Светлана Косенко
Приложение к проекту «Занимательная математика». Дидактические игры и пособия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Золотая рыбка»
Приложение к проекту
«Занимательная математика»
по формированию элементарных математических представлений
для детей старшего дошкольного возраста
Разработали
воспитатели МБДОУ №8
Публикация «Приложение к проекту „Занимательная математика“, Дидактические игры и пособия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Пивненко Оксана Анатольевна
Косенко Светлана Георгиевна
г. Приморско-Ахтарск
2017 г.
Дидактическая игра «Рыболовы»
Задачи. Развитие математических представлений, закрепление навыков счёта, умения составлять и решать задачи, сравнивать числа. Развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: карточка с изображением проруби и двух вёдер, рыбка, волк и лиса, кот и собака.
Ход игры:
Воспитатель:
Учит нас она считать
И фигуры узнавать.
Объясняет цифры, знаки,
И задачки как решать!
Знать где лево, а где право
Знать длину и ширину.
Понимать значение: "равный",
"Больше", "меньше", высоту.
Воспитатель: Что же это за наука такая?
Дети: Математика.
Воспитатель:
Математика - точна,
Математика - нужна!
Дети любят всё считать,
Нужно только понимать!
Ребята, предлагаю решить задачи, проверить себя, какие вы внимательные и рассудительные.
Воспитатель: Волк и лиса пошли на рыбалку. Волк поймал 7 рыбок, а лиса на 1 больше. Сколько рыбок поймала лиса?
Дети: Лиса поймала 8 рыбок.
Воспитатель: Кто больше поймал рыб? На сколько?
Дети: Лиса поймала на 1 рыбку больше чем волк.
Воспитатель: Чтобы рыбок стало поровну, что нужно сделать?
Дети: Волку поймать ещё одну рыбку.
Далее дети самостоятельно придумывают и решают задачи с другими персонажами. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, кто больше наберёт фишек
Дидактическая игра «Перелёт» (ознакомление с составом числа 5)
Задачи. Соотнесение числа и цифры, ознакомление с составом числа 5 из двух меньших, совершенствование навыков количественного счёта. Развивать зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику рук.
Оборудование: самолёт с иллюминаторами из горлышек от пластиковых бутылок, крышки от бутылок с мордочками животных.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, необходимо перевезти, зверят из далёкой Африки в новый зоопарк, к доктору Айболиту. Главное условие – самолёт может перевезти столько зверят, какое число на его крыле (5).
Сколько львят, тигрят летят в нашем самолёте?
Дети: 3 львёнка и 2 тигрёнка.
Воспитатель: А всего сколько зверят?
Дети: Всего 5 зверят.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: из каких чисел состоит число 5?
Дети: Из чисел 3 и 2.
Воспитатель: А может ли быть по другому? (рассмотреть все возможные варианты).
Далее проблемные задания на составление числа из двух меньших даются для самостоятельного решения детьми.
Дидактическая игра «Математические цветочки»
Задачи. Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта; закрепление состава числа в пределах 10; развитие сообразительности, логического мышления; закрепление цветов спектра.
Оборудование: разноцветные лепестки с наклеенными цифрами от 1 до 10, серединки цветов с цифрами, цветные кружочки с цифрами от 0 до 10 для добавления к лепесткам, чтобы получилась нужная сумма
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, на нашей волшебной полянке ветер сорвал лепестки с цветов. Необходимо составить цветок так, чтобы их количество соответствовало цифре на кружочке (середине) будущего цветка.
Воспитатель: Ребята, как вы будете выкладывать лепестки?
Дети: Лепестки выложить вокруг серединки по порядку, начиная с 1.
Воспитатель: Затем нужно на каждый лепесток добавить недостающую цифру, чтобы сумма на лепестке составила число, написанное на середине цветочка.
Дети выполняют задание и объясняют порядок действия.
Дидактическое пособие «Театр объёмных фигур»
Задачи. Закрепить представления детей о геометрических фигурах и формах, развивать творческое воображение, развивать артистические навыки детей, воспитывать интерес к театрализованной деятельности.
Оборудование: картонные объёмные фигуры, ширма настольная.
Ход игры:
Воспитатель:
Говорят, что не бывает
В нашем мире волшебства,
А у нас слоны летают
На снегу растет трава!
