровая деятельность (соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей) : мед. сестра из регистратуры (отвечает на телефонные звонки, выдает талоны пациентам, записывает больных в журнал); пациенты (приходят в регистратуру, берут талоны к врачу); врач (выслушивает пациента, ставит диагноз, назначает лечение, выписывает рецепт); медицинская сестра (смазывает раны, накладывает повязки, дает таблетки, моет мед. инструмент).
Заключительный этап проекта
Участие детей в обсуждении проведенной игры. Предположения о дальнейшем разворачивании сюжета.
Список использованной литературы
1. Программа От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010;
2. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – (Школа развития);
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. (средняя группа). – М. : Мозаика-Синтез, 2014;
4. Фотоматериалы из опыта работы в средней группе № 3 МДОУ № 38 «Искорка» г. Подольска;
5. Дергунова В. А., Харчевникова А. Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет. -М. : Центр педагогического образования, 2012;
6. Шорыгина Т. А. «Трудовые сказки» (Беседы с детьми о труде и профессиях).-М. : ТЦ Сфера, 2014