Шоколадная планета,
Ярко-синий листопад!
Если видите вы это,
Значит, вы пришли в театр!
И пускай всё понарошку
И продлится только час,
Мы за это время сможем
Чудеса создать для вас!
Знают взрослые и дети,
Знают в мире все подряд,
Все волшебное на свете
Называется театр!
- У нас необычный театр – математический. Герои нашего театра – геометрические формы. Как же они называются? Вы узнаете, отгадав загадки.
(воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, появляются объёмные фигуры из-за ширмы).
Воспитатель: Герои есть, а где же наши артисты? Ребята, а вы хотели бы стать артистами? (ответы детей)
Раз, два, три — повернись
И в артиста превратись.
Теперь вы все артисты. Приглашаю вас в удивительный мир театра!
Проигрывание сказки Н. Кошкаровой «В стране геометрии»
Ведущий: Когда-то давным-давно, не в Тридевятом царстве, а в стране Геометрии, жили-были два друга: Куб и Параллелепипед. Они дружили, хотя и были очень разными и внешне, и по характеру. Куб все время ходил с очень важным, напыщенным видом и часто хвастался перед Параллелепипедом.
Куб: Какой я красивый, умный, у меня все грани квадратные, а ребра — гладкие, розовые и одинаковые. А ты, Параллелепипед, посмотри на себя, какой ты весь нескладный.
Ведущий: Параллелепипед очень опечалился, потому что хотел быть похожим на Куб, но у него ничего не получалось.
Однажды они пошли гулять в лес и встретили там встревоженного Человека.
Человек: Как я рад, что встретил вас! Я гулял по лесу и заблудился, никак не могу найти дорогу домой. Может, вы мне поможете?
Куб: (выскакивает вперед и хвастливо говорит). Конечно, только я могу помочь тебе. Я самый умный, самый красивый! Посмотри, какие у меня грани квадратные. Становись на меня, и ты обязательно увидишь свой дом!
Ведущий: А грустный Параллелепипед стоял в сторонке и был очень расстроен тем, что он, как всегда, не у дел. Тем временем Человек забрался на Куб, посмотрел во все стороны, но ничего, кроме верхушек деревьев, не увидел. Тогда он обратился к Параллелепипеду.
Человек: Параллелепипед, может, ты мне поможешь? А то я ничего не вижу.
Ведущий: Параллелепипед с радостью предложил свою помощь. Человек вскарабкался на него и увидел за лесом, за речкой свой дом.
Человек: Спасибо вам, мои дорогие, теперь с вашей помощью я знаю, в какую сторону мне идти. До свидания!
Куб и Параллелепипед (хором): Постой, Человек, мы проводим тебя дальше, вдруг еще понадобится наша помощь.
Ведущий: Шли они, шли, и вдруг на их пути появилась река. Река была не очень широкая, но глубокая, с сильным течением.
Человек остановился в нерешительности.
Человек: Как же мне перебраться на другой берег? Тут раньше был мостик, но, видно, течением его снесло.
Ведущий: Куб и тут выскочил вперед!
Куб: Посмотри, какие у меня ровные, гладкие ребра, какой я сильный! Я лягу между двух берегов, и ты пройдешь по моей грани на другой берег!
Ведущий: Не дождавшись ответа, Куб попытался дотянуться до другого берега и. плюх! Свалился в воду. Мокрого и несчастного достали его из воды. Теперь он уже не выглядел таким самоуверенным.
Параллелепипед: (несмело). Человек, давай я попробую помочь тебе.
Ведущий: Он лег на два берега, и получился отличный мостик. Радости Человека не было предела.
Человек: Спасибо вам, дорогие мои, вы меня очень выручили.
Он попрощался со своими новыми друзьями и отправился домой.
Ведущий: Куб был очень задумчив и печален.
Куб: Наверное, я все сделал неправильно. Прости меня, Параллелепипед, я никогда больше не буду хвастать. Ты тоже очень умный, красивый, а главное, добрый. Давай дружить по-настоящему! А чтобы нам было весело, позовем гостей.
Ведущий: И они написали письмо Пирамиде и Шару: «Дорогие Пирамида и Шар! Приезжайте к нам в гости, вместе нам будет веселее, и мы будем дружно жить!» Шар и Пирамида не заставили себя долго ждать и приехали к ним в гости.
Под веселую музыку на сцену выходят Шар и Пирамида.
Куб: А давайте, все вместе построим дом!
Параллелепипед: Я буду фундаментом!
Куб: Я буду стенами, ведь у меня самые-самые. Ой, простите меня, это я по старой привычке!
Пирамида: А я буду крышей!
Шар: А я буду солнышком! Буду светить ярко, чтобы всем вам было тепло и уютно.
Ведущий: Вскоре в этом доме поселились дети, которым было светло, уютно и так весело, что они часто пели вот такую задорную песенку (запевает песенку).
(Далее дети сами придумывают сказки и проигрывают их).
Дидактическое пособие «Плоскостной геометрический театр - Весёлые фигуры»
Задачи. Развивать воображение, творческое мышление, закрепить знания детей о геометрических фигурах, развивать артистические навыки детей, воспитывать интерес к театрализованной деятельности.
Оборудование: плоские картонные геометрические фигуры, плоскостные предметы: яблони, цветы, чашки, дом, животные (слон, сова, страус, собака, магнитная доска, ширма настольная.
Ход игры:
Воспитатель: (рассказывает и показывает)
В одной волшебной стране под названием Математика, жили геометрические фигуры. Они, очень любили трудиться, и у каждого было любимое дело.
Круг любил, свой яблочный сад, где он выращивал сладкие, сочные яблоки, а по вечерам сидел на веранде и пил чай с яблочным вареньем, он мечтал о том, как было-бы хорошо построить город для зверей сделанных из геометрических фигур.
Рядом с кругом жил Прямоугольник, он очень любил цветы. Каждое утро, поливая цветы, Прямоугольник любовался их красотой, а вечером ходил к Кругу в гости пить чай.
Однажды Круг решил рассказать о своей мечте другу. Прямоугольнику очень понравилась идея, и они рассказали о ней Квадрату и Треугольнику. Все геометрические фигуры решили приступить не медленно к работе. Квадрат и Прямоугольник были хорошими строителями, они строили стены из кирпича, Треугольник строил крыши из черепицы, а круг окошки. Скоро город был построен, осталось только пригласить зверей. Круг вокруг города посадил яблони, а Прямоугольник сделал красивые клумбы с цветами.
В город пришли жить разные звери: слон, сова, страус, собака. Геометрические фигуры и зверюшки подружились, и стали ходить к друг другу в гости.
Воспитатель:
Любимый наш театр
Со сценою-малышкой,
Он сказку открывает
И дружит с детской книжкой.
Весёлые артисты –
Совсем не велики,
И в возрасте артисты –
От пяти и до семи.
Талант они раскроют
До донышка души –
Прекрасные артисты,
Хотя и малыши!
Я рассказала вам сказку Н. Б. Сытовой «Как геометрические фигуры город строили».
А сейчас, ребята, вы станете артистами и расскажете свою сказку.
(Далее дети сами придумывают сказки и проигрывают их).
Дидактическое пособие «Божьи коровки»
Задачи. Закрепить умения считать в пределах 10, соотносить цифру с количеством, воспитывать умение договариваться, развивать внимание.
Оборудование: 10 пар перчаток с аппликацией «божья коровка», на десяти перчатках божьи коровки, на которых прикреплены точки от 1 до 10 и десять перчаток с божьими коровками, на которых цифры от 1 до 10.
Ход игры:
На столе разложены перчатки с божьими коровками.
Воспитатель:
1 задание: Ребята, рассмотрите божьих коровок, сосчитайте точки, найдите перчатки с подходящими цифрами. Дети выполняют задание.
2 задание: Разделитесь на подгруппы. Одна подгруппа надевает на руку перчатку с божьей коровкой, на которой прикреплены точки (от 1 до 10, другая подгруппа перчатку с божьей коровкой, на которой есть цифры от 1 до 10. По сигналу вы должны найти парные божьи коровки. Дети выполняют задание
Дидактическое пособие «Весёлые цифры»
Задачи. Закрепить умение считать, развивать представления о цифрах, развивать артистические навыки детей, воспитывать интерес к театрализованной деятельности.
Оборудование: плоские картонные цифры.
Ход игры:
Воспитатель:
Звенит колокольчик, как песню поет,
Он новую сказку к нам в гости зовет.
И, если тут станет немного потише,
То сказка придет, и ее мы услышим.
Тс-с!
Слышите? Слышите?
(Звучит музыка сначала тихо, потом все громче и громче)
Вот и она!
Но, помните, сказке нужна тишина…
(воспитатель показывает сценку С. Маршака «Весёлый счёт»)
Сказал весёлый круглый ноль
Соседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Воспитатель: Ребята, продолжите дальше эту историю.
(Далее дети сами придумывают сказки и проигрывают их).
Дидактическая игра «Бабочки»
Задачи. Совершенствовать умение классифицировать предметы по свойствам на «жизненном» дидактическом материале; развивать креативное мышление; активизировать вербальные формы познания (умение рассуждать, обосновывать правильность или ошибочность действий, давать характеристику группам).
Оборудование: три полянки, 72 бабочки (трёх цветов; двух размеров; крылья имеют три формы, четыре варианта узоров).
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, необходимо на одну полянку рассадить всех бабочек с треугольным узором, на другую – всех немаленьких, на третью – всех жёлтых.
(Дети выполняют задание)
Определите, какие бабочки окажутся на пересечении двух полянок, трёх полянок.
Дидактическое пособие «Логические задачи»
Задачи. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: карточки с заданиями на каждого ребёнка.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас на столе карточки с заданиями. Внимательно послушайте задание, рассмотрите карточку и дайте ответ.
1. «Лесенка».
Шли по улице Таня и Вова. Вова обогнал Таню. Когда Таня была ещё только на второй ступеньке, Вова был уже между четвёртой и шестой ступеньками. На какой ступеньке был Вова? Поднимались по лестнице дети вверх или спускались вниз? Почему вы так думаете?
2. «Где моё окно?».
Я живу на третьем этаже. Справа от моего окна одно окно, а слева – три окна. Погаси свет в моём окне.
3. «Какую матрёшку потеряла Соня?»
У Сони было три матрёшки, одну она потеряла. Какую матрёшку потеряла Соня, если потерялась та, что выше третьей, но ниже первой?
4. «Кого как зовут?».
Наташа ниже Оли, но выше Марины. Кого как зовут? Как вы догадались?
5. «Нахождение недостающего направления».
Почему вы так думаете?
6. «Разложи по коробкам».
Воспитатель: Ребята, конфеты рассыпались! Давайте разложим их по коробкам.
(На столе разложены карточки с заданием «Найти недостающую фигуру».
Сравнивая первый столбец и второй, вы должны сказать, чего не хватает в третьем столбце и дорисовать.
(дети выполняют задание)
Дидактическая игра «У куклы день рождения»
Задачи:
1. Закрепление знания состава числа «десять».
2. Воспитание навыка сотрудничества в игровой деятельности.
Ход игры
(Раздать детям прямоугольники из картона белого цвета и контейнер с чашками жёлтого и оранжевого цветов и сажаем в центр куклу).
Педагог. У куклы Маши день рождения. Сейчас вы поможете ей накрыть стол для гостей. Их будет десять человек. Поставьте на стол – белый прямоугольник – десять чашек – фишек. Они должны быть двух цветов: жёлтые и оранжевые. Постарайтесь сделать так, чтобы количество чашек одного и другого цветов ни у кого из вас не повторялось. Посмотрим, сколько вариантов у вас получится.
(Дети выполняют задание.)
1-й ребёнок. Я поставил одну оранжевую и девять жёлтых чашек.
2-й ребёнок. А я поставила две оранжевые и восемь жёлтых чашек.
3-й ребёнок. У меня три оранжевые и семь жёлтых чашек.
4-й ребёнок. А у меня четыре оранжевые и шесть жёлтых чашек.
5-й ребёнок. Я поставила пять оранжевых и пять жёлтых чашек.
6-й ребёнок. А я поставила шесть оранжевых и четыре жёлтые чашки.
Педагог. Возможны ли ещё варианты?
1-й ребёнок. Можно поставить семь оранжевых и три жёлтые чашки.
2-й ребёнок. Или восемь оранжевых и две жёлтые чашки.
3-й ребёнок. Есть ещё один вариант: девять оранжевых и одну жёлтую чашку.
Педагог. Есть ещё варианты?
Дети. Больше вариантов нет.
Дидактическая игра «Расставим посуду»
Задачи:
1. Совершенствование умения классифицировать геометрические фигуры по наличию или отсутствию признаков.
2. Актуализация относительных прилагательных круглый, квадратный, овальный, конический, цилиндрический.
3. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности.
Ход игры:
Приглашаем детей к магнитной доске, на которой в свободном порядке размещены плоскостные изображения посуды: цилиндрические стакан и ковш, конические фужер и воронка, круглые тарелка и блюдце, овальные блюдо и ваза для фруктов, квадратные солонка и салфетница.
Предложить детям навести порядок в буфете и расставить посуду по полкам (рядами) в зависимости от её формы, а потом рассказать как расставили посуду.
(Дети выполняют задание, а потом комментируют его).
1-й ребёнок. На нижнюю полку мы поставили стакан и ковш, потому что они похожи по форме на цилиндр.
Педагог. Правильно. Они имеют цилиндрическую форму. Какую форму имеет стакан и ковш.
2-й ребёнок. На следующую полку мы поставили фужер и воронку, потому что они похожи по форме на конус.
Педагог. Верно. Они имеют коническую форму.
Над ними на полке стоят круглые тарелка и блюдце.
3-й ребёнок. Над ними на полке стоят круглые тарелка и блюдце.
4-й ребёнок. На полке над тарелкой и блюдцем стоят овальные блюдо и ваза для фруктов.
5-й ребёнок. А на верхней полке стоят квадратные солонка и салфетница.
Дидактическая игра «Подбери знак»
Задачи:
1. Формирование умения соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором знака действия.
Ход игры:
Раздаём детям карточки со знаками «+» и «-».
Педагог. Я буду показывать вам разные ситуации на магнитной доске. А вы будете показывать знак, с помощью которого можно записать то, что я сделала.
(Помещаем на магнитной доске плоскостные изображения двух стульев, а потом ещё одного стула.)
Педагог. Почему вы показали знак «+»?
Дети. К двум стульям вы добавили ещё один стул, стульев стало больше, поэтому мы показали знак «+».
(Помещаем на магнитной доске семь плоскостных изображений табуретов, потом убираем четыре из них. Дети показывают знак «-».)
Педагог. Почему вы показали знак «-»?
Дети. Было семь табуретов, убрали четыре из них, табуретов стало меньше, поэтому мы поставили знак «-».
(Таким образом игра проводится и далее. Педагог создаёт ситуацию, дети выбирают знак и комментируют выполнение задания).
Дидактическая игра «Будь внимательным»
Задачи:
1. Совершенствование навыка порядкового счёта, ориентировке в пространстве
Ход игры:
Помещаем на магнитной доске изображение Белоснежки и семи разноцветных стульев (жёлтого, фиолетового, зелёного, синего, белого, голубого, красного).
Педагог. Наводя порядок в доме гномов, Белоснежка покрасила их стульчики в разные цвета, что бы каждый из гномов узнавал свой стульчик по цвету. Сосчитайте, сколько всего стульчиков у гномов.
(Дети пересчитывают изображения стульев).
Дети. У гномов всего семь стульчиков.
Педагог. Сосчитайте их по порядку, начиная с жёлтого стульчика (слева направо).
Дети. Первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой.
Педагог. Меняется ли результат, если мы считаем справа налево, а потом слева направо?
Дети. Нет, результат не меняется.
Педагог. Верно. От направления счёта конечный результат не зависит. А меняются ли порядковые номера предметов, если мы считаем сначала слева направо, а потом справа налево?
Дети. Меняются.
Педагог. Приведите пример.
Дети. Например, когда мы считали слева направо, жёлтый стульчик был первым. А когда мы стали считать справа налево, он стал седьмой.
Педагог. Теперь посмотрите, где стоит синий стульчик?
Дети. Синий стульчик стоит между зелёным и белым стульчиком.
Педагог. Где стоит жёлтый стульчик?
Дети. Жёлтый стульчик стоит перед фиолетовым стульчиком.
Педагог. Где стоит красный стульчик?
Дети. Красный стульчик стоит после голубого стульчика